Муфта сцепления
Использование: в машиностроении, автотракторостроении. Сущность изобретения: муфта содержит ведущее и ведомое звенья, последнее из которых смонтировано на ведомом валу, подпружиненные в окружном направлении тела заклинивания, вилку переключения и механизм управления перемещением вилки в окружном направлении. Снабжена втулкой, установленной с возможностью осевого перемещения вдоль ведомого вала. Нажимные подшипники закреплены на втулке. Ведущее звено выполнено в виде двух концентрично расположенных элементов и образующих полости с поперечным сечением в виде клина, вершины смежных полостей которых разнонаправлены. Механизм управления перемещением вилки выполнен в виде рычагов. 3 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к автотракторостроению и может быть использовано в качестве муфты сцепления для передачи крутящего момента, кратковременного разъединения ведущего и ведомого валов трансмиссии транспортных средств и тяговых средств.
Известна однодисковая муфта сцепления нормально замкнутого посредством пружины типа, включающая корпус, ведущий, нажимной и ведомый фрикционные диски. При этом ведомый диск оснащен гасителем крутильных колебаний, а механизм управления работой муфты выполнен в виде рычажной системы и выжимного подшипника, закрепленного на втулке с возможностью осевого перемещения. (Автомобиль. Основы конструкции. М. Машиностроение, 1986, с. 114, фиг. 88а). Известна реверсивная муфта, которая соединяет две кинематические цепи. В зависимости от включения муфта может передавать момент вращения в обоих направлениях. Муфта содержит ведущий и ведомый элементы, в полости между которыми установлены подпружиненные тела заклинивания, управления которыми осуществляется посредством вилки (Ряховский О.А. Иванов С.С. Справочник по муфтам -Л. Политехника, 1991, стр. 251, фиг. 5.2 г). Данная муфта принята за прототип. Технический результат состоит в возможности расширить эксплуатационные возможности устройства, использовать в качестве муфты сцепления в транспортных и тяговых средствах, где требуется кратковременное разъединение ведущего и ведомого вала при переключении передач, трогания и торможения как двигателем, так и тормозной системой, предохранить трансмиссию от динамических нагрузок при малых габаритах, обеспечения функциональной надежности и высоким КПД. На фиг. 1 дана муфта сцепления продольный разрез; на фиг. 2 то же, поперечный разрез (частично), на фиг. 3 вид по стрелке А на фиг. 2 (на вилку перекллючения). Реверсивная муфта сцепления содержит ведущее звено 1 с клиновыми противоположно направленными полостями 2, в которых расположены подпружиненные тела заклинивания 3. При этом ведущее звено 1 выполнено составным из двух концентрично расположенных элементов, связанных друг с другом в окружном направлении посредством пружин 4, образуя гаситель крутильных колебаний. Посредством тел заклинивания 3 ведущее звено 1 взаимодействует с ведомым звеном 5, закрепленным на ведомом валу 6 шлицами 7. Ведущее звено 1 в целом жестко прикреплен к маховику 8 двигателя (на фиг. не обозначен) внутреннего сгорания. Концентрично звеньям 1 и 5 к звену 1 шарнирно прикреплена посредством 9 вилка управления 10 с возможностью взаимодействия с телами заклинивания 3 и рычагами 11, шарнирно прикрепленными с торцевой стороны ведущего звена 1 с возможностью ограниченного перемещения относительно торца и взаимодействия с нажимным подшипником 12, закрепленным на втулке 13, установленной с возможностью осевого перемещения на ведомом валу 6 или по направляющей втулке 14 корпуса 15. Рычаги 11 подпружинены относительно торца ведущего звена 1 пружинами 16. Вилка управления 10 выполнена, например, по торцу с наклонными пазами 17, взаимодействующими с рычагами 11 с возможностью поворота вилки в направлении расширения клиновых полостей 2 одного направления. Взаимодействие рычагов 11 с вилкой 10 может быть осуществлено и другими способами, например, реечным, винтовым соединениями. Муфта сцепления работает следующим образом. От коленчатого вала двигателя (на фиг. не показано) вращенье в направлении
Формула изобретения
Муфта сцепления, содержащая ведущее и ведомое звенья, последнее из которых смонтировано на ведомом валу, подпружиненные в окружном направлении тела заклинивания, вилку переключения, установленную с возможностью взаимодействия с телами заклинивания, и механизм управления перемещением вилки в окружном направлении, отличающаяся тем, что она снабжена установленной с возможностью осевого перемещения вдоль ведомого вала втулкой, закрепленным на последней нажимным подшипником, ведущее звено выполнено в виде двух концентрично расположенных элементов, связанных между собой в окружном направлении пружинами и образующих полости с поперечным сечением в виде клина, вершины смежных полостей которых разнонаправлены, механизм управления перемещением вилки выполнен в виде подпружиненных в радиальном направлении рычагов, шарнирно закрепленных к одному из торцов ведущего звена с возможностью ограниченного перемещения относительно указанного торца и кинематического взаимодействия с вилкой переключения и нажимным подшипником, при этом тела заклинивания размещены в упомянутых полостях, а вилка переключения установлена с возможностью взаимодействия с телами заклинивания, расположенных в полостях с идентичным расположением их вершин.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2