Способ покрытия стальной полосы алюминием
Способ покрытия стальной полосы алюминием включает зачистку поверхности полосы, нанесение суспензии алюминиевого порошка, сушку, прокатку с обжатием и термообработку. Прокатку проводят в термостатированном режиме при температуре 70-80oC с натяжением, величину которого определяют из предложенной зависимости. 1 табл.
Изобретение относится к металлургии, в частности к закрытию стальных полос цветными металлами.
Известен способ алитирования стальных деталей, отличающийся тем, что перед нанесением покрытия детали подвергают обработке с целью получения чистой металлической поверхности, свободной от окалины и окислов железа; на обработанные таким образом детали наносят пастообразный состав, содержащий порошок алюминия (> 10 мкм) и пастообразный носитель на основе органического полимера; затем деталь подвергают термообработке при температуре 600-700oC с целью создания на детали покрытия, детали с покрытием подвергают отжигу при температуре 1000-1100oC [1] Недостатками данного способа являются: 1. Трудоемкость нанесения тонких и равномерных пастообразных слоев. 2. Необходимость двойной термообработки. Также известен способ покрытия стальных полос алюминием, заключающийся в очистке обеих поверхностей полосы, покрытии их водной суспензией алюминиевого порошка, сушке покрытия, прокатке охлаждающими валками алюминиевого порошка на полосе с обжатием, обеспечивающим теоретическую плотность алюминия и кратковременной (1-5 сек) термообработке при температуре 450-700oC [2] Недостатком этого способа является то, что он не обеспечивает равной плотности покрытия по ширине полосы, ликвидации локальных отслоений металла покрытия от стальной основы и как следствие химической однородности покрытия из-за интенсивного окисления стали на вспученных участках. Задачей данного изобретения является получение качественного покрытия, обеспечивающего равную его плотность по ширине полосы, отсутствие локальных отслоений, а также однородность химического состава. Поставленная задача достигается тем, что в способе покрытия стальной полосы алюминием, включающем зачистку полосы от жировых и оксидных пленок, нанесение на чистые поверхности суспензий алюминиевого порошка, сушку ее при температуре 100-120oC, прокатку с обжатием, которое необходимо для достижения заданной плотности покрытия, и термообработку, согласно изобретению, прокатку ведут в термостатированном режиме при температуре 70-80oC с натяжением, величину которого определяют по формуле: (tр-250)(K1-K2)(E100-mtр)






термостатирование режима прокатки при температуре 70-80oC обеспечивает выравнивание калибровки валков, а следовательно, равномерность обжатия порошка покрытия, т. е. его одинаковой плотности по ширине полосы, а также снижает величину разности линейного термического расширения стальной основы и алюминиевого покрытия;
натяжение, определенное по указанной зависимости, обеспечивает компенсацию разности длин покрытия и стальной основы, возникающей в результате разностей коэффициентов линейного термического расширения стали и алюминия и обеспечивает отсутствие вспучивания алюминиевого покрытия. Процесс получения покрытия по предложенному способу (как и по прототипу) производится в линии прокатного стана, причем все операции (нанесение суспензии, сушка, прокатка и термообработка) производятся между разматывателем и моталкой. При прокатке порошок покрытия спрессовывается и плотно накатывается на стальную основу. Поэтому чем выше температура прокатки, тем меньше сказывается разность длин (покрытия и основы) от коэффициентов термического расширения. Однако при температуре, превышающей верхний предел режима прокатки, начинает подгорать технологическая смазка, что нарушает химсостав покрытия, а также повышает пожарную опасность процесса. В связи с этим наиболее целесообразная температура процесса прокатки 70-80oC. Следующий за прокаткой процесс нагрева полосы ведет к появлению разности длин покрытия и стальной основы, но до 250oC, т.е. температуры начала диффузионного взаимодействия основы и покрытия, эта разность длин не сказывается, т.к. относительное перемещение покрытия и основы достаточно свободно. При появлении первых точек диффузионного охватывания перемещение становится невозможным, поэтому при отсутствии или недостаточном натяжении при температуре >250oC появляются локальные отслоения покрытия, что приводит к интенсивному окислению стали в этих местах. Образовавшиеся плотные оксиды (Fe3O4 и FeO) препятствуют дальнейшему диффузионному взаимодействию, изменяют химсостав переходного слоя и нарушают сплошность покрытия, а при деформации изгиба оно отваливается. Для ликвидации этого необходимо компенсировать разницу термических удлинений стальной основы и алюминия покрытия упругим растяжением полосы до момента интенсивной реакции между покрытием и основой (t=350oC), когда практически весь контактный слой прореагирует. Это достигается натяжением, величина которого должна быть достаточной, чтобы обеспечить такую степень упругого растяжения полосы. Эта величина определяется из выражения (1). Напряжение, возникающее в стальной полосе от действия силы натяжения, не может превышать предел текучести обрабатываемой полосы при температуре максимального нагрева в процессе термообработки (700-725oC), поскольку в противном случае большая пластическая деформация полосы приводит к нарушению сплошности слоя покрытия (появлению микротрещин на покрытии). Выражением (1) первый сомножитель (tp-250) определяет величину температуры, создающую некомпенсированную разность длин, возникающую из-за различия термического удлинения стали и алюминия, второй - (K1-K2) дает величину разности коэффициентов термического расширения стальной основы и алюминия, третий (E100-mtp) определяет Модуль Юнга при температуре интенсивного протекания диффузионного взаимодействия. 0,95

