Способ сборки зубчатой передачи
Использование: способ сборки зубчатой передачи относится к машиностроению, в частности, к двигателестроению, а именно к сборке зубчатой передачи от коленвала к кулачковым валам. Сущность: способ сборки зубчатой передачи заключается в последовательной установке зубчатых колес и шестерен на соответствующие валы и взаимной ориентации элементов передачи, образующих шлицевое соединение. При этом взаимную ориентацию элементов передачи, образующих шлицевое соединение 4, осуществляют путем зацепления ведомой шестерни 3 с ведущей 1 путем подбора положения ведомой шестерни 3 на ведомом валу 5 с отсутствием зазора в зацеплении, который производят поворотом ведомого вала 5 относительно ведомой шестерни 3 на угол 380o (ZmZk), где Zm - число шлиц на ведомом валу и ведомой шестерне, а Zk - число зубьев ведомой шестерни, исходя из условия, что если Zm - четное число, то Zk - нечетное, и наоборот. 1 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к двигателестроению, а именно к сборке зубчатой передачи от коленвала к кулачковым валам.
Известен способ сборки зубчатой передачи между ведущим (коленвалом) и ведомым (распредвалом), в котором сборка завершается установкой ведомой шестерни по метке на ее зубчатом венце, при этом ведомую шестерню сначала вводят в зацепление, а затем поворачивают распредвал до совмещения шлицев на валу (или шпонки) пазами на шестерне и надевают на них шестерню /1/. Однако известный способ весьма трудоемок в изготовлении, т.к. требуется нарезать зубчатые венцы всех шестерен строго ориентированно по месту установки, т. е. шпоночным или шлицевым пазам, а шлицы или шпоночные пазы валов должны быть строго ориентированы по плоскостям коленвала и кулачкам распредвалов. Сложность конструкции и длинная цепь базовых размеров приводят к невысокой точности установки распределительных валов. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому способу сборки зубчатой передачи является выбранный в качестве прототипа способ сборки зубчатой передачи между коленвалом, на конце которого жестко установлена ведущая шестерня, и распредвалом, на конце которого имеется гладкий пояс, для посадки ведомой шестерни и шлицевой пояс для фиксации положения распредвала шлицевой втулкой, заключающийся в последовательной установке зубчатых колес и шестерен на соответствующие валы, установкой промежуточных шестерен и взаимной ориентацией элементов передачи, образующих шлицевое соединение, перестановкой шлицевой втулки до совпадения шлицев на валу втулке и шестерне втулке /2/. Затем соединение затягивают зажимом и фиксируют от отвинчивания стопорным кольцом. Недостатком известного способа является невысокая точность установки ведомого вала, определяемая наличием в конструкции передачи регулировочной втулки с двумя шлицевыми поясами, диаметр которых ограничен в пределах диаметра вала и зубчатого венца ведомой шестерни. Точность установки ведомого вала зависит от количества шлиц чем больше, тем выше точность. Таким образом, стремление получить максимальную точность установки и выполнить обязательное условие посадку шестерни по валу приводят к усложнению конструкции, выражающейся в необходимости изготовления глухих (долбленых) шлиц. Цель изобретения повышение точности установки ведомого вала и упрощение конструкции. Поставленная цель достигается за счет того, что в предлагаемом способе сборки зубчатой передачи, заключающемся в последовательной установке зубчатых колес и шестерен на соответствующие валы и взаимной ориентации элементов передачи, образующих шлицевое соединение, согласно изобретению взаимную ориентацию элементов передачи, образующих шлицевое соединение, осуществляют путем зацепления ведомой шестерни с ведущей путем подбора положения ведомой шестерни на ведомом валу с отсутствием зазора в зацеплении, которые производят поворотом ведомого вала относительно ведомой шестерни на угол 360o/(Zш


Формула изобретения
Способ сборки зубчатой передачи, заключающийся в последовательной установке зубчатых колес и шестерен на соответствующие валы и взаимной ориентации элементов передачи, образующих шлицевое соединение, отличающийся тем, что взаимную ориентацию элементов передачи, образующих шлицевое соединение, осуществляют путем зацепления ведомой шестерни с ведущей путем подбора положения ведомой шестерни на ведомом валу с отсутствием зазора в зацеплении, который производят поворотом ведомого вала относительно ведомой шестерни на угол 360o/(Zш х Zз), где Zш число шлиц на ведомом валу и ведомой шестерне, а Zз число зубьев ведомой шестерни, исходя из условия, что если Zш четное число, то Zз нечетное и наоборот.