Роторный двигатель внутреннего сгорания
Сущность изобретения: роторный двигатель внутреннего сгорания содержит неподвижный корпус с многоугольной рабочей поверхностью, впускными и выпускными каналами, впадинами, с охватывающими выступами, ротор с многоугольной рабочей поверхностью, размещенный внутри корпуса на параллельных эксцентриковых валах, уплотнения в виде пластин, помещенных в пазах с возможностью контакта с впадинами корпуса и образования совместно с рабочими поверхностями корпуса и реактора рабочих камер. Новым в двигателе является выполнение камер сгорания цилиндрической формы, расположенных у выступов по обе стороны от рабочих поверхностей ротора и корпуса с возможностью образования тангенциальных каналов, рабочие камеры ограничены совместно с поверхностями камер сгорания впадинами, выполненными на одной рабочей поверхности и охватывающими выступы, выполненные на другой рабочей поверхности, причем выступы имеют по несколько вершин с пазами и помещенными в них пластинами, размещенными с возможностью одновременного периодического контакта нескольких пластин с уплотняемыми поверхностями впадин. Двигатель дополнительно снабжен источником движения рабочей текучей среды, механизмами компенсации зазоров в уплотнениях и устройством их управления. 7 з.п. ф-лы, 13 ил.
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к роторным двигателям внутреннего сгорания с плоско-параллельным круговым движением ротора.
Известен роторный двигатель внутреннего сгорания (патент Германии N 314185, кл. 46а5, 6 1919) с плоскопараллельным относительным перемещением ротора в рабочей полости, содержащей корпус с рабочей поверхностью цилиндрической формы и установленный внутри корпуса на параллельных эксцентриковых валах ротор также цилиндрической формы. На рабочей поверхности ротора выполнены впадины, охватывающие выступы, соответственно расположенные на рабочей поверхности корпуса. В корпусе, в зоне каждого второго выступа, в боковых крышках предусмотрены каналы и окна газообмена. При плоскопараллельном перемещении ротора цилиндрические поверхности корпуса и ротора соприкасаются многими точками, чем достигается уплотнение рабочих камер с одной радиальной стороны, а с другой рабочие камеры уплотняются контактированием вершин выступов и впадин по соответствующим уплотняемым поверхностям. Установка радиального уплотнения не предусмотрена. Вышеуказанный двигатель имеет следующие основные недостатки: нет возможности установки замкнутой системы газового уплотнения рабочих камер из-за цилиндрической формы корпуса и ротора и непрерывного перемещения линии их соприкосновения. По этой причине нет возможности уплотнения мест перехода от радиального к торцовому уплотнению, а уплотнение в результате непосредственного контакта рабочих поверхностей обоих барабанов не обеспечивает уплотнения, вызывает повышенные механические потери и делает двигатель неработоспособным; нет возможности обеспечить одновременное контактирование двух и больше уплотнительных пластин по уплотняемым поверхностям; вершины впадин и выступов выполнены острыми и тонкими, что приводит к их обгоранию и выходу двигателя из строя. Известен роторный двигатель, приводимый в действие жидкостью или насос (патент США N 1864699 (в), 1932) с плоско-параллельным круговым движением ротора, содержащий неподвижный корпус с рабочей поверхностью многоугольной формы и установленный внутри корпуса на параллельных эксцентриковых валах, ротор также многоугольной формы. Рабочие камеры ограничены рабочими поверхностями корпуса и ротора, с одной радиальной стороны уплотнительной пластиной помещенной в выступе ротора, контактирующей с уплотняемой поверхностью впадин корпуса и с другой уплотнительной пластиной помещенной в выступе корпуса, контактирующей с уплотняемой поверхностью впадины ротора. Предусмотрен вариант впадины с несколькими вершинами с установленными в них подпружиненными уплотнительными пластинами с возможностью поочередного их контактирования с уплотняемыми поверхностями. Двигатель имеет следующие недостатки: нет возможности установки замкнутой системы газового уплотнения рабочих камер, т.