Узел опорного валка
Использование: в листопрокатном производстве. Сущность изобретения: узел опорного валка включает валок с подушками, установленный в станинах рабочей клети. На стойках станин в горизонтальных направляющих подвижно установлены клиновые планки, снабженные гидравлическим рычажным приводом их перемещения. На подушках стационарно установлены сменные клиновые планки, криволинейного профиля, взаимодействующие с подвижными планками на стойках станин. Это обеспечивает возможность регулирования углового положения опорного валка относительно оси клети в плане, его плоско-параллельного перемещения, и беззазорное соединение подушек валка со станинами, что способствует повышению точности прокатки и долговечности валков и подшипников. 1 ил.
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано в качестве опорного валка четырехвалковых клетей широкополосных станов.
Известен узел опорного валка (аналог), включающий валок с подушками, установленными в станинах рабочей клети, при этом подушки и станины снабжены пластинами, взаимодействующими между собой (авт.св. СССР N 1329848, кл. В 21 В 1/22, 1987). Недостатком аналога является невозможность изменения угла перекоса опорного валка относительно оси клети и рабочего валка. При износе взаимодействующих поверхностей пластин на контакте рабочего и опорного валков возникают осевые нагрузки, которые приводят к снижению долговечности и разрушению дорогостоящих подшипников опорных узлов валков. Наиболее близким техническим решением (прототипом) является узел опорного валка, включающий валок с подушками, установленными в станинах рабочей клети, при этом подушки и станины снабжены сменными клиновыми планками, взаимодействующими между собой (авт.св. СССР N 1570810, кл. B 21 B 13/00, 1990). Недостатками прототипа и аналога является невозможность регулирования угла перекоса опорного валка относительно оси клети и рабочего валка в горизонтальной плоскости и, как следствие, появление неуравновешенных осевых нагрузок на контакте валков при износе планок, снижающих долговечность и вызывающих разрушение подшипниковых узлов валка. При неравномерном износе планок со стороны привода и перевалки между планками на подушках и станинах с одной стороны клети образуются зазоры, которые приводят к появлению продольных динамических нагрузок на валковые опоры, также снижающих долговечность их подшипников. Существующая конструкция узла опорного валка не позволяет осуществлять его плоско-параллельное перемещение в продольном направлении относительно оси клети. В сочетании с отсутствием возможности изменения углового положения валка относительно оси клети и рабочего валка это не позволяет применять прототип для устранения осевых нагрузок на валки и их подшипники, а также для регулирования формы и профиля полосы при использовании технологии прокатки в скрещивающихся валках. В результате снижается точность прокатки и качество прокатываемой полосы. Целью изобретения является повышение долговечности подшипниковых узлов валков путем устранения действия на них осевых нагрузок, а также точности прокатки, качества прокатываемой полосы и долговечности валков при прокатке в скрещивающихся рабочих и опорных валках. Поставленная цель достигается тем, что в узле опорного валка, включающем валок с подушками, установленными в станинах рабочей клети, при этом подушки и станины снабжены сменными клиновыми планками взаимодействующими между собой, клиновые планки на станинах установлены в горизонтальных направляющих, закрепленных на стойках станин, с возможностью их перемещения в направлении оси клети и снабжены приводом перемещения, а горизонтальное сечение поверхности клиновых планок на подушках, контактирующей с плоской клиновой поверхностью планок на станинах, выполнено криволинейной формы, обеспечивающей минимальные контактные давления между планками и возможность разворота опорного валка в горизонтальной плоскости относительно оси рабочей клети вокруг центра, лежащего на пересечении оси валка и оси прокатки, без осевого смещения. Период перемещения клиновых планок на станинах выполнен в виде гидравлических рычажных механизмов, смонтированных на стойках станин. Каждый механизм содержит горизонтально расположенный гидроцилиндр, шарнирно установленный в неподвижной опоре, шток который шарнирно связан с одним из плеч двуплечего качающегося рычага, а его другое плечо через шатун шарнирно соединено с клиновой планкой. Изобретение поясняется чертежом, на котором изображен общий вид узла опорного валка в плане. Узел включает опорный валок 1 с подушками 2 и 3, установленными в станинах 4 и 5 рабочей клети. На стройках станин в закрепленных на них горизонтальных направляющих 6 и 7 с возможностью перемещения в направлении оси клети установлены клиновые планки 8 9, снабженные приводом их перемещения. На подушках 2 и 3 стационарно установлены сменные клиновые планки 10 и 11, взаимодействующие с подвижными клиновыми планками 8 и 9 на стойках станин. Горизонтальное сечение поверхности клиновых планок 10 и 11 на подушках, контактирующей с плоской клиновой поверхностью планок 8 и 9 на станинах, выполнено криволинейной формы. Форма горизонтального сечения криволинейной поверхности клиновых планок может быть различной параболической, эвольвентной, синусоидальной, цилиндрической и др. однако, с точки зрения простоты изготовления наиболее целесообразно применять планки с горизонтальным сечением в виде участка окружности. При любой из таких форм за счет соответствующего выбора величины хода подвижных клиновых планок 8 и 9 на стойках станин возможно обеспечить разворот опорного валка в горизонтальной плоскости относительно оси рабочей клети вокруг центра 0, лежащего на пересечении оси валка и оси прокатки без его осевого смещения или плоскопараллельное перемещения валка вдоль оси прокатки. Это упрощает конструкцию узла соединения подушек 2 и 3 верхнего опорного валка с подпятниками нажимных винтов и нижнего валка с опорными пластинами поперечин станин. Привод перемещения клиновых планок 8 и 9 на станинах выполнен в виде однотипных гидравлических рычажных механизмов, смонтированных на плитовинах 12, закрепленных на стойках станин. Со стороны перевалки механизмы установлены на внутренней стороне станины 4, чтобы не занимать место, предназначенное для установки устройств осевой фиксации подушек (защелок). Для удобства обслуживания со стороны привода механизмы установлены на наружной стороне станины 5. Каждый из механизмов состоит из горизонтально расположенного вдоль оси прокатки гидроцилиндра 13 двухстороннего действия, шарнирно установленного в опоре 14 на плитовине 12. Шток 15 гидроцилиндра шарнирно связан с одним из плеч треугольного двуплечего качающегося рычага 16, установленного в опоре 17, закрепленной на плите 12. Другое плечо рычага через шатун 18 шарнирно соединено с подвижной клиновой планкой 8 или 9. Механизмы обеспечивают преобразование поступательного движения штоков 15 гидроцилиндров 13 в направлении оси прокатки в плоское движение клиньев 8 и 9 в направлении оси клети. Механизмы просты по конструкции и надежны в эксплуатации. Они обеспечивают возможность как изменения углового положения опорного валка в плане, так и его плоско-параллельного перемещения в направлении оси прокатки. В исходном положении ось опорного валка совпадает с осью клети и расположена перпендикулярно оси прокатки. При развороте валка на угол
Формула изобретения
Узел опорного валка прокатной клети кварто, включающий собственно валок, установленный на подшипниковых опорах в подушках, которые размещены в окнах станин рабочей клети, при этом подушки и окна станин снабжены сменными клиновыми планками, взаимодействующими между собой, отличающийся тем, что клиновые планки в окнах станин установлены в горизонтальных направляющих, закрепленных на стойках станин, с возможностью их (планок) перемещения в направлении вдоль оси клети, и снабжены приводом такого перемещения, а горизонтальное сечение клиновых планок на подушках выполнено со стороны контакта с планками станин криволинейной формы с возможностью разворота опорного валка в горизонтальной плоскости относительно оси рабочей клети вокруг центра, лежащего на пересечении оси валка и оси прокатки, без осевого смещения.РИСУНКИ
Рисунок 1