Классический струнный музыкальный инструмент
Использование: изобретение может быть использовано в производстве классических струнных смычковых или щипковых музыкальных инструментов. Сущность изобретения: заключается в том, что одна опора мостика, на который опираются струны выполнена удлиненной, пропущена через отверстие, выполненное в верхней деке в месте расположения этой удлиненной опоры, размещена в резонирующей полости и своим торцом опирается на внутреннюю поверхность нижней деки, при этом угол перелома струн, образованный над мостиком составляет 165-177o. 7 з. п. ф-лы, 5 ил.
Настоящее изобретение относится к конструкции струнных музыкальных инструментов и может быть использовано в классических струнных смычковых или щипковых музыкальных инструментах семейства скрипичных или гитарных, а также в народных инструментах типа балалайки.
В классических струнных музыкальных инструментах семейства скрипичных, например широко известная скрипка Страдивари (Большая советская энциклопедия. М. Советская энциклопедия, 1976, т. 23, с. 1575), используется набор струн, которые натягиваются с помощью колков в головке инструмента по направлению к приспособлению для закрепления струн поверх мостика, расположенного на верхней деке. Мостик имеет правую и левую опоры. В резонирующей полости несколько сзади правой опоры между верхней и нижней деками расположена звуковая стойка, предназначенная для выполнения функции фазового регулятора между этими деками. Однако при указанном конструктивном расположении звуковой стойки энергия звука от верхней деки вынуждена проходить к нижней деке извилистым путем, в результате чего эта энергия теряется, снижается мощность и яркость звучания инструмента. В течение многих лет эволюции струнных смычковых инструментов увеличение мощности и яркости их звучания было достигнуто за счет усиления натяжения струн путем увеличения высоты мостика, а также путем замены жильных струн на металлические. В старых инструментах типа скрипки Страдивари толщины верхней (еловой) и нижней (кленовой) дек, обусловленные акустическими свойствами древесины, являются оптимальными, однако при возросших начальных статистических нагрузках корпус при данных толщинах дек становится механически перенапряженным, что отрицательно сказывается на тембральных свойствах и чувствительности инструмента. Таким образом оказалось, что увеличение мощности инструмента без усовершенствования его конструкции как механической системы приводит к потере качественных характеристик звучания инструмента, то есть к ухудшению обертонной наполненности (тембра), усилению неравномерности звучания отдельных струн. Конструкция широко известных классических струнных музыкальных инструментов семейства гитарных аналогична описанной выше конструкции семейства скрипичных. При этом мостик, поддерживающий струны, размещен на верхней деке всей своей нижней плоскостью, то есть правая и левая опоры мостика выполнены за одно целое. Во время возбуждения струн колебательные усилия от них через мостик передаются непосредственно только на верхнюю деку, в то время как нижняя дека остается пассивным элементом, на который колебательные усилия передаются через обечайки, то есть значительно ослабленными. В классической конструкции гитары (П.Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре. М. Музыка, 1983, с. 6, 7) мостик, на который опираются струны, жестко скреплен с верхней декой всей своей нижней плоскостью. При этом он передает на эту деку главным образом продольные колебания от звучащих струн, которые лишь опосредованно (через весь корпус) преобразуются в поперечные колебания дек, необходимые для резонансного усиления звука. В отличие от смычковых инструментов корпус гитары не является механически перенапряженным, однако из-за отсутствия прямого преобразования колебаний струн в поперечные колебания дек исходные предпосылки работы корпуса гитары как резонатора еще менее благоприятны, чем у смычкового инструмента. Указанные факторы не дают возможности оптимально использовать резонирующие свойства древесины и самого корпуса гитары, вследствие чего не достигаются максимальная мощность звучания, яркость и чувствительность инструмента. Известен классический струнный музыкальный инструмент (патент США N 4867029, 19 сентября 1989, выбранный нами за прототип), содержащий корпус, включающий обечайку, верхнюю и нижнюю деки, образующие резонирующую полость. С одной стороны корпуса имеется шейка, снабженная головкой с колками для натяжения струн, и гриф, над которым натянуты эти струны, а с другой стороны приспособление для закрепления струн, протянутых между колками и приспособлением для закрепления струн над верхней декой, на которой размещен поддерживающий струны мостик, расположенный поперечно расположению струн, вжимающих его в направлении, перпендикулярном поверхности верхней деки. Мостик имеет правую и левую опоры (если смотреть со стороны головки). Непосредственно под правой опорой в резонирующей полости размещена звуковая стойка, которая своими торцами плотно прилегает к внутренним поверхностям верхней и нижней дек. Продольная ось грифа выполнена под острым углом к продольной оси корпуса. Приспособление для закрепления струн включает подгрифок, стержень для закрепления петли, которая имеет две параллельные нити, и приспособление для изменения угла перелома струн, образованного над мостиком, содержащее множество массивных элементов, предназначенных для того, чтобы мостик делил пополам угол перелома струн. Считается, что наличие звуковой стойки и использование симметричных углов позволяет улучшить звучание, яркость и чувствительность инструмента во всем диапазоне его звучания. Однако данное конструктивное выполнение способно лишь незначительно усилить мощность звучания инструмента поскольку наличие массивного узла, за счет которого достигается выравнивание углов между струнами над мостиком, является одновременно сурдиной (глушителем звука), поглощающей значительную часть звуковой энергии. Кроме того, остается практически