к. они уплотняются контактированием с уплотняемыми поверхностями с одной радиальной стороны вершиной расположенной на роторе, а с другой стороны вершиной расположенной на корпусе, что делает двигатель неработоспособным; нет возможности обеспечить одновременное контактирование двух и больше уплотнительных пластин по уплотняемым поверхностям; подпружиненные уплотнительные пластины, помещенные в вершинах корпуса и ротора, при возобновлении контактирования с уплотняемыми поверхностями ударяются, делают вмятины и наклепы, разрушаются, что не обеспечивает герметизацию рабочих камер, продолжительную работу двигателя, ограничивает обороты эксцентриковых валов и делает двигатель неработоспособным. Известен Орбитальный двигатель (патент США N 3990406, кл. F02 b 55/14, опубл. 1976), содержащий полый неподвижный корпус с боковыми крышками, многоугольной внутренней рабочей поверхностью с впадинами для уплотнений, камерами сгорания, впускными и выпускными каналами, ротор с пазами, уплотнениями и внешней многоугольной рабочей поверхностью, причем в вершинах выступов ротора пазы выполнены с боковыми стенками, механизм синхронизации орбитального движения ротора, уплотнения в виде пластин и размещены в пазах с возможностью контакта ее впадинами корпуса и образования совместно с поверхностью ротора и корпуса рабочих камер. Этот двигатель принят за прототип. Двигатель имеет следующие недостатки: неблагоприятная для сгорания топлива форма камер сгорания в ВМТ они представляют собой узкую и длинную щель, при этом в процессе сжатия в них не создается интенсивной турбулизации рабочего заряда, происходит увеличение поверхности стенок камер сгорания, что усиливает их теплоотдачу, исключает возможность достижения полноты сгорания топлива, обуславливает низкие экономические показатели; плохая герметизация рабочих камер, особенно в местах впадин корпуса, где уплотнительные пластины проходят через полукруглые герметизирующие приспособления, установленные с возможностью вращения, и совершают в них непрерывные возвратно-поступательные движения; уплотнительные пластины, разделяющие одну рабочую камеру от другой, постоянно обдуваются горячими газами то с одной, то с другой стороны, кроме того они нагреваются от трения о боковые крышки двигателя и о полукруглые герметизирующие приспособления в корпусе, поскольку совершают непрерывное движение, перегреваются, т.к. отвод от них тепла затруднен и не обеспечивается;наличие в двигателе клапанного газораспределительного механизма создает дополнительное сопротивление при впуске свежего заряда и выпуске отработавших газов, увеличивает вес и габариты двигателя, усложняет конструкцию, ограничивает частоту оборотов двигателя;
в двигателе большие механические потери, а также повышенный износ деталей из-за непрерывного возвратно-поступательного и плоско-параллельного кругового движения. Техническим результатом изобретения является устранение частично или полностью вышеуказанных недостатков двигателей, достижение высокой полноты сгорания топлива, а практически полного сгорания топлива, улучшения герметизации рабочих камер с прерывистым характером контактирования уплотнительных пластин с уплотняемыми поверхностями, увеличение абсолютной мощности двигателя, осуществление рабочего процесса с самовоспламенением от сжатия и улучшение в двигателе удельных экономических, мощностныхи весогабаритных показателей. Ожидаемый от использования изобретения положительный эффект двухтактный дизель малых габаритов и веса, но с большой абсолютной мощностью в одной секции за счет поочередного участия всех рабочих камер в поддержании крутящего момента двигателя при каждом обороте силового вала, высоко экономичный и с малой токсичностью отработавших газов за счет высокой полноты сгорания топлива, а практически полного сгорания топлива, дешевый в изготовлении и в эксплуатации. Он может быть четырехтактным, он может быть бензиновым, он может быть многосекционным состоять из унифицированных