Устройство повышения сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием
Использование: изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано при проектировании систем безопасности движения транспортных средств. Сущность изобретения: в устройство повышения сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием введены тензометрические датчики 1 и 2, установленные в шинах ведомого и ведущего колес автомобиля, соответственно, датчики числа оборотов 3 и 4 ведомого и ведущего колес автомобиля, соответственно, датчик угла поворота передних колес 11, сигнализатор давления 15, чувствительные элементы которого соединены с внутренними полостями шин, блоки памяти 5 и 6, арифметические блоки 7, 8 и 9 и блок сравнения 10, а кран управления снабжен приводом 14. Введение тензометрических датчиков 1 и 2, датчиков числа оборотов 3 и 4, блоков памяти 5 и 6, арифметических блоков 7, 8 и 9 и блока сравнения 10 позволяет определять относительную разность окружных скоростей ведущего и ведомого колес автомобиля в плоскости контакта с дорожным покрытием, которая связана со сцеплением шин с дорожным покрытием обратно пропорционально, введение датчика угла поворота передних колес 11 дает возможность исключить влияние разности траекторий движения передних и задних колес при поворотах автомобиля на работу устройства, введение сигнализатора давления 15 позволяет контролировать давление в шинах в автоматическом режиме, а снабжение крана управления приводом 14 дает возможность автоматически изменять давление в шинах автомобиля в зависимости от сцепления их с дорожным покрытием. 2 ил.
Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано при проектировании систем безопасности движения транспортных средств.
Известно устройство для повышения сцеплением шин автомобиля с дорожным покрытием, содержащее шины противоскольжения, покрышку с отверстиями для размещения шипов противоскольжения, в полости шины расположены главная и по ее периферии между ней и покрышкой дополнительная камера с линиями нагнетания сжатого воздуха и линиями стравливания сжатого воздуха в атмосферу, сигнализатор торможения с выключателем, источники электропитания и сжатого воздуха, а также блок управления положением шипов, включающий в себя трехпозиционный золотниковый переключатель рода работ, электропневмоклапан и сигнализатор положения шипов противоскольжения (авт.св. СССР N 1178637, B 60 C 11/16, 1985), Недостатком этого устройства является невозможность определения сцепления шин движущегося автомобиля с дорожным покрытием и автоматического задействования в случае необходимости шипов противоскольжения. Наиболее близким к заявленному изобретению является устройство повышения сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием, содержащее датчики числа оборотов ведомого и ведущего колес, блок сравнения этих оборотов, компрессор с разгрузочным цилиндром, регулятор давлений, воздушный баллон с предохранительным клапаном, кран управления с приводом, запорные краны колес, приборная панель с манометром и сигнализатором давления, чувствительные элементы которых соединены с внутренними полостями шин, блоки уплотнителей и соединительные трубопроводы (Книга А.Т. Скойбода "Автоматизация ходовых систем колесных машин", Минск, Наука и техника, 1979, с. 189-198). Указанное устройство эффективно обеспечивает автоматическое регулирование давления в шинах автомобиля при буксовании. В то же время это устройство не учитывает деформацию шин в зависимости от нагрузки и условия взаимодействия шин с опорой при повороте. На шины в зависимости от условий движения и распределения нагрузки на колесах действуют, как правило, разные по величине вертикальные силы. В результате этого замер рассогласования оборотов ведомых и ведущих колес будет не всегда точным. Технический результат предложенного изобретения будет заключаться в увеличении точности замера рассогласования вращения ведомых и ведущих колес. Указанный технический результат достигается тем, что устройство повышения сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием, содержащее датчики числа оборотов ведомого и ведущего колес, блок сравнения этих оборотов, компрессор с разгрузочным цилиндром, регулятор давления, воздушный баллон с предохранительным клапаном, кран управления с приводом, запорные краны колес, приборную панель с манометром и сигнализатором давления, чувствительные элементы которых соединены с внутренними полостями шин, блоки уплотнителей и соединительные трубопроводы, снабжено тензометрическими датчиками, установленными в шинах ведомого и ведущего колес автомобиля, датчиком угла поворота передних колес, блоки памяти и