нереализованной присутствующая в колебаниях мостика наряду с вертикальными возвратно-поступательными движениями вращательная (крутильная) компонента, которая превращается во внутренние паразитные напряжения в верхней деке и в мостике и также приводит к потере звуковой энергии. В основу настоящего изобретения поставлена задача создать классический струнный музыкальный инструмент с таким конструктивным выполнением его элементов, которое позволило бы увеличить мощность звучания, яркость и чувствительность инструмента. Эта задача решена созданием классического струнного музыкального инструмента, содержащего корпус, включающий обечайку, верхнюю и нижнюю деки, образующие резонирующую полость, и имеющий с одной стороны шейку, снабженную головкой с колками для натяжения струн, и гриф, над которым натянуты эти струны, а с противоположной стороны для закрепления струн, включающее подгрифок, к одному концу которого жестко прикреплена эластичная петля, опирающаяся на приспособление для изменения угла перелома струн, размещенное на верхней деке, и одевается на стержень, закрепленный на обечайке под приспособлением для изменения угла перелома струн, а к другому концу подгрифка жестко прикреплены струны, протянутые над верхней декой, на которой размещен поддерживающий струны мостик, имеющий две опоры и расположенный поперечно расположению струн, вжимающих его в направлении, перпендикулярном поверхности верхней деки, на наружную поверхность которой своим торцом опирается одна опора мостика, при этом, согласно изобретению в месте размещения второй опоры мостика в верхней деке выполнено отверстие, эта опора выполнена удлиненной, пропущена через отверстие в верхней деке, размещена в резонирующей полости и своим торцом опирается на внутреннюю поверхность нижней деки, при этом угол перелома струн, образованный над мостиком, составляет 165-177o. Предлагаемое конструктивное выполнение обеспечивает автономное соединение каждой деки через мостик со струнами. При этом достигается симметричное возбуждение обеих дек корпуса, когда каждая дека возбуждается только в одной точке, в месте контакта каждой опоры мостика с соответствующей декой. При этом исключается эффект сурдины, и резонансные и тембральные свойства материала инструмента используются наиболее полно. Кроме того, предлагаемое конструктивное выполнение инструмента позволяет создать необходимые начальные поперечные усилия на обе деки от натяжения струн. Этот же механизм эффективно работает и в динамическом режиме при колеблющихся струнах, преобразуя возвратнопоступательные и вращательные колебания мостика в поперечные колебания обеих дек одновременно. При этом вследствие увеличения угла перелома струн над мостиком уменьшаются начальные статические нагрузки на корпус, причем динамическое воздействие на корпус от колеблющихся струн не ослабевает, а усиливается, так как оно передается непосредственно от мостика не только на верхнюю, но и на нижнюю деку, которая становится активным резонирующим рабочим элементом. Кроме того, возбуждение каждой из дек только в одной точке позволяет преобразовать вращательную компоненту колебания мостика в дополнительные поперечные колебания дек, улучшая резонансные свойства корпуса и, следовательно, увеличивая мощность звучания инструмента. Целесообразно, чтобы удлиненная опора была выполнена полой. Уменьшение ее массы снижает поглощение кинетической энергии вследствие инерции и, тем самым, улучшает резонансные свойства и чувствительность инструмента. Для усиления мощности звучания инструмента в верхнем диапазоне желательно, чтобы удлиненная опора была выполнена с левой относительно головки стороны. Для усиления мощности звучания инструмента в нижнем диапазоне благоприятно, чтобы удлиненная опора была выполнена с правой относительно головки стороны. При этом тембр верхнего диапазона смягчается. Целесообразно, чтобы удлиненная опора была выполнена составной по длине и составные ее части были шарнирно соединены между собой приблизительно на уровне расположения верхней деки. Наличие шарнирного соединения устраняет паразитные внутренние упругие напряжения в удлиненной опоре, возникающие в результате вращательных колебаний мостика, что увеличивает мощность звучания инструмента. Целесообразно, чтобы угол






Формула изобретения
приспособление для закрепления струн, включающее подгрифник, к одному концу которого жестко прикреплена эластичная петля, опирающаяся на приспособление для изменения угла перелома струн, размещенное на верхней деке и надевающаяся на стержень, закрепленный на обечайке под приспособлением для изменения угла перелома струн, а к другому концу подгрифка жестко прикреплены струны, протянутые над верхней декой, на которой размещен поддерживающий струны мостик, имеющий две опоры и расположенный поперечно расположению струн, вжимающих его в направлении, перпендикулярном поверхности верхней деки, при этом одна опора своим торцом опирается на наружную поверхность верхней деки, отличающийся тем, что в месте размещения второй опоры мостика в верхней деке выполнено отверстие, эта опора выполнена удлиненной, пропущена через отверстие в верхней деке, размещена в резонирующей полости и своим торцом опирается на внутреннюю поверхность нижней деки, при этом угол перелома струн, образованный над мостиком, составляет 165 177o. 2. Инструмент по п.1, отличающийся тем, что удлиненная опора выполнена полой. 3. Инструмент по пп.1 и 2, отличающийся тем, что удлиненная опора мостика выполнена с левой относительно головки стороны. 4. Инструмент по пп.1 и 2, отличающийся тем, что удлиненная опора мостика выполнена с правой относительно головки стороны. 5. Инструмент по пп.1 4, отличающийся тем, что удлиненная опора выполнена составной по длине и составные части опоры шарнирно соединены между собой приблизительно на уровне верхней деки. 6. Инструмент по пп.1 5, отличающийся тем, что угол между продольной осью грифа и продольной осью корпуса составляет 180 - (






РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5