Способ нанесения упрочняющего покрытия на детали из алюминиевых деформируемых сплавов
Авторы патента:
Способ нанесения упрочняющего покрытия на детали из алюминиевых деформируемых сплавов включает механическую обработку поверхности изношенного участка, обезжиривание бензином или ацетоном, дробеструйную обработку, детонационное напыление сериями по 10-20 выстрелов с промежутками в 0,5-3,0 мин с непрерывным обдувом подложки сжатым воздухом давлением 2-4 атм. 3 ил., 1 табл.
Изобретение относится к способам изготовления и восстановления изношенных поверхностей деталей из алюминиевых деформируемых сплавов, работающих в парах трения.
Известен способ плазменного напыления упрочняющего покрытия, включающий дробеструйную обработку поверхности детали и последующее напыление покрытия (см. Костиков и др. Плазменные покрытия. М. Металлургия, 1978 г. с.160). Недостатком способа является перегрев основы до температуры более 100oC и появлению межкристаллитной коррозии в условиях повышенных нагрузок и коррозионных сред (соляного тумана) и низкая прочность сцепления. Известен способ плазменного напыления упрочняющего покрытия на детали из алюминиевых сплавов, включающий подготовку деталей под напыление и плазменное напыление упрочняющего покрытия (см. Д.М.Карпинос и др. Газотермическое напыление покрытий на алюминиевые сплавы. Порошковая металлургия, N 12, 1988 г. стр.37-40). Недостатком данного способа также является низкая прочность сцепления покрытия с основным материалом и нагрев подложки до температуры, превышающей 100oC, что приводит к появлению межкристаллитной коррозии в условиях повышенных нагрузок и коррозионных сред (соляного тумана) и, как следствие растрескиванию основы. Наиболее близки из известных к предложенному по достигаемому результату является способ восстановления деталей детонационным методом, включающий механическую обработку поверхности изношенного участка, обезжиривание бензином или ацетоном, дробеструйную обработку поверхности детали и последующее детонационное напыление упрочняющего покрытия (см. Л.И.Зверев и др. Детонационное напыление покрытий, судостроения, Л. 1979, с.105-110). Недостатком данного способа является то, что при напылении покрытия температура подложки достигает 200oC и приводит к образованию межкристаллитной коррозии в алюминиевых деформируемых сплавах в условиях повышенных нагрузок и коррозионных сред (соляного тумана). Целью предлагаемого изобретения является снижение температуры нагрева поверхности алюминиевых деформируемых сплавов во время напыления упрочняющего покрытия и исключения возможности появления межкристаллитной коррозии. Поставленная цель достигается тем, что в способе нанесения упрочняющего покрытия на детали из алюминиевых деформируемых сплавов, включающем дробеструйную обработку поверхности детали, детонационное напыление покрытия в соответствии с предлагаемым изобретением напыление осуществляют сериями детонационных выстрелов, причем каждая серия включает 10-20 выстрелов, при этом время между сериями составляет 0,5-3,0 мин, кроме того, непрерывно производят обдувку подложки сжатым воздухом давлением 2-4 атм. Напыление сериями детонационных выстрелов с регламентируемым количеством выстрелов в серии, регламентируемым временем между сериями выстрелов, непрерывная обдувка подложки сжатым воздухом с регламентируемым давлением составляют "существенные отличия" предлагаемого изобретения. При эксплуатации деталей самолетов из алюминиевых деформируемых сплавов при работе в парах трения их поверхность изнашивается на величину до 0,5 мм. Для их восстановления необходимо нанести упрочняющие покрытия и при этом не допустить нагрев поверхности до температур более 100oC, так как при этом в алюминиевых деформируемых сплавах развивается межкристаллитная коррозия, которая приводит к растрескиванию. Технических решений со сходными признаками обнаружено не было. Способ осуществляется следующим образом: Изношенную поверхность подвергают механической обработке, дробеструят и обезжиривают бензином или ацетоном. Детонационное напыление осуществляют сериями выстрелов. После осуществления серии, включающей 10-20 выстрелов, делается пауза 0,5-3,0 мин, после которой осуществляется следующая серия, включающая то же количество выстрелов, и так далее до напыления покрытия требуемой толщины. При этом подложка непрерывно обдувается сжатым воздухом давлением 2-4 атм. и охлаждает ее как при напылении, так и во время пауз между сериями выстрелов. При детонационном напылении с сериями, включающими менее 10 выстрелов имеет место низкая производительность