Способ контроля работы катализатора двигателя внутреннего сгорания, устройство для его осуществления и каталитический нейтрализатор
Использование: в двигателях внутреннего сгорания. Сущность изобретения: способ контроля работы каталитического нейтрализатора выхлопных газов ДВС с выпускной системой, причем по меньшей мере в двух пространственно находящихся на расстоянии друг от друга участках поперечного сечения выпускной системы замеряют температуру температурными щупами и контролируют электронным контрольным блоком. При этом замер температуры производят интегрально и температурные щупы выполнены плоскими или линейными, между которыми размещен каталитический нейтрализатор, последний выполнен частично нагреваемым. Экзотермическая реакция при каталитическом превращении вредных веществ в отработавшем газе при правильном действии системы создает определенную разность температур между обоими местами измерения, которая может контролироваться. По знаку и/или абсолютной величине и/или временной характеристике разности температур можно сделать заключение о работе каталитического нейтрализатора и/или двигателя, и/или электронного управляющего блока. 3 с и 18 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение касается способа контроля работы каталитического нейтрализатора для выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания с газовыпускной системой, а также пригодного для этого устройства и каталитического нейтрализатора, выполненного специально для этого.
Соответственно нормам токсичности выхлопных газов многие двигатели внутреннего сгорания, в частности в автомобилях, оснащены каталитическим нейтрализатором. Такой нейтрализатор обтекается выхлопным газом и в своем каталитически активном объеме, который имеет большую поверхность, вступающую в контакт с выхлопным газом, превращает вредные вещества в выхлопном газе каталитически в обезвреженные вещества. В качестве тел носителей каталитически активного материала известны различные тела, выполненные частично из керамики и частично из металла. Вообще речь идет о телах с сотовой структурой, которые содержат большое количество каналов, через которые протекает отработавший газ. Металлические нейтрализаторы вообще наслаиваются из структурированных листов, спирально сматываются или иначе свиваются. Для облегчения каталитического превращения с целью дальнейшего уменьшения вредных веществ непосредственно после пуска двигателя были предложены электрически нагреваемые нейтрализаторы, которые более быстро достигают необходимую для каталитического превращения температуру [1] Нагреваемые тела нейтрализаторов одновременно через измерение своего сопротивления могут служить также в качестве температурных щупов. При использовании в качестве температурного щупа они измеряют температуру интегрально через весь нагреваемый участок, в частности участок поперечного сечения. Однако точность измерения особенно при переходных процессах невелика. Контроль одного такого нейтрализатора лишь с одним измерением сопротивления через все тело является только ограничением по содержанию. Как дополнение известных систем была признана желательной возможность постоянного контроля работоспособности очистки выхлопных газов во время эксплуатации, чтобы заранее распознать и устранить неправильные действия. Это исследовалось, например, с помощью измерения температур в двух местах, причем наблюдалась разница температур [2] Задача изобретения повышение точности и широты контроля функций каталитического нейтрализатора в процессе эксплуатации. Задача решается посредством способа контроля работы каталитического нейтрализатора для выхлопного газа двигателя внутреннего сгорания с выпускной системой, при котором по меньшей мере на двух, пространственно находящихся друг от друга на расстоянии участках поперечного сечения выпускной системы измеряют и контролируют температуру, причем между обеими точками измерения расположена по меньшей мере одна часть соответствующего для каталитического превращения вредных веществ в выхлопном газе объема нейтрализатора, причем температура измеряется по меньшей мере в одном месте измерения не точечно, а интегрально через одну эквивалентную часть участка поперечного сечения. В основе изобретения лежит теория, заключающаяся в том, что превращение токсичных веществ в нейтрализаторе является экзотермической реакцией, при которой, следовательно, высвобождается энергия. Эта энергия приводит к тому, что нагруженный вредными веществами выхлопной газ перед нейтрализатором (по меньшей мере, в квазистационарном состоянии), имеет меньшую температуру, нежели очищенный выхлопной газ за нейтрализатором. В изобретении этот эффект должен привлекаться для контроля работоспособности нейтрализатора и по возможности еще для выявления других информаций. К тому же температура измеряется в газовыпускной системе в двух участках поперечного сечения, между которыми располагается по меньшей мере одна часть заданного для каталитического превращения объема нейтрализатора. Для достижения значимых результатов измерения не является безусловно необходимым то, что весь объем нейтрализатора лежит между местами измерений. Поэтому принимают во внимание различные расположения мест измерения, которые могут сильно зависеть от пространственных данных отдельной газовыхлопной системы. В самом простом случае температура, как было упомянуто, может измеряться в газовыпускной линии перед нейтрализатором и за ним. Так как вообще в одной газовыпускной системе не имеет места гомогенное распределение температуры через все поперечное сечение потока, в частности не внутри тела одного нейтрализатора, имеет смысл измерять температуру в определенных местах измерения не точечно, а через одну почти эквивалентную часть участка поперечного сечения интегрально. Вследствие этого повышается точность контроля. При этом эквивалентным считается одно измерение, которое содержит информацию как на краевых участках потоков, так и из центральных участков. При этом участок поперечного сечения представляет собой один лежащий почти в одной плоскости поперечного сечения диск из газовыпускной системы, в котором проводится измерение. Для интегральных измерений пригодны, например, известные плоские или приблизительно линейные температурные щупы. В частности, принимаются во внимание измерительные щупы с одним зависящим от температуры сопротивлением, предпочтительно, в форме одного провода. Измерения температур относятся к самым точным и наилучшим образом господствующим измерениям в технике и поэтому могут быть применены. Кроме того, они реагируют на относительно небольшие и быстрые изменения. Предпочтительным может быть расположение одного или двух мест измерения температуры внутри самого нейтрализатора. В частности, при нагреваемых каталитических нейтрализаторах уже имеются электрические выводы и присоединения, так что это дополнительное инструментирование не слишком повышает расходы на калибрование системы. При этом можно исходить из того, что одно интегрированное в нейтрализатор место измерения температуры на переднем торцевом участке измеряет одну температуру пропорционально температуре притекающего выхлопного газа, в то время как одно место измерения температуры на заднем участке катализатора измеряет температуру, пропорциональную температуре оттекающего выхлопного газа. При одном таком расположении могут делаться различные системотехнические и теоретические композиции. С одной стороны можно расположить температурные щупы таким образом, что они в основном обтекаются выхлопным газом и поэтому измеряют температуру выхлопного газа, однако можно также расположить места измерения температуры таким образом, что они в основном находятся в хорошем тепловом контакте с материалом нейтрализатора или материалом носителя катализатора. Для обеих возможностей имеются хорошие основания, которые должны учитываться при учете фактических рабочих температур и геометрии расположений нейтрализатора, при выборе системы измерения. Благоприятным может быть, например, измерение в передней области нейтрализатора температуры газа, а в задней области температуры носителя. Высвобождающиеся при каталитическом превращении энергии согласно теперешнему пониманию процессов теплопереноса передаются сначала на материал носителя катализатора и от него снова на отходящий выхлопной газ. В каждом случае энергия, произведенная в нейтрализаторе, настолько высока, что значимые разности температур должны быть легко измерены. Поэтому является также достаточным, когда между местами измерений лежит не весь активный объем нейтрализатора, а лишь более чем 50% предпочтительно более чем 70% Точность измерения повышается также благодаря тому, что в одном электронном контрольном устройстве образуется разность температур между по меньшей мере двумя измеренными значениями в местах измерения. По знаку абсолютной величины и/или временной характеристике разности температур можно сделать вывод о работе нейтрализатора, и/или даже управления двигателем внутреннего сгорания, или регулировании нейтрализатора (в случае наличия). Если образуют разность температур
Формула изобретения
