Устройство для управления электроприводом с фрикционной нагрузкой
Авторы патента:
Использование: для управления электроприводами постоянного тока с фрикционной нагрузкой. Сущность: устройство для управления электроприводом с фрикционной нагрузкой дополнительно содержит корректирующую нелинейную обратную связь по ускорению, величина которой меняется в зависимости от скорости, что позволяет повысить качество регулирования. 4 ил.
Предлагаемое изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электроприводами постоянного тока с фрикционной нагрузкой.
Известны устройства для управления электроприводами с фрикционной нагрузкой, содержащие датчики тока якоря и угловых ускорений электродвигателя и суммирующий усилитель (Яворский В.Н. Макшанов В.И. Ермолин В.Н. Проектирование нелинейных следящих систем. М. Энергия, 1978, с. 16 17. А.с. N 376751 (СССР). Следящая система /Семенов К.Е. и др. Опубл. в БИ 1973, N 17, кл. G 05 B 11/01. А. с. N 601658 (СССР). Система компенсации нагрузки на валу электродвигателя. Новиков В. А. Михальчонок Г.Ф. Осипов Л.Н. Опубл. в БИ 1978, N 13, кл. G 05 B 5/10). Использование этих устройств позволяет осуществить регулирование скорости по возмущающему моменту. Однако при наличии на валу двигателя фрикционной нелинейной нагрузки такие устройства не обеспечивают высокого качества регулирования в широком диапазоне изменений скорости и переменном момента сил трения, что объясняется нелинейной зависимостью момента нагрузки Мс от скорости




объединен с входом блока дифференцирования 3 и предназначен для подключения к выходу датчика скорости, а выход подключен к одному из входов перемножителя 6, второй вход которого соединен с выходом блока дифференцирования, а выход подключен к вычитающему входу второго алгебраического сумматора. На фиг. 2 приведена статическая характеристика нелинейного элемента 4. На фиг. 2 показана статическая зависимость момента фрикционной нагрузки от скорости


Устройство для управления электроприводом с фрикционной нагрузкой работает следующим образом. Ток двигателя измеряется датчиком тока, например шунтом, сигнал Uд.т с выхода которого поступает на вход второго алгебраического сумматора 5. Скорость двигателя измеряется датчиком скорости, например тахогенератором, сигнал Uд.с с выхода которого поступает на вычитающий вход первого алгебраического сумматора 1 и объединенные входы блока дифференцирования 3 и нелинейного элемента 4. Выходной сигнал блока дифференцирования 3, пропорциональный угловому ускорению ротора двигателя

где Kс коэффициент передачи датчика скорости;
K3 коэффициент передачи блока дифференцирования 3;
поступает на первый вход перемножителя 6, на втором входе которого действует выходной сигнал нелинейного элемента 4

В результате на выходе перемножителя 6 формируется сигнал

Следовательно, на вычитающий вход второго алгебраического сумматора 5 с выхода перемножителя 6 поступает сигнал U6, пропорциональный угловому ускорению двигателя, изменяющийся по амплитуде в зависимости от скорости; т.е. большой по амплитуде при малых скоростях


имеет разные знаки при разных скоростях. Это означает, что при малых скоростях обратная связь по скорости, обусловленная фрикционной нагрузкой, положительная, а при больших скоростях отрицательная. Положительная обратная связь по скорости при




и компенсирует внутреннюю положительную обратную связь, образованную нагрузкой, и обеспечивает устойчивую работу электропривода. При


имеет небольшую величину и обеспечивает стабилизацию показателей качества регулирования во всем диапазоне изменения скорости. С целью аналитического доказательства достижения цели изобретения - повышения качества регулирования скорости в широком диапазоне ее изменения при переменном моменте сил трения рассмотрим структурную схему электропривода, показанную на фиг. 4. На схеме обозначено:
Uз управляющее напряжение;
Hc(S) передаточная функция регулятора скорости;
БП блок перемножения;
Hт(S) регулятор тока;
БД блок дифференцирования с передаточной функцией S;
Ki коэффициент передачи датчика тока;
Kу коэффициент передачи усилителя мощности;
F4=F4(

r и L активное сопротивление и индуктивность якорной обмотки двигателя;
C конструктивная постоянная двигателя;
K

Mc статический момент нагрузки;
b =


J момент инерции вращающихся механических элементов, приведенных к валу двигателя. Определим передаточные функции разомкнутого по скорости электропривода по скорости относительно выходного напряжения регулятора скорости и момента нагрузки (т. е. для части электропривода, обведенной пунктиром). При использовании пропорционального регулятора тока, т. е. Hт(S) Kт, они равны соответственно:


Если коэффициент Ki обратной связи по току выбрать равным

то передаточные функции (3) и (4) примут вид:


где



При изменении скорости постоянная времени T0 const, а коэффициент демпфирования изменяется в зависимости от b(



Если выбрать с учетом (1) и (2) коэффициенты

то коэффициент демпфирования будет постоянным и равным xo во всем диапазоне изменения скорости. Таким образом, использование в известном устройстве для управления электроприводом с функционной нагрузкой блока дифференцирования, перемножения и нелинейного элемента с характеристикой

Формула изобретения

где a и b постоянные коэффициенты, вычисляемые по формулам


zo заданный коэффициент демпфирования;
I момент инерции вращающихся механических элементов, приведенный к валу двигателя;
L индуктивность якорной обмотки двигателя;
C конструктивная постоянная двигателя;
Kт,Kу,K

b1 и

вход нелинейного элемента объединен с входом блока дифференцирования и предназначен для подключения к выходу датчика скорости, а выход подключен к одному из входов перемножителя, другой вход которого соединен с выходом блока дифференцирования, а выход подключен к вычитающему входу второго алгебраического сумматора.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Похожие патенты:
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления прецизионными позиционными следящими электропроводами постоянного тока с цифроаналоговыми и аналоговыми регуляторами положения, с вращающимися и линейными электродвигателями
Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроприводам постоянного тока, которые связаны с механизмом с переменным моментом инерции валопроводом, имеющим переменную жесткость и кинематические погрешности передач, и может быть использовано в электроприводах подачи и главного движения металлообрабатывающих станков, экскаваторов и кранов, лифтов, прокатных станов и бумагоделательных машин, где изменение момента инерции механизма и жесткости валопровода, а также кинематические погрешности передач вызывают снижение точности его движения по заданному закону, увеличение динамических нагрузок в механизме, увеличение времени переходного процесса, обусловленное колебательностью электропривода
Экскаваторный электропривод // 2068615
Система электропривода // 2068614
Изобретение относится к электроавтоматике и предназначено для использования в автоматизированных электроприводах с тиристорными и транзисторными усилителями мощности
Электропривод постоянного тока // 2066087
Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроприводам постоянного тока, которые связаны с механизмом с переменным моментом инерции при помощи валопровода, имеющего переменную жесткость и кинематические погрешности, в которых используется параметрическое регулирование частоты вращения ослаблением поля (одна, две и более ступеней ослабления поля) электродвигателя, а основным каналом управления является канал управления напряжением на якоре электродвигателя, и может быть использовано в электроприводах подачи и главного движения металлообрабатывающих станков, экскаваторов и кранов, лифтов и других механизмов, где присутствие связи электродвигателя с механизмом при помощи валопровода с переменной жесткостью и кинематическими погрешностями передач и переменным моментом инерции механизма приводит к снижению точности движения электропривода по заданному закону, повышению динамических нагрузок в механизме, а вследствие ослабления поля электродвигателя увеличивается электромеханическая постоянная времени электропривода, соотношение постоянных времени изменяется в сторону снижения показателя колебательности переходных процессов, как следствие указанных выше процессов снижается производительность механизма
Изобретение относится к электротехнике, в частности к автоматизированному электроприводу
Тиристорный возбудитель электропривода // 2050661
Изобретение относится к электротехнике, в частности автоматизированному электроприводу, и может найти применение в тиристорных электроприводах
Электропривод постоянного тока // 2047265
Тиристорный электропривод // 2046536
Изобретение относится к электротехнике, в частности к автоматизированным электроприводам, и может найти применение в электроприводах постоянного и переменного тока
Реверсивный тиристорный электропривод // 2103797
Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности
Позиционный электропривод // 2110882
Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов
Электропривод постоянного тока // 2123230
Электропривод // 2127940
Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор
Электропривод постоянного тока // 2130687
Электропривод // 2130688
Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор
Электропривод постоянного тока // 2138903
Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока
Микропроцессорный электропривод // 2141164
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока