Способ индукционной наплавки
Использование: изобретение относится к индукионно-металлургическим способам восстановления и упрочнения деталей подвижного состава железнодорожного транспорта. Сущность изобретения: наплавляемую поверхность предварительно размечают на участки, равные по площади. По их границам выполняют механическим путем полуцилиндрические канавки. Закрепляют в канавках армирующие вставки, заглубляя их на половину их толщины. В качестве вставки может быть использована проволока разного сечения или металлическая крошка, которой засыпают канавки. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к индукционно-металлургическим способам восстановления и упрочнения деталей подвижного состава железнодорожного транспорта.
Известен способ изготовления армированных отливок типа шкивов (а.с. N 899263, кл. B 22 D 19/02, Б N 3 1982 г.), который включает размещение концов спиц в литейных формах обода и ступицы, заливку их металлом и последующее охлаждение. Недостатком способа является то, что его невозможно использовать для упрочнения поверхностей трения при наплавках износостостойких покрытий, из-за разных коэффициентов линейного расширения основного металла и защитного, которые вызывают напряжения и как следствие трещины, а это недопустимо для несущих деталей и узлов транспорта. За прототип выбран способ восстановления буферной тарели ("Технология вагоностроения и ремонта вагонов" под ред. В.И. Бесценного, Учебник для ВУЗов железнодорожного транспорта, М. "Транспорт", 1976, с. 284), включающий наплавку поверхностей тарелей электродуговым способом с последующей обработкой на токарно-винторезных станках. Однако при электродуговом способе восстановления тарелей, из-за высоких температур плазмы электрической дуги, удельные тепловложения таковы, что происходит выгорание легирующих элементов из наплавочного материала, снижающее его износостойкие свойства, в результате ухудшается качество упрочняемых тарелей. Кроме того, сварочная проволока, применяемая при электродуговой сварке, не обладает износостойкими качествами, поэтому тарели, восстанавливаемые известным способом, при больших нагрузках не выдерживают нормативных сроков службы. Цель изобретения состоит в разработке способа индукционной наплавки, позволяющего повысить качество наплавки и повысить срок службы восстановленных деталей железнодорожного транспорта. Для достижения цели в известном способе индукционной наплавки, преимущественно крупногабаритных изделий, выключающем нанесение на наплавляемую поверхность наплавочной шихты, обработку ее индуктором и чистовую обработку, наплавляемую поверхность армируют вставками, которые заглубляют на половину их толщины в полуцилиндрические канавки, причем последние предварительно размечают по поверхности детали в зависимости от ее конфигурации на участки, равные между собой по площади, и выполняют механическим путем. При этом в качестве вставок используют проволоку или металлическую крошку, которой заполняют канавки. На фиг. 1 изображена буферная тарель (вид сверху с размеченными канавками); на фиг. 2 поверхность детали (надрессорная балка) с квадратной разметкой канавок; на фиг. 3 поэтапная технология способа наплавки: а) - проточка канавки; б) размещение в канавки прутка; в) канавка с размещенным в ней прутком и засыпанная слоем наплавочной шихты. Предложенный способ осуществляется следующим образом. Поверхность восстанавливаемой или упрочняемой детали, например, надрессорной балки, буферной тарели (фиг.1,2), которые имеют большие поверхности трения, перед наплавкой предварительно армируют. Для этого экспериментально из условия минимального трещинообразования наплавляемую поверхность разбивают на сектора (фиг.1) или участки (фиг.2). Методом расчета и подбора стремятся к получению площадей (секторов участков) таким образом, чтобы они были равны между собой по площади, т.е. на наплавляемой поверхности S1
Формула изобретения
1. Способ индукционной наплавки преимущественно крупногабаритных изделий, включающий нанесение на наплавляемую поверхность наплавочной шихты, обработку ее индуктором и чистовую обработку, отличающийся тем, что перед нанесением шихты наплавляемую поверхность армируют вставками, которые укладывают и закрепляют на половину их толщины в полуцилиндрические канавки, выполняя их механическим путем, причем канавки предварительно размещают на поверхности детали в зависимости от ее конфигурации на участки, равные между собой по площади. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве вставки используют проволоку. 3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве вставок используют металлическую крошку, которой заполняют канавки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3