Роторная машина курочкина
Использование: в области машиностроения и может быть применено в насосо- и двигателестроении. Сущность изобретения: в роторной машине, содержащей корпус с цилиндрической расточкой и каналами подвода и отвода рабочей среды, соосно установленное в корпусе статорное кольцо, эксцентрично установлен в корпусе ротор с диаметральными профилированными пазами и размещенными в них стержнями с разделительными пластинами на концах, имеющими возможность радиального перемещения в пазах ротора и образования в статорном кольце рабочих камер. Оба конца каждого стержня жестко соединены с прилегающими пластинами, а внутренняя поверхность статорного кольца выполнена в виде соосного с его внешней поверхностью многогранника с числом рабочих граней равным количеству пластин, при этом длина граней выполнена с условием: L>2E + T, где L - длина рабочей грани многогранника; E - эксцентриситет установки ротора относительно статорного кольца; T - ширина контактной поверхности радиального конца пластины. Контактная поверхность радиального конца пластины выполнена под прямым углом к оси стержня. Ширина контактной поверхности радиального конца пластины больше толщины пластины. В центральной части каждой контактной поверхности пластины выполнен продольный паз, в который установлен упругий уплотнительный элемент, имеющий форму пластины, изогнутой в поперечном сечении, например по дуге окружности. Ротор и статорное кольцо пневматически соединены зубчатой передачей с передаточным отношением 1:1. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в насосно- и двигателестроении.
Известны роторные машины, содержащие цилиндрический корпус, с концентрично установленным в подшипниках цилиндрическим статорным кольцом, внутри него с эксцентриситетом установлен цилиндрический ротор, радиальных пазах которого размещены подпружиненные пластины, касающиеся внутренней поверхности статорного кольца (DE, патент N 3315571, F 01 C 1/344, 1985). Недостатком этого решения являются высокие потери на трение пластин о статорное кольцо и ротор, большие утечки рабочей среды по гребням пластин из-за линейного контакта, а также большая удельная масса и радиальные габариты, диктуемые необходимостью ограничивать вылет пластин из пазов ротора по условиям заклинивания. Известна также роторная машина, у которой в пазах ротора дополнительно установлены цилиндрические стержни, имеющие на периферийных участках продольные пазы, в которых с возможностью радиального перемещения установлены подпружиненные пластины. (SU, N 1665047, F 01 C 1/344, 1991). При этом решении снижаются потери на трение за счет снижения сил в паре пластика-ротор и уменьшаются радиальные размеры, поскольку нет необходимости ограничивать вылет пластин из пазов ротора. Задачей изобретения является устранение шума при работе роторной машины, локальных износов статорного кольца, снижение утечек рабочей среды и уменьшение потерь на трение. Технический результат достигается тем, что оба конца каждого стержня жестко соединены с прилегающими пластинами; а внутренняя поверхность статорного кольца выполнена в виде соосного с его внешней поверхностью многогранника с числом рабочих граней равным количеству пластин, при этом длина граней выполнена с условием: L>2E + T, где L длина рабочей грани многогранника; E эксцентриситет установки ротора относительно статорного кольца; T ширина контактной поверхности радиального конца пластины. Жесткое соединение стержня с пластинами приводит к реализации кинематически замкнутого механизма и исключению гистерезиса движения частей механизма, что исключает возможность ударов при перекладке стержней и сопутствующих им шумов и износов. Дополнительным эффектом является взаимное уравновешивание, через жесткое соединение со стержнем, центробежных сил от противолежащих пластин, что существенно снижает потери на трение, т.к. центробежные силы от пластин в прототипе создают наибольшую долю потерь на трение. Дополнительное снижение потерь на трение происходит из-за взаимной компенсации кориолисовой и инерционной сил с тангенциальной силой давления рабочей среды на пластины. Также тем, что контактная поверхность радиального конца пластины выполнена под прямым углом к оси стержня, что позволяет применять роторную машину в условиях эксплуатации, когда направление результирующей силы, приложенной к статорному кольцу, заведомо неизвестно или переменно. А также тем, что ширина контактной поверхности радиального конца пластины больше толщины пластины, что позволяет снизить потери на трение от сил, синхронизирующих вращение ротора и статорного кольца. Дополнительно тем, что в центральной части каждой контактной поверхности пластины выполнен продольный паз, в который установлен упругий уплотнительный элемент, имеющий форму пластины, изогнутой в поперечном сечении, например, по дуге окружности, что позволяет снизить утечки рабочей среды. И еще тем, что ротор и статорное кольцо кинематически соединены зубчатой передачей с передаточным отношением 1:1, что позволяет передавать или отбирать мощность со статорного кольца. На фиг. 1 изображена роторная машина, поперечный разрез; на фиг. 2 - участок контактной поверхности радиального конца пластины в увеличенном виде; на фиг. 3 схема сил, действующих в кинематическом механизме, в котором контактная поверхность радиального конца пластины выполнена под прямым углом к оси стержня; на фиг. 4 схема сил, действующих в кинематическом механизме, в котором контактная поверхность радиального конца пластины выполнена не под прямым углом к оси стержня. Роторная машина содержит корпус 1, концентрично установленное в нем с возможностью вращения статорное кольцо 2, эксцентрично размещенный в кольце 2 ротор 3 с радиальными пазами 4. В радиальных пазах 4 расположены пластины 5. В роторе 3 выполнены сквозные диаметральные профилированные пазы 6, в которые пропущены стержни 7, концы которых жестко соединены с прилегающими пластинами 5. Внутренняя поверхность статорного кольца 2 выполнена в виде соосного с его внешней поверхностью многогранника с числом рабочих граней 8, равным количеству пластин, при этом длина граней выполнена с условием: L>2E + T, где L длина рабочей грани многогранника; E эксцентриситет установки ротора относительно статорного кольца; T ширина контактной поверхности радиального конца пластины 9. Контактная поверхность 9 радиального конца пластины выполнена под прямым углом к оси стержня 7. Ширина контактной поверхности 9 радиального конца пластины больше толщины пластины 5. В центральной части каждой контактной поверхности 9 пластины 5 выполнен продольный паз 10, в который установлен упругий уплотнительный элемент 11, имеющий форму пластины, изогнутой в поперечном сечении, например, по дуге окружности. Ротор 3 и статорное кольцо 2 могут быть кинематически соединены зубчатой передачей с передаточным отношением 1:1. При вращении ротора 3 боковые поверхности пазов 4 передают крутящий момент на пластины 5, попарно соединенные в одно целое стержнями 7. Пластины проходят во вращение и контактными поверхностями 9 давят на рабочие грани 8 статорного кольца 2, препятствующего вращению пластин (фиг. 3). На контактных поверхностях 9 противолежащих пластин 5 реализуется пара сил Fсин, оси действия которых разнесены на величину, равную ширине контактной поверхности 9. Эта пара сил передает крутящий момент на статорное кольцо 2, которое начинает вращаться с угловой скоростью, равной угловой скорости ротора 3. При вращении пластины 5 начинают перемещаться вдоль рабочих граней 8, при большом вылете из пазов 4 опережая статорное кольцо, при малом вылете отставая от него. Таким образом реализуется относительное возвратно-поступательное движение каждой пластины 5 в пределах своей рабочей грани 8. При запуске роторной машины на контактных поверхностях 9 возникают синхронизирующие вращение силы Fсин (фиг. 3), величина которых равна: Fсин 2

Формула изобретения
L > 2Е + Т,
где L длина рабочей грани многогранника;
Е эксцентриситет установки ротора относительно статорного кольца;
Т ширина контактной поверхности радиального конца пластины. 2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что контактная поверхность радиального конца пластины выполнена под прямым углом к оси стержня. 3. Машина по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что ширина контактной поверхности радиального конца пластины больше толщины пластины. 4. Машина по пп.1 3, отличающаяся тем, что в центральной части каждой контактной поверхности пластины выполнен продольный паз, в который установлен упругий уплотнительный элемент, имеющий форму пластины, изогнутой в поперечном сечении, например по дуге окружности. 5. Машина по пп.1 4, отличающаяся тем, что ротор и статорное кольцо кинематически соединены зубчатой передачей с передаточным отношением 1 1.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4