мощностных рядов, он может использоваться в качестве компрессора или насоса. Двигатель с минимальным количеством движущихся деталей только ротор совершает однозначное плоско-параллельное круговое движение и только эксцентриковые валы совершают однозначное вращательное движение. Указанные технические результаты достигаются следующим. Камеры сгорания имеют цилиндрическую форму, расположены у выступов по обе стороны от рабочих поверхностей ротора и корпуса с тангенциальным направлением каналов соединяющих их с рабочими камерами, рабочие камеры ограничены совместно с поверхностями камер сгорания впадинами, выполненными на одной рабочей поверхности и охватывающие выступы, выполненные на другой рабочей поверхности. Такое выполнение двигателя дает возможность использования принципа "сквиш" принципа вытеснения основной массы рабочего заряда из рабочих камер в камеры сгорания с тангенциальным направлением потока для достижения в камерах сгорания интенсивного турбулентного (вихревого) движения в процессе сжатия; достичь интенсивной турбуляции рабочего заряда в начале процесса расширения и сгорания за счет засасывания горящей смеси в расширяющиеся зазоры между рабочими поверхностями корпуса и ротора и за счет резкого увеличения давления в камерах сгорания и выброса из них горящей смеси в рабочие камеры, а также достичь интенсивной турбуляции заряда за счет обратного его движения из двух противоположно расположенных камер сгорания в среднюю прямоугольного сечения часть рабочей камеры, при этом два потока горящего заряда устремляются навстречу друг другу, сталкиваются, происходит интенсивное его турбулентное движение, что ускоряет процесс догорания топлива, и в итоге обеспечивается высокая полнота сгорания топлива практически полное сгорание топлива. Такое выполнение двигателя дает возможность установить замкнутую систему радиального и торцового газового уплотнения каждой рабочей камеры, достичь надежного их уплотнения, при этом каждая радиальная пластина соединена с подпружиненными торцевыми пластинами с помощью подпружиненных замков цилиндрической формы, имеющих разы для радиальных и торцевых пластин, установленных в цилиндрические углубления с торцевых сторон ротора. Выступы имеют по несколько вершин с пазом на каждой и с установленными в них уплотнительными пластинами, размещенными с возможностью периодического контакта с уплотняемыми поверхностями впадин одновременно. Такое выполнение двигателя дает возможность установить замкнутую систему радиального и торцового газового уплотнения каждой рабочей камеры одновременно по нескольким линейным поверхностям в несколько рядов, улучшить герметизацию рабочих камер и обеспечить уплотнение при высоких давлениях дизельного цикла. Двигатель снабжен механизмами компенсации зазоров в уплотнениях и устройством управления этими механизмами. Механизмы компенсации зазоров в уплотнениях выполнены в виде цилиндров, установленных в роторе параллельно его оси вращения, подпружиненных поршней с ползунами и направляющими, размещенных в цилиндрах с возможностью образования надпоршневых и подпоршневых пространств, и штоков, связанных с направляющими ползунов кинематически и с уплотнительными пластинами, рабочие стороны ползунов расположены под острым углом к оси соответствующего цилиндра и жестко связаны с направляющими, а устройство управления выполнено в виде осевого и радиальных каналов и участков окружных канавок, выполненных в эксцентрике одного из эксцентриковых валов, причем надпоршневые пространства цилиндров соединены выполненными в роторе радиальными каналами с невозвратными клапанами и входными отверстиями, расположенными на втулке эксцентрика с возможностью периодического сообщения с окружными канавками эксцентрика соответствующей пары уплотнительных пластин последовательно каждой рабочей камеры, а осевой и радиальные каналы в эксцентрике сообщены с источником давления рабочей текучей среды, например, с насосом смазки двигателя. Такое выполнение двигателя обеспечивает автоматическую корректировку выдвижения уплотнительных