Способ измерения тепловых параметров электрической машины
Авторы патента:
Сущность изобретения: способ основан на измерении потерь и превышении температуры одного из элементов машины, при этом измеряют превышение температуры произвольного наиболее доступного элемента. Измерения ведут в несколько этапов при постоянных во время этапа значениях тока главной цепи и напряжений, сочетания значений упомянутых величин произвольны, и от этапа к этапу не повторяются. Число этапов должно быть не менее n+1, где n - число элементов эквивалентной тепловой схемы электрической машины. Описанный способ позволяет повысить информативность и уменьшить время испытаний. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам испытаний электрических машин.
Тепловые параметры электрической машины, представляемые обычно в виде матрицы тепловых проводимостей (тепловых сопротивлений) эквивалентной тепловой схемы (ЭТС), являются одной из важнейших характеристик, используемых при проектировании электрической машины, ее изготовлении и эксплуатации. Известны способы измерения тепловых параметров электрических машин, производимые в рамках промышленных или лабораторных испытаний, в частности метод косвенной нагрузки. Согласно этому методу создают несколько продолжительных режимов работы, при которых действуют отдельные составляющие потерь





Vт транспонированная матрица V;
и обратное преобразование каждого элемента матрицы А для получения искомых значений матрицы тепловых параметров. Сравнение изобретения с другими техническими решениями показывает, что во всех способах тепловых испытаний производится измерение температуры электрической машины. Причем как измерение тепловых параметров, так и оценка текущего теплового состояния машины предполагают в качестве обязательного элемента испытаний измерения на обмотках. Сущность изобретения состоит в том, что при измерении тепловых параметров производится измерение превышения температуры любого участвующего в теплообмене элемента электрической машины, что свидетельствует о качественно новом свойстве данной операции, проявляемом в совокупности с другими процедурами, что приводит к расширению возможностей реализации способа. Динамику тепловых процессов в электрических машинах принято описывать системой обыкновенных дифференциальных уравнений вида

где Ci,



где

Hij вектор-компонент амплитудного спектра;



где


Таким образом, задача определения тепловых параметров равносильна задаче определения матрицы А. Для этого производится спектральный анализ графика



FV=-H

где F матрица размером m x p, где m > p число этапов испытаний, p - порядок тепловой модели, каждая строка которой является вектором правых частей системы (3) по этапам испытаний; 1, 2,m;
Н матрица, каждая строка которой представляет собой амплитудный спектр графика температуры по этапам испытаний;
l = diag{



A = V

где Vт транспонированная матрица V. Каждый элемент искомой матрицы тепловых проводимостей электрической машины получают из обратного преобразования (3):

Для практического решения этой задачи используется измерительно-вычислительная система (ИВС) сбора и обработки данных. При этом измеряются и фиксируются в памяти ИВС значения тока главной цепи электрической машины I и сетевого напряжения U, а также дискретная последовательность измеренных значений превышения температуры, взятых через интервал времени






Формула изобретения
dX / dt + AX F,
где X, F вектор-столбцы параметров, пропорциональных соответственно превышению температуры и тепловым потерям электрической машины;
A матрица параметров, пропорциональных тепловым проводимостям эквивалентной тепловой схемы электрической машины,
далее по компонентам амплитудного и частотного спектра, полученным в результате спектрального разложения графика температуры на каждом этапе испытаний, определяют собственные значения и собственные векторы матрицы А, восстанавливают матрицу А из уравнения
A= V

где V матрица собственных вектор-столбцов матрицы А;

Vт транспонированная матрица,
и производят обратное преобразование каждого элемента матрицы А для получения искомых значений матрицы тепловых параметров.
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Генератор переменного тока // 2061991
Электрическая машина // 2045807
Изобретение относится к электромашиностроению и касается электрических машин постоянного тока, обращенных синхронных машин, когтевых электрических машин и других типов машин в маломагнитном исполнении, у которых постоянный магнитный момент определяется полем обмотки возбуждения
Статор высоковольтной электрической машины // 1781779
Электрическая машина с блоком защиты // 1767628
Электромагнитный шаговый двигатель // 1755721
Изобретение относится к способам испытания без применения механического привода для испытания электрических синхронных генераторов (далее - генераторы), предназначенных, в основном, для передвижных воздушных, водных и наземных транспортных средств, а также общепромышленного назначения при их серийном производстве
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для контроля работы электрических машин
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроизмерительной технике, и может быть использовано для измерения параметров при контроле коммутации коллекторных электрических машин
Прибор для измерения тока разрыва при контроле интенсивности искрения щеток электрических машин // 2037835
Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам контроля коммутации путем бесконтактного измерения мгновенных значений тока разрыва в коммутируемых секциях коллекторных электрических машин
Изобретение относится к испытанию мощных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, дугостаторных и дисковых электродвигателей
Способ определения постоянных времени синхронных электрических машин со стороны индуктора // 2020504
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для определения параметров синхронных электрических машин
Изобретение относится к средствам измерения электромеханических характеристик электродвигателей и может быть использовано в контрольно-испытательной аппаратуре при изготовлении и капитальном ремонте электродвигателей и для диагностики электроприводов
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при испытаниях электрических машин постоянного тока с независимым возбуждением под нагрузкой
Устройство для бесконтактного измерения воздушного зазора синхронной электрической машины // 2100818
Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора