Охлаждаемая фурма для продувки жидкого расплава
Использование: в области металлургии, конкретнее, в конструкциях фурм для продувки жидкого расплава газообразным окислителем. Изобретение позволяет увеличить срок работы фурмы и рабочей кампании плавильного агрегата в целом со значительным облегчением их обслуживания. Сущность изобретения: фурма содержит корпус 1 с отверстием 5 для подачи газа, передвижной стержень 3 с наконечником 4 цилиндро-конической формы, направленным меньшим основанием конической части в сторону выходного отверстия фурмы. Длина участка между торцевыми срезами выходного отверстия фурмы и наконечника стержня при перекрытии выходного отверстия фурмы составляет 0,3-0,6 диаметра этого отверстия. Угол конуса наконечника 4 стержня 3 находится в пределах 22-55 градусов. 2 ил., 1 табл.
Изобретение относится к области металлургии к устройствам для продувки шлако-штейных расплавов или жидкого металла в металлургических агрегатах типа печи плавки в жидкой ванне (печи Ванюкова), фьюминг-печи, печи для огневого рафинирования металла, а также может быть использовано в печах с барботируемой ванной расплава для переработки твердых бытовых отходов, отходов энергетических, химических и других предприятий.
Известны фурмы, включающие корпус с отверстием для подачи газа и стержень (притычку) с наконечником различной формы торца (шарообразной, плоской, конической), который, перемещаясь, перекрывает отверстие и таким образом предотвращает заливку фурмы расплавом при ее остановке [1] Недостатком этих фурм-аналогов является ненадежность предотвращения заливки расплавом фурмы в связи с неопределенностью необходимой толщины корки застывшего расплава на участке между срезами торцов сопла фурмы и стержня (притычки). Наиболее отвечающим по технической сути к заявляемой конструкции фурмы является охлаждаемая фурма для продувки жидкого расплава, включающая корпус с отверстием для подачи газа, передвижной стержень с наконечником цилиндро-конической формы, направленным меньшим основанием конической части в сторону выходного отверстия фурмы [2] Недостатком этой фурмы-прототипа являются трудности ввода фурмы в работу из-за большой толщины застывающего расплава между торцевыми срезами выходного отверстия фурмы и наконечника стержня, а также из-за заливки фурмы расплавом при не совсем удачных размерах конусной части этого стержня (притычки). Предлагаемое изобретение направлено на решение задач: повышение надежности перекрытия фурменного канала от заливки расплавом и облегчение обслуживания фурмы. Технический результат, который может быть получен при использовании заявляемого изобретения, заключается в увеличении срока работы фурмы и рабочей кампании плавильного агрегата в целом, облегчении трудоемкости обслуживания фурмы и агрегатов за счет повышения надежности подачи дутьевых агентов в расплав и снижения простоев агрегатов по причине неудовлетворительной работы дутьевых устройств. Технический результат достигается тем, что в известной конструкции охлаждаемой фурмы для продувки жидкого расплава, содержащий корпус с отверстием для подачи газа, размещенный по оси корпуса с возможностью перемещения до перекрытия выходного отверстия фурмы стержень с наконечником цилиндро-конической формы, направленным меньшим основанием конической части в сторону выходного отверстия фурмы, по предлагаемому решению наконечник стержня выполнен с углом конуса 22-55 градусов, причем при перекрытии выходного отверстия фурмы расстояние между торцевыми срезами наконечника стержня и выходного отверстия фурмы равно 0,3-0,6 диаметра выходного отверстия. При уменьшении указанного участка до менее 0,3 d0 толщина корки застывающего расплава становится непрочной и периодически растрескивается и срывается или расплавляется даже при небольшом изменении температуры расплава в печи. Это приводит к возможному затеканию расплава в рабочую полость фурмы (в моменты отсутствия притычки как при простое печи, так и при вводе фурмы в работу). Последующий ввод фурмы в работу требует длительной и трудоемкой очистки фурмы от этого затекшего и застывшего в полости фурмы расплава. При увеличении этого участка между указанными срезами до более 0,6 d0 застывший слой расплава становится массивным, плотно схваченным с поверхностью фурмы и слишком механически прочным. Это приводит к тому, что необходимо прибегать к использованию ударных инструментов (кувалды, лома) для пробивания выходного отверстия фурмы при вводе ее в работу. Отметим, что при предлагаемой толщине корки (0,3-0,6)d0 эта операция проводится легко без всяких усилий прочистным ломиком (ударом от руки) в пределах 1 сек. Угол конусности

Формула изобретения
Охлаждаемая фурма для продувки жидкого расплава, содержащая корпус с отверстием для подачи газа, размещенный по оси корпуса с возможностью перемещения до перекрытия выходного отверстия фурмы стержень с наконечником цилиндро-конической формы, направленным меньшим основанием конической части в сторону выходного отверстия фурмы, отличающаяся тем, что наконечник стержня выполнен с углом конуса 22 55o, причем при перекрытии выходного отверстия фурмы расстояние между торцевыми срезами наконечника стержня и выходного отверстия фурмы равно 0,3 0,6 диаметра выходного отверстия.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3