Страховочный карабин "буревестник"
Изобретение относится к области альпинистского страховочного снаряжения, расширяет функциональные возможности и повышает надежность страховки за счет снижения усилия на точку закрепления карабина при сохранении тормозящего усилия на страхуемого. Устройство содержит силовую скобу 1 овальной формы и подпружиненную защелку 2 с муфтой 3. Одна из петель скобы 4 отогнута в сторону скобы с образованием между их плоскостями клинового паза 5 с углом не более 10o. Радиус сопряжения этих частей скобы меньше половины радиуса веревки. Подпружиненная защелка может быть расположена на отогнутой петле. При падении страхуемого веревка 9', 9 попадает в клиновой паз 5 и тормозится. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к области альпинистского и туристского снаряжения, а более конкретно к страховочным устройствам и может быть использовано для организации страховки на различном горном рельефе.
Известны страховочные устройства так называемые тормоза второго рода (см. книгу Винокуров В.К. Левин А.С. и Мартынов И.А. М. 1983, с. 63, рис. 17), предназначенные для облегчения работы страхующего. Широко известны такие устройства как шайба Штихта и восьмерка, содержащие пластину с пазами (или отверстиями) для заправки веревки и отверстия для карабина. В обычной ситуации страхующий расправляет веревку и контролирует ее прохождение через тормозное устройство, в случае срыва страхуемого и при его задержании это устройство перераспределяет часть нагрузки со страхующего на первый страховочный крюк. К причинам препятствующим достижению требуемого технического результата при использовании известного устройства является невозможность их применения на промежуточных точках опор в страховочной цепи из-за большого трения в этих устройствах при похождении веревки без помощи страхующего. Применение тормозов второго рода при осуществлении страховки требует большой осторожности и опыта, чтобы, учитывая полное трение в страховочной цепи, избежать недопустимо больших нагрузок, разрушающих страховочную цепь в случае срыва ведущего. Известно также устройство типа механический захват (см. патент США N 4116305, кл. A 62 B 35/00, 1978), для задержания рабочего на спасательной веревке. Захват содержит асимметричный фланец, соединенный с каркасом, выполненным в виде двух ветвей расходящихся от точки соединения, причем центральная часть ветвей изогнута в одном направлении, а дальние концы также соединены. Зона сужения ветвей каркаса, примыкающих к фланцу, имеет форму клинового паза, где заклинивается спасательная веревка в случае аварийной ситуации. К причинам, препятствующим достижению требуемого технического результата при использовании этого известного устройства является его крайне ограниченная сфера применения, т.е. только для выполнения высотных работ при перемещении вдоль предварительно закрепленной сверху спасательной веревки и работая в непосредственной близости от нее, чтобы избежать большого маятника при срыве. При этом задержание сорвавшегося обеспечивается не только за счет попадания веревки в клиновой паз, но и за счет ее двойного изгиба. Рывок из-за этого получается достаточно жестким, так как устройство практически не проскальзывает относительно веревки. Механический захват не может быть использован в условиях горовосхождений для организации промежуточных точек страховки, когда отсутствует предварительно натянутая веревка. Наиболее близким по технической сущности заявляемому устройству и выбранным в качестве прототипа является карабин (см. авт. св. СССР N 1094613, кл. A 63 B 29/60, 1984), содержащий силовую скобу и защелку с муфтой, который используется как соединительное звено и для построения страховочной цепи на различном горном рельефе в качестве искусственной точки опоры совместно, например, с крючьями. К причинам, препятствующим достижению технического результата при использовании известного устройства, принятого за прототип, относится то, что при осуществлении страховки альпинистской веревкой, в момент задержания страхуемого, на опору с карабином действует сила примерно в 1,5 раза превышающая усилие задержания со стороны страхуемого. Так как в ветви веревки, идущей от карабина к страхующему, создается усилие страховки, а в ветви, идущей от карабина к сорвавшемуся, действует усилие задержания, которое почти в 2 раза больше усилия страховки и направлено практически в ту же стороны. Сумма этих сил нагружает точку опоры. Кроме того, в момент задержания возможен прижим веревки, идущей через карабин, к поверхности склона, что может привести к повреждению веревки и снизить надежность страховки. При осуществлении предлагаемого изобретения может быть достигнут следующий технический результат: повышение эксплуатационных свойств устройства; расширение функциональных возможностей страховочного устройства; снижение усилия на точку закрепления устройства во время процесса задержания сорвавшегося. Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в страховочном карабине, содержащем силовую скобу овальной формы и защелку с муфтой, одна из петель скобы отогнута в сторону с образованием клинового паза между плоскостью скобы и плоскостью петли с углом


предлагаемый страховочный карабин при его осуществлении предназначен для использования в области альпинизма и туризма;
для заявленного изобретения, в том виде как оно охарактеризовано в независимом пункте нижеизложенной формулы изобретения, подтверждена возможность его осуществления с помощью вышеописанных средств и методов;
средство, воплощающее заявленное изобретение при его осуществлении, способно обеспечить достижение усматриваемого технического результата. Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "промышленная применимость".
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6