пластин из пазов их установки при каждом обороте эксцентрикового вала и достижение безударного восстановления их контакта с уплотняемыми поверхностями на всем диапазоне его скоростного режима последовательно каждой рабочей камеры. Достигается это тем, что при вращении эксцентрикового вала рабочая текучая среда в надпоршневых каналах ротора и надпоршневых пространствах цилиндров отсекается от остальной системы каналов, например, от системы смазки двигателя и запирается между поршнями в цилиндрах и рабочей поверхностью эксцентрика, чем достигается удержание поршней, а следовательно и уплотнительных пластин неподвижными в своих пазах при контактировании на конечных участках с задней стороны (по отношению направления вращения эксцентрикового вала) уплотняемых поверхностей впадин, а также на всем участке траектории безконтактного движения и вновь освобождается, получая свободу радиального перемещения, после начала контактирования с передней стороны с этими же уплотняемыми поверхностями, чем обеспечивается безударное восстановление их контакта. При дальнейшем вращении эксцентрикового вала окружная канавка эксцентрика сообщается с входным отверстием канала в роторе и сообщает надпоршневые пространства цилиндров с источником давления рабочей среды, при этом пара уплотнительных пластин получает свободу радиального перемещения, выдвигаются из своих пазов и прижимаются к уплотняемым поверхностям впадин, чем выбирается износ трущихся поверхностей, температурные расширения, неточности изготовления и др. Кроме этого, в этот период пара уплотнительных пластин прижимаются к уплотняемым поверхностям давлением рабочих газов, инерционными силами действующими на штоке, уплотнительные пластины и текучую рабочую среду в каналах и надпоршневых пространствах. Второй вариант механизма компенсации зазоров в уплотнениях, отличается от описанного выше первого варианта тем, что в роторе радиально установлены цилиндры с помещенными в них подпружиненными поршнями с возможностью образования надпоршневых и подпоршневых пространств и штоков, непосредственно связанных с уплотнительными пластинами и с поршнями, при этом надпоршневые пространства каждых двух пар цилиндров с поршнями соединены между собой и с радиальным каналом надпоршневыми каналами выполненными в роторе, а радиальный канал имеет входное отверстие на втулке эксцентрика. Первый вариант предпочтительней, поскольку на уплотнительные пластины действуют меньшие инерционные силы, исключается действие инерционных сил на поршни и рабочую текучую среду в надпоршневых пространствах. Однако второй вариант так же приемлем, так как он проще по конструкции и при круговом действии инерционных сил величина их небольшая. Устройство управления механизмами компенсации зазоров в уплотнениях выполнено в виде сообщенных между собой осевого и по числу пар уплотнительных пластин в рабочей камере радиальных каналов и участков окружных канавок, расположенных на эксцентрике одного из эксцентриковых валов с возможностью периодического сообщения с входными отверстиями каналов в роторе и надпоршневыми пространствами цилиндров соответствующих механизмов компенсации зазоров в уплотнениях соответствующих пар уплотнительных пластин последовательно каждой рабочей камеры, при этом входные отверстия каналов в роторе выполнены на втулке эксцентрика по числу пар уплотнительных пластин в рабочих камерах двигателя, причем длина дуги окружности каждой окружной канавки по углу поворота эксцентрикового вала равна длине наименьшей из пар дуг окружностей уплотняемых поверхностей в период одновременного их контакта с парой уплотнительных пластин, но меньше ее с передней стороны на угол А 2o и с задней стороны на угол В 1o, а в надпоршневых каналах ротора установлены невозвратные клапана с осью параллельной оси вращения ротора с возможностью пропуска рабочей текучей среды в сторону надпоршневых пространств цилиндров. Такое выполнение устройства управления обеспечивает при каждом обороте эксцентрикового вала автоматическое соединение и отсоединение надпоршневых пространств