Формула изобретения

где tp температура интенсивной реакции диффузионного взаимодействия стали и алюминия, (~350-400

К1 коэффициент линейного расширения алюминия;
K2 коэффициент линейного расширения стали;
E100 модуль Юнга стали на выходе валков, кг/мм2;
m коэффициент влияния температуры на модуль Юнга стали, кг/мм2/oС;


РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Способ покрытия стальной полосы алюминием // 2182191
Изобретение относится к области металлургии, в частности к покрытию стальных полос цветными металлами
Способ восстановления отверстий деталей // 2191671
Изобретение относится к области машиностроения и ремонта деталей машин и может быть использовано при восстановлении отверстий нижних головок шатунов под вкладыши коленчатого вала двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к сварочному производству
Изобретение относится к металлургии, в частности к производству биметаллических полос
Изобретение относится к получению промышленных изделий со свойствами булатной стали
Изобретение относится к способам формирования минеральных покрытий поверхностей деталей из металлов и сплавов и может найти применение в различных отраслях машиностроения
Изобретение относится к способам формирования покрытий с использованием порошковых материалов
Изобретение относится к металлургии, в частности к получению слоистых биметаллических композитов. Проводят подготовку стальной полосы, подачу в очаг деформации между валком и полосой сухого алюминиевого порошка, совместную прокатку полосы и упомянутого алюминиевого порошка с обжатием 30-50% с получением алюминиевого покрытия на стальной полосе и последующую термическую обработку. После термической обработки стальную полосу с нанесенным алюминиевым покрытием подвергают холодной прокатке с конечной степенью обжатия 15-25% и прокатке волочением с высотной деформацией 20-30%. Обеспечивается получение слоистого композита системы сталь-алюминий, упрочненного алюминиевым слоем, и с пластичностью, обеспечивающей высокие степени деформации. 1 табл., 1 пр.
Настоящее изобретение относится к триботехническому составу, характеризующемуся тем, что он выполнен в виде композиции, составленной из природных минералов, полученных при измельчении керна, взятого из нескольких скважин с разной глубины, при этом композиция содержит природные минералы при следующем соотношении компонентов, мас.%: Антигорит 5-7; Лизардит 1-3; Тремолит 1-5; Хлорит 23-35; Тальк 26-38; Карбонат 22-26; Магнетит 1-3; Примеси 1-3, причем триботехнический состав содержит субмикронных частиц не более 20 мас.% порошка и частицы размером не более 15 мкм. Технический результат, достигаемый при использовании изобретения, - гарантированное формирование защитного долговременного слоя в процессе обкатки или штатной эксплуатации для восстановления изношенных поверхностей трения и(или) оптимизации зазоров в сопряженных парах узлов трения различных агрегатов и механизмов. 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 6 ил.