Система стабилизации соотношения расходов топливных компонентов в жидкостном ракетном двигателе
Использование: в жидкостных ракетных двигателях с дожиганием генераторного газа в камере сгорания. Сущность изобретения: система включает установленные в магистралях обоих топливных компонентов расходомерные трубки Вентури, подсоединенные к ним чувствительные элементы с гибкими сравнивающими органами и перекрываемыми соплами, настроечные жиклеры и установленные в магистрали одного из топливных компонентов дроссель расхода с поршневым гидравлическим сервомотором. Чувствительный элемент разделен сравнивающим органом на две рабочие полости, одна из которых свободна и сообщена с критическим сечением трубки Вентури, а другая полость содержит сопло. Эта полость в чувствительном элементе для трубки Вентури на недросселируемой магистрали сообщена через жиклер с входом этой трубки. Сопло в указанной полости сообщено выходом через жиклер с аналогичной полостью другого чувствительного элемента, сопло которого сообщено выходом с магистралью низкого давления. Сервомотор снабжен гидроусилителем, рабочие полости которого сообщены с выходом трубки Вентури на дросселируемой магистрали и с выходом сопла чувствительного элемента другой трубки. 1 ил.
Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), точнее к системам автоматического регулирования ЖРД.
Известна система стабилизации соотношения расходов топливных компонентов в ЖРД (в дальнейшем -система стабилизации), включающая установленные в магистралях обоих топливных компонентов расходомерные трубки Вентури, подсоединенные к ним чувствительные элементы с гибкими сравнивающими органами и перекрываемыми соплами, настроечные жиклеры и установленный в магистрали одного из топливных компонентов дроссель расхода с поршневым гидравлическим сервомотором (US, патент N 3069849, кл. F 02 K 9/02, 1962). Известная система стабилизации (ближайший аналог) весьма сложна и чувствительна к воздействию внешних факторов, что вносит погрешности в работу системы, снижая ее точность, кроме того, применение известной системы стабилизации в виду наличия механических связей между ее функциональными элементами накладывает существенные ограничения на разводку топливных магистралей при проектировании ЖРД. Настоящее изобретение решает техническую задачу создания системы стабилизации, характеризующейся высокой точностью и стабильностью к работе. С применением изобретения ожидается получение технического результата, состоящего в повышении эффективности ЖРД. Указанная техническая задача решается за счет того, что в системе стабилизации соотношения расходов топливных компонентов в ЖРД, включающей установленные в магистралях обоих топливных компонентов расходомерные трубки Вентури, подсоединенные к ним чувствительные элементы с гибкими сравнивающими органами и перекрываемыми соплами, настроечные жиклеры и установленный в магистрали одного из топливных компонентов дроссель расхода с поршневым гидравлическим сервомотором, согласно изобретению чувствительный элемент разделен сравнивающим органом на две рабочие полости, одна из которых свободна и сообщена с критическим сечением трубки Вентури, а другая полость содержит сопло, причем эта полость в чувствительном элементе трубки Вентури на недросселируемой магистрали сообщена через жиклер с входом этой трубки, и сопло в указанной полости сообщено выходом через жиклер с аналогичной полостью другого чувствительного элемента, сопло которого сообщено выходом с магистралью низкого давления, а сервомотор снабжен гидроусилителем, рабочие полости которого сообщены с входом трубки Вентури на дросселируемой магистрали и с выходом сопла чувствительного элемента другой трубки. Сущность изобретения иллюстрируется чертежом, на котором представлена схематично предложенная стабилизация вместе с другими, непосредственно связанными с ней функциональными элементами ЖРД. Представленная схема содержит питающий газогенератор, топливный насос окислителя 1, питающий газогенератор и камеру сгорания, топливный насос горючего 2, которые установлены на валу 3, приводимым от турбины; рабочее тело для нее вырабатывается в газогенераторе, питаемом частью топлива от упомянутых насосов, и отработавший на турбине окислительный газ дожигается в камере сгорания. На выходе из топливных насосов, в питающих магистралях установлены трубки Вентури 4,5 с подсоединенными к ним чувствительными элементами 6,7, которые содержат гибкие сравнивающие органы в виде мембран 6а,7а, разделяющих чувствительный элемент на две рабочие полости свободную и содержащую перекрываемые сопло 6б, 7б соответственно. Свободные полости чувствительных элементов сообщены посредством трубопроводов (импульсных трубок) 8,9 с критическим сечением трубок Вентури. Содержащая сопло полость чувствительного элемента 6 сообщена посредством трубопровода 10 с жиклером 11 с входом трубки Вентури 4, сопло 6б сообщено выходом с содержащей сопло полостью чувствительного элемента 7 через трубопровод 12 с жиклером 13, выход сопла 7б сообщен посредством трубопровода 14 и установленного в нем жиклера 14а с магистралью низкого давления соответствующего топливного компонента (на конкретной схеме с входом в насос 1). В другой топливной магистрали между насосом 2 и трубкой Вентури 5 установлен дроссель расхода с иглой 15, прикрепленной к подпружиненному поршню 16 с жиклирующим отверстием 16а; пружинная полость соединена трубопроводом 17 с магистралью низкого давления соответствующего топливного компонента (входом в насос 2). Поршень 16 является исполнительным органом сервомотора и управляется от гидроусилителя с чувствительным мембранным элементом 18 и перекрываемым соплом 19; со стороны последнего полость гидроусилителя сообщена с входом трубки Вентури 5 посредством трубопровода 12, а противоположная полость гидроусилителя сообщена посредством трубопровода 21 с выходом из сопла чувствительного элемента 6. Путем подбора жиклеров 11, 13, 14а, 16а описанная система стабилизации настраивается таким образом, что при номинальных расходах топливных компонентов обеспечиваются следующие заданные соотношения давлений и их перепадов в магистралях (подстрочные числа соответствуют функциональным элементам на чертеже):








Формула изобретения
Система стабилизации соотношения расходов топливных компонентов в жидкостном ракетном двигателе, включающая установленные в магистралях обоих топливных компонентов расходомерные трубки Вентури, подсоединенные к ним чувствительные элементы с гибкими сравнивающими органами и перекрываемыми соплами, настроечные жиклеры и установленный в магистрали одного из топливных компонентов дроссель расхода с поршневым гидравлическим сервомотором, отличающаяся тем, что чувствительный элемент разделен сравнивающим органом на две рабочие полости, одна из которых свободна и сообщена с критическим сечением трубки Вентури, а другая полость содержит сопло, причем эта полость в чувствительном элементе трубки Вентури на недросселируемой магистрали сообщена через жиклер с входом этой трубки, и сопло в указанной полости сообщено выходом через жиклер с аналогичной полостью другого чувствительного элемента, сопло которого сообщено выходом с магистралью низкого давления, а сервомотор снабжен гидроусилителем, рабочие полости которого сообщены с входом трубки Вентури на дросселируемой магистрали и с выходом сопла чувствительного элемента другой трубки.РИСУНКИ
Рисунок 1