цилиндров каждой пары уплотнительных пластин последовательно каждой рабочей камеры от источника давления рабочей среды. Достигается это соединением и отсоединением окружной канавки на эксцентрике с соответствующим входным отверстием канала в роторе, соединенного с надпоршневыми пространствами цилиндров своей пары уплотнительных пластин. Начало и конец совпадения канавок и входных отверстий каналов ротора строго совпадает по углу поворота эксцентрикового вала с одновременным контактом соответствующей пары уплотнительных пластин с уплотняемыми поверхностями, причем начало совпадения канавок и входных отверстий происходит после начала одновременного контакта пары уплотнительных пластин с уплотняемыми поверхностями, а отсоединение перед окончанием одновременных контактов, чем обеспечивается безударное восстановление их контактов и поджатия уплотнительных пластин к уплотняемым поверхностям. При отсоединении канавок от входных отверстий каналов ротора текучая рабочая среда отсоединяется от остальной системы каналов и запирается в каналах между поршнями в цилиндрах пары уплотнительных пластин и рабочей поверхностью эксцентрика, чем достигается удержание неподвижными поршней в цилиндрах, а следовательно штоков и уплотнительных пластин в своих пазах при контактировании с задней стороны на конечных участках уплотняемых поверхностей, на безконтактом участке движения и при контактировании с передней стороны на начальном участке этих же уплотняемых поверхностей. Одна окружная канавка эксцентрика управляет четырьмя парами уплотнительных пластин по числу рабочих камер в двигателе. В надпоршневых каналах ротора могут быть установлены невозвратные клапана, которые запирают рабочую текучую среду в надпоршневых пространствах цилиндров, чем способствуют удержанию неподвижными уплотнительных пластин в своих пазах. Штоки снабжены головками, ползуны своими рабочими поверхностями обращены в сторону уплотнительных пластин, направляющие ползунов выполнены сопряженными с головками штоков, имеющими канавки параллельные направляющим. Также выполнение ползунов и штоков позволяет удерживать уплотнительные пластины неподвижно в своих пазах, когда ползуны неподвижны, а также выдвигать их из пазов и прижимать к уплотняемым поверхностям при повышении давления текучей среды и выдвижении поршней и ползунов из цилиндров. Уплотнения снабжены плоскими пружинами, а в боковых стенках пазов выполнены продольные углубления, в которые установлены плоские пружины, размещенные в них с возможностью поджатия уплотнительных пластин к стенке паза, расположенной с внешней стороны от рабочей камеры. Такое выполнение уплотнительного устройства препятствует свободному перекладыванию уплотнительных пластин от одной к другой стенке паза, обеспечивает безударное восстановление их контактов с уплотняемыми поверхностями впадин, способствует хорошему отводу от них тепла и делает уплотнительное устройство мало чувствительным к отложениям в пазах продуктов неполного сгорания топлива и масла. Уплотнительные пластины, размещенные в вершинах пазов ротора, снабжены пустотелыми головками с закруглениями, радиус которых больше половины толщины пластины, а толщина ее вершины равна диаметру закругления головки. Такое выполнение уплотнительных пластин позволяет предотвратить образование на выступах тонких и острых вершин. Устройство управления выполнено в виде окружных канавок на эксцентрике и каналов в роторе, размещенных с возможностью сообщения с цилиндрами пар уплотнительных пластин, угловые помещения начала и конца контакта которых с уплотняемыми поверхностями одинаковы или близки по угловому положению эксцентрикового вала. Соединение каналами надпоршневых пространств цилиндров в одну систему позволяет одним надпоршневым каналом соединить ее с одним входным отверстием на втулке эксцентрика и иметь одну окружную канавку на эксцентрике, т.