Газотурбинный двигатель
Использование: в энергетическом машиностроении. Сущность изобретения: регулирование радиальных зазоров между разрезным кольцом и гребешками полок рабочих лопаток, что осуществляется взаимной сдвижкой ротора и статора при работе двигателя. Профиль поверхности сегментов разрезного кольца выполнен переменным по высоте, а расстояние между полкой рабочей лопатки и упорным подшипником (l) составляет 0,4-10 расстояния от вершины гребешка полки рабочей лопатки до оси двигателя (r). 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области энергетического машиностроения, а именно к газотурбинным двигателям.
Улучшение параметров газотурбинного двигателя, в частности увеличение КПД двигателя и уменьшение удельного расхода топлива, требуют повышения КПД турбины. Одним из путей повышения КПД турбины является уменьшение зазора между концами рабочих лопаток турбины и бандажным (разрезным) кольцом. Известно устройство управления зазором между наружным воздушным уплотнением статора турбины и законцовками лопаток ротора турбины [1] Устройство включает в себя смонтированные вокруг корпуса перфорированные трубки, соединенные с выпускным трубопроводом подвода воздуха, отбираемого из вентиляторного контура. Уменьшение зазора в данной конструкции достигается обдувом корпусов относительно холодным воздухом и уменьшением их диаметральных размеров за счет снижения температуры. Недостатком известной конструкции является ее сложность, необходимость отбора и использования для охлаждения корпусов сжатого воздуха, что снижает КПД двигателя. Наиболее близкой к предлагаемой является конструкция газотурбинного двигателя, содержащего закрепленный в опоре упорный подшипник и корпус турбины, внутри которого размещены сегменты разрезного кольца, образующего с гребешками полок рабочих лопаток радиальное уплотнение [2] Недостатком конструкции данного двигателя является невозможность регулирования радиальных зазоров в уплотнении турбины между кольцом и гребешками полок рабочих лопаток при осевой сдвижке ротота и статора при работе двигателя. Такая осевая сдвижка происходит за счет разницы температур наружного корпуса и вала двигателя на рабочем режиме относительно упорного подшипника, закрепленного в опоре двигателя. Разница температур корпуса и вала двигателя на рабочем режиме связана с тем, что тонкостенный корпус двигателя хорошо прогревается газом, а вал, находящийся внутри двигателя в масляной полости, остается относительно холодным. Радиальные зазоры, устанавливаемые при сборке, величина которых выбирается из условий работы лопаток ротора с целью исключения задевания, и износ гребешков о сопрягаемые детали сопловых аппаратов на всех режимах работы двигателя снижают КПД турбины и двигателя в целом. Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в улучшении уплотнения зазоров между статором и ротором путем регулирования радиальных зазоров между разрезным кольцом и гребешками полок рабочих лопаток. Технический эффект, позволяющий решить эту задачу, заключается в осуществлении взаимной сдвижки ротора и статора при работе двигателя. Данная техническая задача решается за счет того, что в газотурбинном двигателе, содержащем закрепленный в опоре упорный подшипник и корпус турбины, внутри которого размещены сегменты разрезного кольца, образующего с гребешками полок рабочих лопаток радиальное уплотнение, согласно изобретению профиль поверхности сегментов разрезного кольца выполнен переменным по высоте, а расстояние между полкой рабочей лопатки и упорным подшипником (L) составляет 0,4-10 расстояния от вершины гребешка полки рабочей лопатки до оси двигателя (r). Причем профиль поверхности сегментов разрезного кольца выполнен с кольцевыми канавками и уступами, причем глубина канавки составляет 0,01-0,03 длины рабочей лопатки, а ширина 2-6 толщины гребешка полки рабочей лопатки, гребешки расположены под канавками ниже выступа разрезного кольца. Таким образом обеспечиваются малые радиальные зазоры на стационарных режимах, исключается заклинивание ротора о статор в момент аварийного выключения двигателя. Выполнение профиля поверхности сегментов разрезного кольца переменным по высоте позволяет располагать над гребешками полок рабочих лопаток кольцевые канавки, которые чередуются с кольцевыми выступами, что дает возможность в момент запуска получить увеличенные радиальные зазоры и исключить задевание и износ гребешков рабочих лопаток. На постоянном крейсерском режиме работы двигателя рабочие лопатки с гребешками полок сдвигаются в осевом направлении, гребешки занимают положение напротив уступов разрезного кольца, уменьшая радиальные зазоры. Выполнение соотношения L (0,4 10) r обязательно для решения поставленной задачи, т. к. обеспечивает необходимую осевую сдвижку
Формула изобретения
1. Газотурбинный двигатель, содержащий закрепленный в опоре упорный подшипник и корпус турбины, внутри которого размещены сегменты разрезного кольца, образующего с гребешками полок рабочих лопаток радиальное уплотнение, отличающийся тем, что профиль поверхности сегментов разрезного кольца выполнен переменным по высоте, а расстояние между полкой рабочей лопатки и упорным подшипником составляет 0,4 10 расстояния от вершины гребешка полки рабочей лопатки до оси двигателя. 2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что профиль поверхности сегментов разрезного кольца выполнен с кольцевыми канавками и уступами, причем глубина канавки составляет 0,01 0,03 длины рабочей лопатки, а ширина 2 6 толщины гребешка полки рабочей лопатки. 3. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что гребешки расположены под канавками ниже выступа разрезного кольца.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2QZ4A Государственная регистрация изменений в зарегистрированный договор
Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 25.09.2000 № 11252
Вид договора: лицензионный
Лицо(а), передающее(ие) исключительное право: Открытое акционерное общество "Авиадвигатель" (RU)
Лицо, которому предоставлено право использования: Открытое акционерное общество "Пермский моторный завод" (RU)
Дата и номер государственной регистрации изменений, внесенных в зарегистрированный договор: 29.08.2011 РД0086143
Изменения:Исключение патентов на изобретения 2098649,
2087768,
2106508.
Дата публикации: 27.10.2011