Способ освещения улиц с двусторонним движением транспортных средств и светильник наружного освещения для его осуществления
Изобретение относится к области светильников и направлено на повышение равномерности распределения яркости по поверхности дорожного покрытия в поперечной плоскости улицы с двухсторонним движением транспортных средств. Способ освещения заключается в том, что от светильников с широкой кривой силы света при их двухрядном прямоугольном расположении вдоль проезжей части формируют асимметричное распределение светового потока с двумя максимумами сил света, один из которых направлен против движения транспортных средств параллельно оси улицы, а второй максимум силы света - под углом к оси улицы в направлении движения транспортных средств, лежащим в интервале, определяемом из математического выражения. При этом для осуществления способа используются светильники, содержащие источник света и боковые оптические элементы, левый из которых установлен с разворотом к продольной оси под углом, определяемым из математического выражения. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области светотехники и может быть использовано в устройствах наружного освещения улиц с двухсторонним движением транспорта.
Из уровня техники известны способы наружного освещения улиц посредством светильников, создающих широкое боковое светоpаспределение с одной или двумя плоскостями симметрии (см. Авт.св. СССР N 163126, кл. F 21 M 1/00, 1964 г. Патент США N 1117360, кл. 240-78, 1966 г. Патент Франции N 2151459, кл. F 21 Y 7/00, 1975; Заявка ФРГ N 3310862. кл. F 21 Y 7/14, 1984 г.). Недостатком известных способов симметричного относительно поперечной плоскости улицы распределения светового потока является относительно невысокая эффективность использования светового потока источников света при формировании яркости проезжей части дорожного покрытия. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и совокупности признаков является способ освещения улиц, включающий формирование неравномерно распределенного светового потока от светильников с широкой кривой силы света (см. статью Н.П. Житова, М.А. Островский, Л.А. Пономаренко. Расчет эффективных кривых сил света светильников для освещения улиц и дорог. Светотехника, 1975, N 3, с. 2-5). Однако в данном способе формирование светового потока от каждого светильника также осуществляется из условия достижения равномерного распределения яркости проезжей части дорожного покрытия, что при симметричном светораспределении не обеспечивает эффективного освещения из-за низкого коэффициента использования светового потока при формировании яркости дорожного покрытия улицы. Кроме того, при реализации способа не обеспечивается необходимого яркостного контраста объектов, находящихся в зоне тротуаров. Известны светильники наружного освещения, обеспечивающие широкое боковое светораспределение, которые содержит источник света и боковые оптические отражательные элементы, размещенные симметрично относительно продольной оси (см. Авт.св. СССР N 163126, кл. F 21 M 1/00, 1964 г. Патент СССР N 1787234, кл. F 21 Y 7/10, 1993 г. Патент США N 3857030, кл. 240-103, 1974 г. Заявка ФРГ N 3014344, кл. F 21 Y 7/12, 1982 г.); Форма отражательных элементов в известных светильниках обеспечивает равномерное распределение освещенности, что не является оптимальным с точки зрения повышения коэффициента использования светового потока при формировании яркости проезжей части дорожного покрытия улицы. Известен также светильник наружного освещения, содержащий источник света и боковые оптические отражательные элементы, которые размещены несимметрично относительно продольной оси (см. Патент СССР N 1835477, кл. F 21 Y 1/06, 1993 г.). Однако конструктивно неравномерный световой пучок с несимметричным боковым светораспределением обеспечивается за счет перекрытия части отражательного элемента, что не позволяет использовать данный светильник для эффективного наружного освещения улиц с двухсторонним движением транспортных средств. Изобретение направлено на повышение эффективности освещения улиц с двухсторонним движением транспортных средств за счет перераспределения светового потока в пространстве улиц при совокупном действии светильников, расположенных по двухрядной прямоугольной схеме. Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в способе освещения улиц с двухсторонним движением транспортных средств, включающим формирование неравномерно распределенного светового потока от светильников с широкой кривой силы света при их двухрядном прямоугольном расположении вдоль проезжей части согласно изобретению формируют асимметричное распределение светового потока с двумя максимумами сил света, один из которых направлен против движения транспортных средств параллельно оси улицы, а второй максимум силы света под углом к оси улицы в направлении движения транспортных средств, лежащим в интервале


















Асимметричное распределение светового потока обеспечивается тем, что в светильниках 4 наружного освещения левый оптический отражательный элемент 5 установлен с разворотом к продольной оси под углом

При этом для каждого светильника 4 можно выделить следующие характерные рабочие зоны:
зона I, которая характеризуется плавным переходом от полуширокого к широкому светораспределению в пределах меридиальных сечений, направление которых находится в интервале углов

В вертикальной плоскости распределение сил света под большими углами





где



зона Ш, которая характеризуется резким спадом значений сил света от I







зона IV, которая характеризуется возрастанием значений сил света в меридиальных плоскостях, направление которых находится в интервале углов




где








зона V, которая характеризуется широким светораспределением с максимальной силой света Imax1 в пределах меридиальных сечений, направление которых находится в интервале углов




где




зона VI, которая характеризуется плавным переходом от широкого к полуширокому светораспределению в пределах меридиальных сечений, направление которых находятся в интервале углов




где





В вертикальных плоскостях распределение сил света меняется от широкого при




I




при






Формула изобретения

где




впр.ч. ширина проезжей части улицы;


d расстояние (шаг) между светильниками. 2. Светильник наружного освещения улиц с двусторонним движением транспортных средств, содержщий источник света и боковые оптические отражательные элементы, размещенные несимметрично относительно продольной оси, отличающийся тем, что левый оптический отражательный элемент установлен с разворотом к продольной оси под углом

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2