Способ определения угловой скорости объекта
Использование: в инклинометрии, в навигации, в том числе в бесплатформенных курсовертикалях. Сущность изобретения: способ включает в себя алгоритм определения угловой скорости объекта в осях X, Y, Z объекта, использующий три значения измеряемого ускорения, три значения измеряемой угловой скорости в тех же осях и использующих технологические параметры основной и квадратурной составляющих дрейфов гироскопов от ускорения силы тяжести.
Изобретение относится к области точного приборостроения и может быть использовано в инклинометрии, в том числе в гидроскопических инклинометрах, в раскатчиках траектории в грунте, в навигации, в том числе в бесплатформенных курсовертикалях в бесплатформенных инерциальных навигационных системах.
Известен способ определения угловой скорости объекта, включающий жесткое закрепление на объекте трехкоординатного измерителя ускорения и двух двухкоординатных гидроскопических датчиков угловой скорости, реализованных на базе динамически настраиваемых гироскопов, при этом первая и вторая измерительные оси первого датчика связаны соответственно с осями Х и У объекта, вторая измерительная и первая резервная оси второго датчика связаны соответственно с осями Z и X объекта, определение параметров основной и квадратурной составляющих дрейфов датчиков от ускорения силы тяжести Земли, измерение при произвольном положении объекта величин линейного ускорения во взаимно перпендикулярных осях X, Y, Z объекта величин угловой скорости в тех же осях, вычисление истинных значений угловой скорости объекта в осях X, Y, Z [1] Недостатком известного способа является наличие ошибок в определении угловой скорости объекта от влияния дрейфов гироскопов от ускорения при реализации его в устройствах, не имеющих стабилизированной в плоскости горизонта и в азимуте платформы, т.е. в бесплатформенных курсовертикалях и в инклинометрах. Технический результат изобретения повышение точности определения угловой скорости объекта за счет устранения погрешности от дрейфов гироскопов от ускорения. Указанный результат достигается тем, что перед использованием датчиков в объекте в режиме калибровки каждый датчик последовательно устанавливают так, что первая и вторая измерительные оси датчика совпадают соответственно с вертикальной и горизонтальной составляющими угловой скорости Земли, и измеряют угловую скорость по двум осям, затем каждый датчик последовательно устанавливают так, что вторая и первая измерительные оси датчиков совпадают соответственно с вертикальной и горизонтальной составляющими угловой скорости Земли, измеряют угловую скорость по двум осям, а затем при использовании датчиков в объекте одновременно с измерением линейного ускорения и угловой скорости вычисляют истинные значения угловой скорости объекта в осях X, Y, Z по формулам













или равной

при повторении операций, изложенных выше, дрейфы по осям X и Y будут иметь значения

При повторении вышеприведенных операций для второго гироскопа, назвав первую измерительную ось X, вторую измерительную ось Z, величины дрейфов от перегрузки по оси X и от перегрузки по оси Z будут соответственно равны

При действии ускорения на гироскопе в произвольном направлении проектируют полный вектор ускорения по осям X, Y и Z (ось Z совпадает с линией вектора кинетического момента гироскопа и совпадает с перпендикуляром к плоскости осей чувствительности). При осуществлении операций над датчиками, аналогичных операциям над гироскопами, по осям X, Y, Z наблюдаются дрейфы, аналогичные дрейфам гироскопов. Пусть на объект действует ускорение, величина которого в осях X, Y, Z равна Ax, Ay, Az. При этом величины перегрузки по осям X, Y, Z будут соответственно равны

Измеренные значения угловой скорости по измерительным осям X и Y первого датчика будут равны

где


измеренные значения угловой скорости по осям X и Y:











Таким образом, измеренные значения угловой скорости по измерительным осям X, Y первого датчика будут равны

Рассуждая аналогично, получим выражения для измеренных значений угловой скорости по измерительным осям X, Z второго датчика

Формула изобретения



где

AX, AY, AZ измеренные значения линейного ускорения объекта в тех же осях X, Y, Z;


g значение ускорения силы тяжести Земли.