Газотурбинный двигатель
Использование: в средствах передвижения, наземных и воздушных, а также в стационарных установках. Сущность изобретения: газотурбинный двигатель содержит свободную турбину СТ и колесо, выполненное в виде диска с отверстиями, в которых размещены камеры сгорания КС. Выходные сечения КС совмещены с профилированными каналами СТ и могут располагаться в каналах с зазором для подвода охлаждающего воздуха. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к газотурбинным двигателям с камерой сгорания, встроенной в ротор турбины.
Известен газотурбинный двигатель [1] содержащий ротор турбины, вращающий компрессор, и другой ротор турбины, соосный с упомянутым. В другом роторе имеется колесо с размешенными в его профилированных каналах камерами сгорания. Выходная часть профилированных каналов направляет газы горения на турбину компрессора. Была поставлена задача усовершенствовать такой газотурбинный двигатель, обеспечив его средством, позволяющим в широком диапазоне частот вращения (от n 0 и выше) с постоянно вращающимся компрессором, снять полезную мощность непосредственно с вала ротора турбины, несущего камеры сгорания. При этом обеспечить конструкцию двигателя без поворотных сопловых аппаратов турбины. Основной технический результат при этом повышение экономичности, особенно на нерасчетных режимах, а также улучшение разгонных характеристик двигателя. Задача решается тем, что в газотурбинном двигателе, содержащем ротор турбины для вращения компрессора, соосно установленные ротор другой турбины и колесо с размещенными в нем камерами сгорания с выходными сечениями, совмещенными с профилированными каналами другого ротора, внесено усовершенствование. Усовершенствование заключается в том, что колесо выполнено в виде диска с отверстиями, камеры сгорания расположены в последних, диск жестко соединен с ротором другой турбины, а она выполнена в виде свободной турбины. Ротор свободной турбины становится газогенератором. Отверстия могут быть размещены параллельно оси диска и иметь цилиндрическую форму. Выходные сечения камер сгорания введены внутри профилированных каналов свободной турбины с зазором для подвода охлаждающего воздуха. На фиг. 1 представлена передняя часть продольного разреза предлагаемого газотурбинного двигателя; на фиг. 2 средняя часть продольного разреза двигателя, где показаны ротор турбины компрессора и ротор свободной турбины с жестко закрепленным на нем диском, в отверстии которого установлена одна из камер сгорания; на фиг. 3 концевая часть двигателя с частью вала свободной турбины для передачи крутящего момента; на фиг. 4 сечение A-A по венцам колеса турбины компрессора и колеса свободной турбины с выходным сечением камеры сгорания, введенным в межлопаточный канал венца без зазора; на фиг. 5 - сечение A-A по венцам колеса турбины компрессора и колеса свободной турбины с выходным сечением камеры сгорания, введенным в межлопаточный канал венца с зазором; на фиг. 6 треугольники скоростей по турбинам предлагаемого газотурбинного двигателя. Газотурбинный двигатель содержит центробежный компрессор, включающий рабочее колесо 1, корпус 2 и регулируемый направляющий аппарат 3. Рабочее колесо 1 центробежного компрессора установлено на валу 4, на другом конце которого размещено рабочее колесо 5 турбины компрессора. На корпусе 2 установлены трубопроводы 6 подвода воздуха в теплообменник 7. Выход из венца 8 рабочего колеса 5 турбины компрессора направлен в сторону компрессора и сообщен через каналы 9 в корпусе 10 турбины компрессора с теплообменником 7. Непосредственно за рабочим колесом 5 турбины компрессора, на отдельном валу 11, установлено рабочее колесо 12 свободной турбины. Совместно с колесом 12, на том же валу 11, жестко соединен диск 13. В диске 13 выполнены равномерно расположенные по окружности цилиндрические отверстия 14 (фиг. 2, 4 и 5). Отверстия расположены параллельно оси двигателя. В каждом из отверстий размещены отдельные камеры сгорания 15. Выходные сечения камер сгорания 15 введены внутрь профилированных межлопаточных каналов венца рабочего колеса 12 свободной турбины. В одном варианте изобретения (фиг. 4) каждая из камер сгорания 15 оснащена профилированным соплом 16 в виде межлопаточного канала турбины. Сопло 16 выполнено по периферии рабочего колеса 12 свободной турбины, причем нижняя граница сопла 16 это тело рабочего колеса 12, верхняя граница сопла 16 это кольцевой бандаж 17 колеса 12. Одна стенка 18 сопла 16 спрофилирована в виде корыта турбинной лопатки, другая стенка 19 сопла 16 в виде спинки турбинной лопатки (см. фиг. 4 и 5). Фронт сопел 16 направлен на венец колеса 5 турбины компрессора. На диске 13 установлено устройство 20 подачи топлива в камеру сгорания 15. Рабочее колесо 12 свободной турбины, диск 13 с камерами сгорания 15 и вал 11 образуют ротор свободной турбины, который установлен в корпусе 21 свободной турбины на подшипниковых опорах 22 и 23. На корпусе 21 установлен топливный коллектор 24, а также трубопроводы 25 для подачи воздуха из компрессора через теплообменник 7 к камерам сгорания 15. Вал 11 имеет шлицы 26 для передачи крутящего момента. В другом варианте выходное сечение камеры сгорания 15 размещено в профилированном канале 16 (он же сопло 16) с зазором для охлаждающего воздуха, что и показано на фиг. 5. Во время запуска ротор свободной турбины заторможен кинематической связью с потребителем мощности, например трансмиссией автомобиля любым известным способом. Запуск двигателя осуществляется при помощи стартера (не показано) любого известного типа, который раскручивает колесо 1 центробежного компрессора и турбину 5 компрессора, размещенные на валу 4. Воздух из центробежного компрессора по трубопроводам 6 через теплообменник 7 и затем через внутреннюю полость корпуса 21 подается в камеру сгорания 15, к которой, через устройство 20 из топливного коллектора 24 подводится топливо. Топливо-воздушная смесь поджигается запальным устройством (не показано) известного типа. Газ вытекает из сопел 16 колеса 12 свободной турбины под углом





C2 скорость потока в абсолютном движении за турбиной компрессора;

Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Номер и год публикации бюллетеня: 2-2003
Извещение опубликовано: 20.01.2003