Электропривод
Использование: в следящих системах регулирования. Сущность: в электропривод введены интегратор 25, суммирующие и вычитающие блоки 21, 22. Генератор опорного напряжения составлен из дросселей с первичными обмотками, включенными в цепи обмоток 6, 7 возбуждения датчика угла и скорости, и вторичными обмотками 18, 19, подключенными через разнополярные выпрямители 16, 17 к входам сумматора 20, выход которого соединен с опорными входами фазочувствительных выпрямителей 23. Входы последних через блоки 21 подключены к выходным обмоткам датчика угла и скорости, которые через блоки 22 подключены к преобразователям скорости 24. Выходы преобразователей скорости и фазочувствительных выпрямителей соединены с входами формирователя 26 скоростного сигнала. В результате повышается точность за счет разделения угловых и скоростных сигналов и обеспечивается упрощение. 4 ил.
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в следящих системах регулирования.
Известен электропривод, выполненный на синхронном исполнительном двигателе с пристраевыми к ним датчиком угла и датчиком скорости, выполненном, в частности, в виде синхронного тахогенератора (1). Недостатком электропривода является сложность. Известен также электропривод, содержащий связанный с преобразователем частоты двигатель, датчик угла, связанный по входу с генератором возбуждения, а по выходу с входами фазочувствительных выпрямителей через фильтры высоких и низких частот. Выходы фазочуствительных выпрямителей и фильтров низких частот подключены к входам соответствующих блоков сравнения, на выходах которых формируются сигналы скорости вращения ротора, величина которых пропорциональна амплитуде напряжения переменного тока на обмотке возбуждения. Эти сигналы подаются на соответствующие входы преобразователя частоты (2). Основным недостатком электропривода является невысокая точность формирования угловых и скоростных сигналов, обусловленная тем, что цепи возбуждения и выходных сигналов для угловых и скоростных координат объединены, а разделение указанных сигналов производится электронными фильтрами, которые вносят искажения в отработку статических и динамических параметров, снижающие точность измерения угловых координат и скорости вращения. Наиболее близким аналогом к изобретению является электропривод, содержащий синхронный двигатель, связанный с выходом преобразователя частоты, датчик угла, обмотка возбуждения которого подключена к выходу генератора возбуждения, к которому подключен вход генератора опорного напряжения, выходом соединенного с опорными входами фазочувствительных выпрямителей. Выходы последних подключены к входам преобразователя частоты через блоки умножения и к двум входам формирователя скоростного сигнала, в котором сигнал по скорости формируется путем апроксимации тригонометрических функций углового положения ротора (3). Недостатком указанного электропривода является сложность и ограниченная точность формирования сигнала скорости. Технический результат данного изобретения заключается в упрощении и повышении точности за счет разделения угловых и скоростных сигналов, исключающих статические и динамические погрешности в трактах преобразования сигналов. Указанный технический результат достигается тем, что в электроприводе, содержащем синхронный двигатель, связанный с преобразователем частоты, датчик угла, обмотка возбуждения которого подключена к выходу генератора возбуждения, генератор опорного напряжения, входом подключенный к выходу генератора возбуждения, два фазочувствительных выпрямителя, формирователь скоростного сигнала, двумя входами подключенный к выходам фазочувствительных выпрямителей, генератор возбуждения, генератор опорного напряжения и датчик угла выполнены двухфазными, вторичные обмотки датчика угла размещены на взаимно перпендикулярных зубцах магнитопровода статора синхронного двигателя, образуя одновременно обмотки датчика скорости, а обмотки возбуждения образованного датчика угла и скорости расположены в отверстиях, выполненных в указанных зубцах, и центры которых расположены на радиальной оси симметрии зубцов, введены интегратор, два суммирующих и два вычитающих блока, два преобразователя скорости, а генератор опорного напряжения выполнен в виде двух двухобмоточных дросселей, двух разнополярных выпрямителей и сумматора, выход которого через интегратор подключен к опорным цепям фазочувствительных выпрямителей, а входы через разнополярные выпрямители к вторичным обмоткам соответствующих дросселей, первичные обмотки которых, образуя двухфазный вход генератора опорного напряжения, включены в цепи соответствующих обмоток возбуждения двухфазного датчика угла и скорости, каждая выходная