е. упрощает конструкцию. Уплотнительные пластины при каждом обороте эксцентрикового вала скользят с обкатыванием в одну сторону по цилиндрическим уплотняемым поверхностям впадин, при этом ограниченные участки головок уплотнительных пластин притираются к одним и тем же ограниченным участкам поверхности впадин, чем достигается высокая степень притирки притираемых поверхностей, что улучшает герметизацию рабочих камер. Уплотнительное устройство мало чувствительно к деформациям и короблению корпуса и ротора, т.к. уплотнительные пластины скользят с обкатыванием кратковременно по небольшим поверхностям впадин корпуса, а сам корпус и ротор мало подвержены деформациям и короблению, т.к. разогреваются равномерно по всему периметру, что позволяет корпус двигателя выполнять тонким и легким (в сравнении с корпусом роторного двигателя Ф.Ванкеля), и способствует улучшению герметизации рабочих камер. В книге (Акатов Б.И. Бологов В.С. Горбатый В.К. и Ячевский Г.Л. Судовые роторные двигатели, Л. Судостроение, 1967, с. 41) приведена классификация роторных двигателей, согласно которой заявленный двигатель относится, как и двигатель типа Ф.Ванкеля, к наиболее перспективным, поскольку в нем рабочий элемент ротор совершает однозначное плоско-параллельное круговое движение с постоянной угловой скоростью при установившемся режиме работы, а уплотнительные элементы неподвижны относительно пазов, в которых они помещены. На фиг. 1 схематически изображен продольный разрез части роторного двигателя в сборе; на фиг. 2 то же, поперечный разрез; на фиг. 3 вид спереди верхней (или нижней) части корпуса и ротора со снятой боковой крышкой; на фиг. 4 разрез левой (правой) части корпуса и ротора; на фиг. 5 разрез А-А (фиг. 2) механизм компенсации зазоров в уплотнениях по первому варианту; на фиг. 6 разрез А-А (фиг.2) механизм компенсации зазоров в уплотнениях по второму варианту; на фиг. 7 развертка рабочей поверхности эксцентрика с окружными канавками; на фиг. 8 вариант выступа и впадины реверсивного двигателя; на фиг. 9 поперечный разрез уплотнительной пластины пустотелой головки; на фиг. 10 13 изменение объемов в одной из рабочих камер. Описываемый односекционный двигатель (фиг.1, 2) содержит корпус 1 с боковыми крышками 2 и 3, ротор 4, помещенный внутри корпуса на рабочий эксцентриковый вал 5, механизм синхронизации плоско-параллельного кругового движения ротора, выполненный в виде эксцентриковых валов правого 6 и левого 7, газовпускных 8 и выпускных 9 каналов и форсунок 10. Внутренняя рабочая поверхность 11 корпуса 1 имеет контур четырехугольника, на каждой стороне которого выполнены по две падины на верхней и нижней стороне, передние (относительно направления вращения эксцентрикового вала) 12 и задние 13 и на правой и левой сторонах передние 14 и задние 15. Каждая из впадин 12, 13, 14 и 15 (фиг.3, 4) выполнена в теле корпуса 1 в виде выреза с контуром, очерченным у вершин дугами окружности 16 и 17, сопряженными прямыми с двумя внутренними дугами окружности 18 и 19. Дуги очерчены радиусом равным величине эксцентриситета эксцентрикового вала плюс малый радиус дуги закругления головки уплотнительной пластины. Внутренние дуги 18 (фиг. 3) выполнены с центрального угла






Дуги 16 и 17 (фиг.3, 4) контура впадин 12 15 срезаны. В верхних и нижних рабочих камерах (фиг.3), где при работе двигателя газовый поток от впускного 9 к выпускному 9 каналам движется по направлению вращения эксцентрикового вала дуги 16 срезаны больше на угол








В левой и правой рабочих камерах (фиг.4), где при работе двигателя шазовый поток от впускного 8 к выпускному 9 каналам движется против направления вращения эксцентрикового вала, дуги 16 срезаны меньше на угол