1. Способ контроля работы каталитического нейтрализатора выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания с выпускной системой, причем по меньшей мере в двух областях выпускной системы с помощью температурных датчиков замеряют температуру, контролируют ее с помощью электронного контрольного устройства, отличающийся тем, что температуру замеряют по меньшей мере в двух пространственно находящихся на расстоянии друг от друга участках поперечного сечения выпускной системы, при этом замер температуры производят по меньшей мере в участках поперечного сечения интегрально. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для измерения температуры используют плоские или линейные температурные щупы. 3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что по меньшей мере одно из измерений температуры производят внутри нейтрализатора. 4. Способ по пп. 1 3, отличающийся тем, что первое измерение температуры внутри нейтрализатора производят в зоне притока, а второе в зоне оттока. 5. Способ по пп. 1 4, отличающийся тем, что замеренные значения температуры передают в электронный контрольный блок, в котором определяют разность измеренных значений температуры по меньшей мере в двух местах замера, и по знаку и/или абсолютной величине, и/или временной характеристике определяют работоспособность нейтрализатора и/или необходимость регулирования. 6. Способ по пп. 1 5, отличающийся тем, что периодически осуществляют калибровку температурных щупов. 7. Устройство для контроля работы каталитического нейтрализатора, имеющего переднюю и заднюю торцевые стенки и расположенного в газовыпускной системе, содержащее по меньшей мере два температурных щупа, последовательно установленных на по меньшей мере двух участках газовыпускной системы, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит электронный контрольный блок и связанный с ним индикаторный блок, причем электронный контрольный блок сообщен с температурными щупами, между которыми размещен каталитический нейтрализатор, температурные щупы выполнены плоскими или линейными и установлены в плоскостях по меньшей мере двух поперечных сечений газовыпускной системы. 8. Устройство по п. 7, отличающееся тем, что электронный контрольный блок через электронное контрольное устройство связан с двигателем внутреннего сгорания. 9. Устройство по п. 7, отличающееся тем, что между температурными щупами, заключено по меньшей мере 50% преимущественно 70% активного объема каталитического нейтрализатора. 10. Устройство по пп. 7 9, отличающееся тем, что по меньшей мере один температурный щуп установлен в нейтрализаторе вблизи его задней торцевой стенки. 11. Устройство по п. 10, отличающееся тем, что по меньшей мере два температурных щупа установлены в нейтрализаторе, один вблизи передней, а другой вблизи задней торцевых стенок. 12. Устройство по пп. 7 11, отличающееся тем, что по меньшей мере один температурный щуп выполнен в виде измерительного датчика с сопротивлением, изменяющимся в зависимости от температуры. 13. Устройство по пп. 7 12, отличающееся тем, что каталитический нейтрализатор выполнен частично нагреваемым. 14. Устройство по одному из пп. 7 13, отличающееся тем, что электронный контрольный блок соединен с электронным контрольным устройством двигателя внутреннего сгорания, причем данные электронного контрольного устройства по меньшей мере частично в электронном контрольном блоке функционально связаны с разностью температур, чтобы обеспечить точный диагноз функций системы. 15. Устройство по п. 14, отличающееся тем, что газовыпускная система снабжена по меньшей мере одним зондом и замеренные значения оцениваются в электронном контрольном блоке. 16. Каталитический нейтрализатор отработавших газов, содержащий корпус с передней и задней торцевыми стенками, подключенный к газовыпускному коллектору двигателя внутреннего сгорания, образованный слоями гладкого и волнистого листов, свернутых в рулон, отличающийся тем, что он снабжен по меньшей мере одним плоским или линейным температурным щупом, установленным в плоскости по меньшей мере одного поперечного сечения нейтрализатора вблизи одной из торцевых стенок. 17. Нейтрализатор по п. 16, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен электрическим нагревателем, установленным вблизи температурного щупа. 18. Нейтрализатор по пп. 16 и 17, отличающийся тем, что на волнистом листе выполнен паз, а по меньшей мере один температурный щуп размещен в последнем. 19. Нейтрализатор по пп. 16 18, отличающийся тем, что по меньшей мере один температурный щуп размещен по всей плоскости поперечного сечения нейтрализатора. 20. Нейтрализатор по пп. 16 19, отличающийся тем, что по меньшей мере один температурный щуп выполнен в виде одного провода с изменяющимся в зависимости от температуры сопротивлением, охватывающей провод металлической оболочки и расположенного между ними электрического изолятора. 21. Нейтрализатор по п.20, отличающийся тем, что металлическая оболочка выполнена из "инконеля" и/или термостойкой стали, содержащей хром и/или алюминий.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5