Рулевой комплекс судна
Использование: судостроение. Сущность изобретения: рулевой комплекс судна содержит поворотную насадку 1, установленную на баллере 2. За насадкой 1 расположен руль 3 на баллере 4. Баллеры 2 и 4 связаны механизмом 5 перекладки, размещенным в корпусе судна и управляемым рулевой машиной 6, размещенной в корпусе судна. Руль 3 и насадка 1 в основании соединены с помощью жесткой тяги 7 через подшипники 8, размещенные по осям поворота руля и насадки. Механизм 5 перекладки выполнен связанным с баллерами руля 3 и насадки 1 с возможностью их синхронного поворота по зависимости, определяемой соотношением Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов проектирования и создания рулевых устройств судна. Формула изобретения РИСУНКИR = (1-2,5)
н , где
R - угол перекладки руля, а
н - угол поворота насадки <20 - 25o. 1 ил.
R = (1,5-2,5)
н, где
R угол перекладки руля,
н угол поворота насадки <20 25o. При этом поворотная насадка и руль в своей нижней части соединены с помощью жесткой тяги, через установленные в них подшипники, размещенные по осям поворота насадки и руля. Использование в рулевом комплексе руля на баллере и выбор соотношения между углами перекладки руля и насадки
R = (1,5-2,5)
н обеспечивает получение наибольшей боковой силы при максимальной перекладке насадки и руля, а также минимального крутящего момента, необходимого для работы рулевого комплекса, во всем диапазоне углов перекладки. Размещение механизма перекладки в корпусе судна существенно упрощает его конструкцию, обеспечивает большую прочность и надежность по сравнению с аналогичными узлами прототипа. Использование в рулевом комплексе поворотной насадки с ограничением максимального угла перекладки 20o-25o, а также соединительной тяги между нижними частями руля и поворотной насадки обеспечивают лучшие прочностные и вибрационные характеристики по сравнению с наиболее близким аналогом. Одновременное использование руля и поворотной насадки в рулевом комплексе обеспечивает судну управляемость при движении на заднем ходу и по инерции. Известно, что суда, оборудованные рулем, в подавляющем большинстве на заднем ходу не управляются, также как и суда с поворотной насадкой не управляются при движении по инерции. Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен рулевой комплекс судна. За поворотной насадкой 1, установленной на баллере 2, расположен руль 3 на баллере 4. Баллеры 2 и 4 связаны механизмом 5 перекладки, размещенным в корпусе судна и управляемым рулевой машиной 6, также размещенной в корпусе судна, руль 3 и насадка 1 в основании соединены с помощью жесткой тяги 7 через подшипники 8, размещенные по осям поворота руля и насадки. Механизм 5 перекладки выполнен связанным с баллерами руля 3 и насадки 1 с возможностью их синхронного поворота по зависимости, определяемой соотношением
R = (1-2,5)
н где
R угол перекладки руля,
н угол поворота насадки 20o+25o. При работе гребного винта и движения судна за счет отклонения струи движителя, а также из-за разности давлений на наружной и внутренней поверхности насадки 1 и верхней и нижней поверхности руля 3 на каждом из них возникает боковая сила. Эти силы имеют одинаковое направление, то есть на судно действует сумма сил, возникающих на руле 3 и поворотной насадке 1. При этом за счет того, что момент относительно баллера 2 насадки 1 является опрокидывающим, то есть стремящимся увеличить угол перекладки насадки 1, а момент на баллере 4 руля 3а восстанавливающим, то есть стремящимся уменьшить угол перекладки руля 3, рулевая машина 6 воспринимает разность этих моментов. Таким образом, мощность, затрачиваемая на работу привода, оказывается существенно меньшей, чем это требовалось бы для перекладки либо руля, либо насадки в отдельности друг от друга.
R= (1,5-2,5)
н, где
R- угол перекладки руля;
н угол поворота насадки <20 25o, при этом поворотная насадка и руль в своей нижней части соединены с помощью жесткой тяги через установленные в них подшипники, размещенные по осям поворота насадки и руля.