Способ изготовления аэродинамических/гидродинамических обтекаемых изделий типа крыла из композиционного материала
Использование: изобретение относится к способам изготовления и сборки самолетов, а более точно, к способу изготовления обтекаемых изделий типа крыла из композиционного материала. Сущность изобретения: способ изготовления аэродинамических/гидродинамических обтекаемых изделий типа крыла из композиционного материала заключается в том, что формируют ряд целых секций аэродинамического обтекаемого изделия, являющихся силовыми элементами, несущими основную нагрузку. Для этого путем спиральной намотки нитяного препрега на оправку формируют внутренний силовой слой. Устанавливают межслойный заполнитель, по меньшей мере, на часть сформированного внутреннего силового слоя и формируют внешний силовой слой путем спиральной намотки нитяного на сформированный внутренний силовой слой и межслойный заполнитель. Затем формируют ряд целых секций аэродинамического обтекаемого изделия, являющихся силовыми элементами, несущими неосновную нагрузку. Размещают в определенной последовательности полученный ряд целых секций, несущих основную и неосновную нагрузку для формирования аэродинамического обтекаемого изделия. После этого осуществляют спиральную намотку одного слоя нитяного препрега на сформированное аэродинамическое обтекаемое изделие, которое затем подвергают полимеризации при повышенной температуре. Оправки удаляют. 8 з.п. ф-лы, 9 ил.
Настоящее изобретение относится к способам изготовления и сборки самолетов, а более точно, к способу изготовления обтекаемых изделий типа крыла из композиционного материала.
Изобретение может быть использовано для изготовления лопастей ветроэнергетических установок, лопастей винтов вертолетов, надводных и подводных судов, крыльев для судов на подводных крыльях, элементов конструкций планеров летательных аппаратов. Широко распространенным способом изготовления элементов конструкции летательного аппарата из композиционных материалов является выкладка на форме наружного контура планера необходимых элементов силового набора и листов обшивки с последующим автоклавным формованием [1] Технологический процесс изготовления элементов методом выкладки включает следующие операции: подготовку оснастки, раскрой и выкладку материалов, подготовку к автоклавному формованию, формование, сборку, механическую обработку. Многоступенчатость такой технологии изготовления изделий из композиционных материалов приводит к нежелательному накоплению технологических дефектов, разбросу физико-механических характеристик применяемых материалов, в частности, прочностных свойств. Отдельные секции и элементы конструкции необходимо соединить между собой механически или с помощью клея. Это существенно усложняет технологический цикл, так как требует подгонки, сверления и сборки, и увеличивает себестоимость и трудоемкость процесса. Часть операций при этом выполняется вручную, что нарушает единый технологический процесс, не позволяя его автоматизировать. В этом случае возможны также частичные непроклеи, что отражается на прочности изделия и дополнительно увеличивает разброс характеристик. Экономическая эффективность способа изготовления элементов конструкции летательного аппарата выкладкой низка из-за большого объема сборочных работ, наличия ручных операций. Это также усложняет расчеты и проектирование, приводит к необходимости увеличения коэффициента запаса прочности. Следует учитывать также, что работа с рядом связующих смол небезопасна для персонала и желательно исключить прямой контакт. Наиболее прогрессивным механизированным способом изготовления элементов конструкции планера является способ намотки на станках с программным управлением [2] Так могут изготавливаться изделия сложной формы типа кессонов и лонжеронов. Намотка производится на оправке, которая после термокамерного формования удаляется. На оправку перед намоткой препрега при необходимости можно заложить подкрепляющий силовой набор в виде сот или гофр. Недостатком этого способа является необходимость соединения отдельных деталей (секций) между собой для получения целого изделия, что снижает прочность изделия. Технологический процесс в этом случае не автоматизирован, а само производство из-за выделения вредных веществ считается неудовлетворительным с экологической точки зрения. Слишком большое число операций завышает стоимость готового изделия. Наиболее близким техническим решением является способ изготовления аэродинамических/гидродинамических обтекаемых изделий типа крыла из композиционного материала. Способ заключается в том, что формируют ряд целых секций обтекаемого изделия путем намотки нитяного препрега на оправки с образованием внутреннего силового слоя, размещают в определенной последовательности полученный ряд целых секций так что их боковые поверхности контактируют между собой, соединяют указанные секции в единую конструкцию, после чего осуществляют формирование внешнего силового слоя путем намотки по меньшей мере одного слоя нитяного препрега на сформированное обтекаемое изделие, которое полимеризуют под действием давления и температуры после чего оправки удаляют [3] Недостатком является достаточно большое число ручных операций типа накладки кусков препрега