арифметические блоки, при этом выход тензометрического датчика, установленного в шине ведомого колеса, соединен со входом первого блока памяти, а выход тенметрического датчика, установленного в шине ведущего колеса, со входом второго блока памяти, первый арифметический блок соединяется с выходами первого блока памяти, датчика числа оборотов ведомого колеса и входом третьего арифметического блока, второй арифметический блок с выходами второго блока памяти, датчика числа оборотов ведущего колеса и входом третьего арифметического блока, а блок сравнения соединяется с выходами третьего арифметического блока и датчика угла поворота передних колес, и входами приборной панели и привода крана управления. Введение тензометрических датчиков, установленных в шинах ведомого и ведущего колес автомобиля, наличие датчиков числа оборотов ведомого и ведущего колес, блоков памяти, арифметических блоков и блока сравнения позволяет определять относительную разность окружных скоростей ведущего и ведомого колес автомобиля в плоскости контакта с дорожным покрытием, введение датчика угла поворота передних колес дает возможность исключить влияние разности траекторий движения передних и задних колес при поворотах автомобиля на работу устройства повышения сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием, введение сигнализатора давления позволяет контролировать давление в шинах и автоматическом режиме, а снабжение крана управления приводом дает возможность изменять давление в шинах автомобиля в автоматическом и полуавтоматическом режимах. Системы регулирования давления в шинах в автомобилестроении используются очень широко. Применение тензометрических датчиков, датчиков числа оборотов, сигнализаторов давления и датчиков углового положения, а также аппаратуры для преобразования сигналов с них также известно. Но их совокупность придает объекту новые свойства, выразившиеся в положительном эффекте повышении безопасности движения автомобиля. На фиг.1 дана структурная схема устройства повышения сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием; на фиг. 2 пневмосхема устройства повышения сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием. Устройство повышения сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием содержит тензометрические датчики 1 и 2, установленные в шинах ведомого и ведущего колес автомобиля, соответственно, датчики числа оборотов 3 и 4 ведомого и ведущего колес автомобиля, соответственно, блоки памяти 5 и 6, арифметические блоки 7, 8 и 9, блок сравнения 10, датчик угла поворота передних колес 11, приборную панель 12, кран управления 13 с приводом 14, например с электроприводом, сигнализатор давления 15 и манометр 16, чувствительные элементы которых соединены с внутренними полостями шин, компрессор 17 с разгрузочным цилиндром, воздушный баллон 18 с предохранительным клапаном, регулятор давления 19, запорные краны колес 20, блоки уплотнителей (не показаны), и соединительные трубопроводы 21. Устройство повышения сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием работает следующим образом. При движении автомобиля информация с тензометрического датчика 1 о деформации шины ведомого колеса поступает в блок памяти 5. Блок памяти 5 представляет собой электронный блок, в память которого внесены значения расстояний от оси колеса до точки контакта протектора с дорожным покрытием, соответствующие сигналам, поступающим с тензометрического датчика 1. В соответствии с сигналом с деформации шины, поступившим с тензометрического датчика 1, блок памяти 5 выбирает из своей памяти значение расстояния от оси колеса до покрытия дороги и сигнал, соответствующий этому значению, направляется в арифметический блок 7. Кроме сигнала с блока памяти 5, в арифметический блок 7 поступает сигнал с датчика числа оборотов 3 ведомого колеса. В арифметическом блоке 7 в каждый момент времени проводится вычисление окружной скорости ведомого колеса в плоскости контакта с дорожным покрытием по формуле:



V1 окружная скорость ведомого колеса в плоскости контакта с дорожным покрытием. Относительная разность d связана с коэффициентом сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием обратно пропорционально, т.е. чем больше относительная разность d тем хуже сцепление шин с дорожным покрытием. Сигнал, соответствующий относительной разности d из арифметического блока 9 поступает в блок сравнения 10, где сравнивается с сигналом, соответствующим максимально допустимой относительной разности dдоп для безопасного движения автомобиля. Сигнал, соответствующий максимально допустимой относительной разности





Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1