процесса. Осуществление детонационного напыления сериями, включающими более 20 выстрелов приводит к нагреву подложки до температуры более 100oC и возникновению межкристаллитной коррозии в условиях повышенных нагрузок и коррозионных сред (соляного тумана). При времени между сериями выстрелов менее 0,5 мин подложка не успевает охлаждаться до комнатной температуры, которая является исходной для начала детонационного напыления в предлагаемом способе. При времени между сериями выстрелов более 3,0 мин наблюдается низкая производительность процесса. Обдувка подложки давлением сжатого воздухом менее 2 атм не дает быстрого эффекта ее охлаждения, а обдувка подложки давлением более 4 атм приводит к сдуванию потока частиц порошка при детонационном напылении и, как следствие, значительной неровности поверхности покрытия. Пример реализации способа. При эксплуатации тяг управления самолета из сплава Д-16 в месте контакта с роликами появляется выработка глубиной до 0,5 мм. Восстановление изношенной поверхности осуществляют следующим образом: механическую обработку осуществляют с помощью шлифовальных головок (круги войлочные с накаткой абразивным порошком (электрокорундом) зернистостью N 25-16, N 10-6, N 5-5 по ГОСТ 3647-80) вдоль волокон материала Д-16, т.е. параллельно оси тяги до выведения острых углов. Дробеструйную обработку осуществляют электрокорундом марок 23А.25А, 14А или карбидом кремния 53С.55С (зернистостью 40.63). Протирку поверхности подложки осуществляют непосредственно перед напылением салфеткой из бязи хлопчатобумажной, отбеленной, смоченной ацетоном ГОСТ 2768-84. Детонационное напыление покрытия на основе NiAl типа ПН85Ю15 осуществляют на установке АДК-1 "Прометей". Режимы детонационного напыления: расход кислорода, л/мин 15-19 расход ацетилена, л/мин 15-18 расход азота, л/мин 8-11 расход азота порошка л/мин 1-5 расстояние от среза сопла до подложки, мм 190
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Похожие патенты:
Способ газотермического нанесения покрытий // 2086697
Изобретение относится к технологии нанесения покрытий, в частности к газотермическим способам нанесения покрытий
Способ нанесения покрытия (варианты) // 2081202
Изобретение относится к технологии газодинамического нанесения покрытий
Изобретение относится к области выращивания монокристаллических пленок
Способ электродуговой металлизации // 2064524
Изобретение относится к области защиты от коррозии и может быть использовано в газотурбинных процессах
Изобретение относится к способу защиты никелевых сплавов, из которых изготовляются теплонагруженные детали газотурбинных двигателей
Изобретение относится к нанесению металлических покрытий на конструкции из полимерных композиционных материалов (ПКМ)
Способ нанесения двухслойных покрытий на цилиндрические изделия и устройство для его осуществления // 2041744
Изобретение относится к нанесению покрытий высокоскоростным способом и может быть использовано в трубостроении и машиностроении для создания защитных антикоррозионных износостойких покрытий на внешней поверхности изделия
Изобретение относится к области защиты металлов от коррозии и может быть использовано в металлургии
Изобретение относится к устройствам для нанесения покрытий на внутренние стенки протяженных изделий в глухих и сквозных отверстиях и может быть использовано в металлургической, машиностроительной и металлорежущих отраслях промышленности
Способ получения покрытий // 2082823
Способ компактирования порошка // 2063303
Способ получения покрытий // 2062820
Изобретение относится к способам нанесения покрытий напылением, в частности, к напылению порошковых материалов и может быть использовано для восстановления изделий, в частности, изношенных поверхностей контактных проводов электрифицированного транспорта
Способ нанесения покрытий на заготовки // 1799686
Способ плакирования деталей // 1211337
Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии нанесения твердосмазочных покрытий с применением ультразвука
Изобретение относится к способам нанесения порошковых композиционных сплавов и может быть использовано при изготовлении и ремонте трущихся деталей
Способ нанесения покрытия // 2102528
Изобретение относится к области получения покрытий из порошковых материалов, преимущественно из мелкодисперсных порошков, и может быть использовано в машиностроительной, станкостроительной, судоремонтной, радиоэлектронной отраслях промышленности и порошковой металлургии
Изобретение относится к обработке стали при помощи концентрированных источников энергии, конкретнее - высокоскоростных струй легирующего элемента