на склеиваемые детали, что не позволяет реализовать единый автоматизированный технологический процесс. Дополнительная механообработка, сборка и склейка секций увеличивает стоимость и трудоемкость изготовления изделия. В основу настоящего изобретения поставлена задача создания способа изготовления аэродинамических/гидродинамических обтекаемых изделий типа крыла из композиционного материала, в котором изготовление целого изделия путем формования ряда секций и их последующего соединения в едином технологическом процессе позволяет сократить продолжительность и трудоемкость изготовления изделия, автоматизировать процесс, повысить прочность изделия, и решить проблему экологической чистоты производства. Поставленная задача решается тем, что, в способе изготовления аэродинамических/гидродинамических обтекаемых изделий типа крыла из композиционного материала, заключающемся в том, что формируют ряд целых секций обтекаемого изделия путем намотки нитяного препрега на оправки с образованием внутреннего силового слоя, размещают в определенной последовательности, полученный ряд целых секций так что их боковые поверхности контактируют между собой, соединяют указанные секции в единую конструкцию, после чего осуществляют формирование внешнего силового слоя путем намотки, по меньшей мере, одного слоя нитяного препрега на сформированное обтекаемое изделие, которое полимеризуют под действием давления и температуры после чего оправки удаляют, отличающийся тем, что вначале формируют ряд целых секций аэродинамического обтекаемого изделия, являющихся силовыми элементами, несущими основную нагрузку, для чего путем спиральной намотки нитяного препрега на оправку формируют внутренний силовой слой, устанавливают межслойный заполнитель на часть сформированного внутреннего силового слоя и формируют внешний силовой слой путем спиральной намотки нитяного на сформированный внутренний силовой слой и межслойный заполнитель, затем формируют ряд целых секций аэродинамического обтекаемого изделия, являющихся силовыми элементами, несущими неосновную нагрузку также путем намотки одного слоя нитяного препрега на оправку, затем устанавливают ряд целых секций, несущих основную и неосновную нагрузку, а также оправку одной секции не несущей нагрузки для формирования обтекаемого изделия, причем все указанные секции соединяют между собой на торцевых оправках и осуществляют спиральную намотку, по меньшей мере, одного слоя нитяного препрега на сформированное обтекаемое изделие, а после полимеризации удаляют вначале торцевые оправки, а затем оправки секций. Целесообразно, чтобы при спиральной намотке нитяного препрега на оправку или сформированное аэродинамическое обтекаемое изделие внутренний и внешний силовые слои формируют путем намотки двух подслоев, при этом в процессе намотки каждого подслоя угол подачи препрега оставался постоянным и находился в пределах






Формула изобретения
1. Способ изготовления аэродинамических/гидродинамических обтекаемых изделий типа крыла из композиционного материала, заключающийся в том, что формируют ряд целых секций обтекаемого изделия путем намотки нитяного препрега на оправки с образованием внутреннего силового слоя, размещают в определенной последовательности полученный ряд целых секций так, что их боковые поверхности контактируют между собой, соединяют указанные секции в единую конструкцию, после чего осуществляют формирование внешнего силового слоя путем намотки по меньшей мере одного слоя нитяного препрега на сформированное обтекаемое изделие, которое полимеризуют под действием давления и температуры, после чего оправки удаляют, отличающийся тем, что вначале формируют ряд целых секций обтекаемого изделия, являющихся силовыми элементами, несущими основную нагрузку, для чего путем спиральной намотки нитяного препрега на оправку формируют внутренний силовой слой, устанавливают межслойный заполнитель по меньшей мере на часть сформированного внутреннего силового слоя и формируют внешний силовой слой путем спиральной намотки нитяного препрега на сформированный внутренний силовой слой и межслойный заполнитель, затем формируют ряд целых секций обтекаемого изделия, являющихся силовыми элементами, несущими неосновную нагрузку также путем спиральной намотки по меньшей мере одного слоя нитяного препрега на оправку, затем устанавливают ряд целых секций, несущих основную нагрузку и несущих неосновную нагрузку, а также оправку по меньшей мере одной секции не несущей нагрузки для формирования обтекаемого изделия, причем все указанные секции соединяют между собой на торцевых оправках, и осуществляют спиральную намотку по меньшей мере одного слоя нитяного препрега на сформированное обтекаемое изделие, а после полимеризации удаляют вначале торцевые оправки, а затем оправки секций. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при спиральной намотке нитяного препрега на оправку или сформированное аэродинамическое обтекаемое изделие внутренний и внешний силовые слои формируют путем намотки по меньшей мере двух подслоев, при этом в процессе намотки каждого подслоя угол подачи препрега остается постоянным и находится в пределах

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 14.07.2003
Извещение опубликовано: 27.09.2004 БИ: 27/2004