Способ поверхностной термической обработки колец подшипника
Использование: лучевая термическая обработка дорожек качения колец подшипника с использованием лазерных и электронных пучков. Сущность изобретения: внутренние и внешнее кольца подшипника одновременно термически обрабатывают либо потоком лазерного излучения, либо потоком электронов с заданной шириной закаленного слоя при одновременном отпуске зон перехода профиля дорожки качения колец подшипника. Суммарная ширина зон отпуска и закаленного слоя каждого кольца и больше или равна ширине дорожки качения этого кольца. Обработку возможно производить как одним потоком излучения, так и двумя. Возможна обработка внешнего кольца потоком лазерного излучения, а внутреннего - потоком электронов. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области термической обработки стальных изделий, преимущественно дорожек качения колец подшипников, с использованием лазерных и электронных пучков, и может быть использовано для улучшения эксплуатационных свойств подшипников качения и повышение производительности лучевой обработки.
Известен способ упрочнения участков наружной поверхности детали, например кольца подшипника, заключающийся в том, что, производят нагрев упрочняемой поверхности CO2-лазером, а затем быстро охлаждают деталь [1] Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ поверхностной термической обработки кольца подшипника качения, заключающийся в лазерной закалке поверхности дорожки качения по всей ее ширине [2] Недостатком способа является получение закаленного слоя по всей ширине дорожки качения, включая места перехода профиля дорожки качения в бортик, являющиеся зонами концентрации напряжения, что отрицательно влияет на эксплуатационные свойства подшипника качения вследствие разрушения и краевых сколов указанных зон, ведущих, как правило, к катастрофическому износу или заклиниванию подшипника. Целью изобретения является повышение производительности и качества обработки подшипника путем снижения действия концентраторов напряжений в его кольцах. Для достижения поставленной цели в способе лучевой поверхностной термической обработки колец подшипника, включающем лучевую закалку поверхности дорожки качения шириной H1 кольца подшипника с заданной шириной закаленного слоя, закалку внутреннего и внешнего колец производят одновременно потоком лазерного излучения и/или потоком электронов с заданной шириной закаленного слоя H2 при одновременном отпуске зон перехода профиля дорожки качения кольца подшипника в бортик каждого кольца, при этом отпуск производят на ширине зон h1 и h2, соблюдая следующие соотношения: h1+h2+H2




1,h2>0
где m=h3/H1
h3 ширина зоны контакта тела качения (например, шарика 3) с дорожкой качения кольца подшипника в направлении, перпендикулярном направлению качения, причем указанная зона контакта лежит в пределах слоя, закаленного лучевой обработкой. В результате проведенных исследований установлено, что наиболее приемлемым является соотношение h1+h2+H2>H1, однако и соотношение h1+h2+H2=H1 обеспечивает продление срока службы и улучшение качества подшипника качения. При выполнении последнего соотношения зоны отпуска h1 и h2 полностью лежат в пределах ширины дорожки качения H1, но в силу того, что величины h1 и h2 составляет десятые доли миллиметра, уменьшение ширины дорожки качения на указанную величину практически не влияет на работоспособность подшипника, которая остается такой же, что и при выполнении соотношения
h1+h2+H2>H1. Пример. Производим лазерную закалку дорожек качения колец подшипника турбобура с исходной твердостью материала 47-48HRCэ. Ширина дорожки качения внутреннего и внешнего колец составляет H1=10мм. Формировали закаленный слой шириной H2= 9,7 мм и симметрично зоны отпуска шириной h1=h2=0,30 мм. После обработки получили твердость закаленного слоя 62-64 HRCэ, а твердость отпуска 40-42HRCэ, что ниже твердости исходного материала. При использовании для закалки электронных пучков были получены идентичные результаты. При использовании для термической обработки одного потока лазерного излучения 8 (фиг.2) его разделяют, например, полупрозрачным зеркалом 9, или другим оптическим элементом, например вращающимся зеркалом, на два потока 10 и 11, которые направляют на соответствующие дорожки качения внутреннего 1 и внешнего 2 колец подшипника. Каждый из потоков 10 и 11 обеспечивает получение на кольцах подшипника закаленных зон шириной H2 и зон отпуска шириной h1 и h2. Формирование пятен нагрева и аппаратное обеспечение в этом случае несколько проще, чем в ранее описанном, однако требует повышенной мощности источника лазерного излучения, поскольку в данном случае производится разделение энергии излучения между двумя пятнами нагрева. Закалку и отпуск возможно производить двумя пучками излучения, для чего можно использовать два источника лазерного излучения или два источника потока электронов (фиг. 3). Каждая из дорожек качения сканируется, например, своим потоком электронов 12 и 13 на всю длину, также, дорожки качения можно сканировать и пучками 14 и 15 лазерного излучения, обеспечивая во всех случаях формирование зон закалки и отпуска. По данному способу возможна термическая обработка радиальных и радиально-упорных подшипников, причем обработку можно вести одновременно и пучком электронов-внутреннее кольцо 16 подшипника и лазерным излучением - внешнее кольцо 17 (фиг.4). Кольца располагают соосно, как это показано на фиг.4, помещают в вакуумную камеру и приводят во вращение при жестком соединении между собой. Поток электронов 18 направляют на дорожку качения внутреннего кольца, производят закалку зоны шириной H2 и отпуск зон h1 и h2. Поток лазерного излучения 19 направляют на дорожку качения внешнего кольца и также формируют зоны H2 и h1, h2 требуемой ширины. Несомненно, что радиальные и радиально-упорные подшипники можно термически обрабатывать (внутреннее и внешнее кольца) или только лазерным излучением, или только потоком электронов, причем в последнем случае развертку потока электронов необходимо выбирать такой, чтобы отсутствовало виньетирование потока. Способ позволяет значительно повысить качество и производительность термической обработки дорожек качения шариковых и роликовых подшипников. Источники информации:
1. Заявка Японии N 54-519115, кл.10G4, 1979г. 2. Журнал "Нэцусери", 1984г. т.24, N 5, с.292-299 (прототип).
Формула изобретения
h1 + h2 + H2

h1, h2 > 0
m

где h1 и h2 ширины зон отпуска;
Н1 ширина дорожек качения кольца подшипника;
Н2 ширина закаленного слоя;
m hз / H1;
hз ширина зоны контакта тела качения с дорожкой качения кольца подшипника в направлении, перпендикулярном направлению качения. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при обработке упорного или упорно-радиального подшипника закалку с отпуском осуществляют путем сканирования одного потока излучения. 3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что закалку с отпуском осуществляют при использовании лазерного излучения, разделенного на два потока, направленных на соответствующие дорожки качения с заданной плотностью мощности. 4. Способ по п.1, отличающийся тем, что формируют два потока излучения, направленные соответственно на дорожки качения внешнего и внутреннего колец подшипника. 5. Способ по п.1, отличающийся тем, что при обработке радиального или радиально-упорного подшипника зоны закалки и отпуска на дорожке качения внешнего кольца формируют потоком лазерного излучения, а на дорожке качения внутреннего кольца потоком эклектронов. 6. Способ по любому из пп.1 5, отличающийся тем, что обработку ведут в среде газообразного азота или в среде инертного газа.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4