обмотка которого через соответствующие суммирующий и вычитающий блоки подключена к входам соответствующих фазочувствительного выпрямителя и преобразователя скорости, выходы преобразователей скорости подключены к двум другим входам формирователя скоростного сигнала. На фиг. 1 представлена структурная схема электропривода; на фиг. 2 - выполнение отдельных узлов электропривода; на фиг. 3 магнитопровод статора синхронного двигателя с датчиком угла и скорости; на фиг. 4 временные диаграммы работы узлов электропривода. Электропривод содержит синхронный двигатель 1 с датчиком угла и скорости, выполненным двухфазным. Ротор 2 двигателя выполнен в виде постоянного магнита (условно показан двухполюсным). На статоре 3 двигателя размещены первая 4 и вторая 5 фазы обмотки двигателя, первая 6 и вторая 7 фазы обмотки возбуждения датчика угла и скорости, и первая 8 и вторая 9 фазы выходной обмотки датчика угла и скорости (фиг. 1). Двигатель подключен к двухфазному преобразователю частоты 10, каждая фаза которого составлена из предварительного усилителя 11 и усилителя мощности 12. Обмотки возбуждения упомянутого датчика угла и скорости подключены к выходам двухфазного генератора возбуждения 13 с выходной частотой f0, к которым подключен двухфазный вход генератора опорного напряжения. Генератор опорного напряжения содержит два двухобмоточных дросселя, которые имеют первичные обмотки 14, 15, образующие двухфазный вход генератора опорного напряжения и включенные в цепи обмоток возбуждения 6, 7 датчика угла и скорости соответственно, два разнополярных выпрямителя 16, 17, входами подключенные к вторичным обмоткам 18, 19 дросселей соответственно, и сумматор 20, входами соединенный с выходами выпрямителей 16, 17 соответственно. Электропривод снабжен суммирующими 21 и вычитающими 22 блоками. Каждая из выходных обмоток 8, 9 датчика угла и скорости через соответствующие суммирующие 21 и вычитающие 22 блоки подключены к входам соответствующих фазочувствительного выпрямителя 23 и введенного преобразователя скорости 24. Опорные цепи фазочувствительных выпрямителей 23 через введенный интегратор 25 подключен к выходу сумматора 20 генератора опорного напряжения. Выходы фазочувствительных выпрямителей 23 и преобразователей скорости 24 подключены к соответствующим входам формирователя скоростного сигнала 26, на выходе которого формируется сигнал в виде напряжения постоянного тока, величина которого пропорциональна скорости вращения, а знак (направление) определяется направлением вращения. Для организации обратных связей по углу и скорости выходы фазочувствительных выпрямителей с напряжениями (U1D, U2D) подключены к соответствующим входам предварительных усилителей и вводится блок сравнения 27, на первый вход которого подается сигнал U3, а второй вход соединяется с выходом формирователя скоростного сигнала 26. Формирователь скоростного сигнала может содержать два множительных устройства 28 (фиг. 2) и суммирующий усилитель 29, вход которого подключен к выходам множительных устройств 28. В опорные цепи фазочувствительных выпрямителей введены ключи 30, управляющие входы которых соединены с выходом интегратора 25. Магнитопровод статора синхронного двигателя содержит зубцы 31-42 (фиг. 3), на которых размещены фазы обмотки статора синхронного двигателя. На взаимно перпендикулярных зубцах 31, 37 и 34, 40 размещены обмотки 8I, 8II первой фазы и обмотки 9I, 9II второй фазы датчика угла и скорости. На указанных зубцах выполнены отверстия, центр которых совпадает с радиальными осями симметрии зубцов, в которых размещены первая 6 и вторая 7 фазы обмотки возбуждения датчика угла и скорости. Электропривод работает следующим образом. При подаче на вход электропривода сигнала задания U3 он попадает на входы предварительный усилителей 11, которые инициируют усилители мощности 12, обеспечивающие токи для вращения ротора синхронного двигателя. Последний начинает вращаться и наводит ЭДС вращения U

















W1,2 числа витков первичной и вторичной обмоток дросселя. После выпрямления напряжений U01 и U02 разнополярными выпрямителями 16 и 17 и суммирования их выходных напряжений сумматором 20 получается напряжение:

Поскольку напряжения U01 и U02 на обмотках 18, 19 являются производными от токов i01 и i02, протекающих в обмотках 14 и 15 соответствующих дросселей, то для получения синфазного напряжения




В случае необходимости для формирования сигнала главной обратной связи по скорости Uтм сигнал U






т. е. напряжение Uтм прямо пропорционально скорости вращения и не имеет пульсаций. Полярность напряжения зависит от направления (знака) скорости, поскольку напряжение U

Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3