Подбором длины дуг 16 и 17 устанавливают углы открытия и закрытия рабочих камер с передней и задней сторон для организации газообмена в рабочих камерах. Ротор 4 (фиг. 1, 2) имеет рабочую поверхность 20, выполненную по форме четырехугольника. На каждой стороне ротора выполнены попарно выступы - передние 21 и задние 22. Выступы 21 и 22 (фиг. 2 -4) выполнены с вершинами, в пазах которых установлены радиальные уплотнительные пластины 23, 24, 25 и 26 (фиг. 3), каждая из которых соединена с подпружиненными торцовыми пластинами 27 с помощью подпружиненных замков цилиндрической формы, имеющих пазы для радиальных и торцевых пластин, установленных в цилиндрические углубления с торцовых сторон ротора 4, при этом радиальные уплотнительные пластин 24 и 25 контактируют во многих положениях ротора 4 с дугами 18 и 19 впадин одновременно. Камеры сгорания 28 имеют цилиндрическую форму при положении ротора 4 в ВМТ, расположены у выступов 21 и 22 по обе стороны от рабочих поверхностей 11 и 20 рабочих камер с тангенциальным направлением каналов, соединяющих их с рабочими камерами ограниченных совместно с поверхностями камер сгорания 28 впадинами 12, 13, 14 и 15, выполненными на одной рабочей поверхности 11 и охватывающими выступы 21 и 22, выполненные на другой рабочей поверхности 20. Газовпускные 8 и выпускные 9 каналы с окнами выполнены в корпусе 1 между рабочими поверхностями 11 и 20 рабочих камер, каждый из них постоянно соединен каналом, образованным корпусом 1 и ротором 4 с двумя смежными впадинами, а через них поочередно соединяется при работе двигателя, с двумя рабочими камерами. Механизмы компенсации зазоров в уплотнениях (фиг. 5) выполнены в виде цилиндров 29, установленных в роторе 4 параллельно его оси вращения, подпружиненных поршней 30 с ползунами 31, пружинами 32 и направляющими 35, размещенных в цилиндрах с возможностью образования надпоршневых 33 и подпоршневых 34 пространств, и штоков 36, связанных с направляющими 35 ползунов 31 кинематически и с уплотнительными пластинами 24 (23, 25, 26), рабочие стороны ползунов 31 pасположены под острым углом к оси соответствующего цилиндра 29 и жестко связаны с направляющими 35. Штоки 36 с уплотнением 37 снабжены головками, ползуны 31 своими рабочими сторонами сброшены в сторону уплотнительных пластин 24 (23, 25 и 26), направляющие 35 ползунов 31 выполнены сопряженными с головками штоков 36, имеющими канавки параллельные направляющим 35. Надпоршневые пространства 33 соединены каналами 38 (или 39, 40 и 41 от других пар уплотнительных пластин) в роторе 4 с входными отверстиями, расположенными в роторе 4 на втулке 42 эксцентрика 43 с возможностью при каждом обороте эксцентрикового вала 7 сообщения с окружными канавками 46 (44, 45 и 47) на рабочей поверхности эксцентрика 43, последовательно каждой рабочей камеры, а осевой 48 и радиальные каналы 51 (49, 50 и 52) сообщены с источником давления рабочей текучей среды с масляным насосом смазки двигателя. Второй вариант механизмов компенсации зазоров в уплотнениях (фиг. 6) выполнен в виде цилиндров 53, установленных в роторе 4 радиально, поршней 54 с пружинами 55 помещенных в цилиндры 53 с возможностью образования надпоршневых 56 и подпоршневых 57 пространств и штоков 58 с уплотнением 59, связанных жестко одним концом с поршнями 54, а другим концом шарнирно с уплотнительными пластинами 24 (23, 24 и 26), причем надпоршневые пространства 56 соединены каналами 60 (или 61, 62, 63 от других пар уплотнительных пластин) в роторе 4 с входными отверстиями на втулке 42 эксцентрика 43 с возможностью при каждом обороте эксцентрикового вала 7 сообщения с окружными канавками 46 (или 44, 45 и 47 от других пар уплотнительных пластин) на поверхности эксцентрика 43 последовательно каждый рабочей камеры 28, а осевой 48 и радиальные каналы 51 (49, 50 и 52) сообщены с источником давления масляным насосом смазки двигателя. Устройство управления механизмом компенсации зазоров в уплотнениях (фиг. 5, 6) выполнены в виде участков окружных канавок 46 (или 44, 45 и 47 от других пар уплотнительных пластин) на рабочей поверхности эксцентрика 43 и соединенных радиальными каналами 51 (49, 50 и 52) с осевым каналом 48 в эксцентриковом валу 7 и с насосом смазки двигателя. Участки окружных канавок 46 (44, 45 и 47) выполнены по числу вершин на выступах 21 и 22 и пар уплотнительных пластин 24 (23, 25 и 26) в рабочей камере и расположены с возможностью при каждом обороте эксцентрикового вала 7 сообщения с входными отверстиями каналов 38 (39, 40 и 41) на втулке 42 эксцентрикового вала 7 последовательно каждой рабочей камеры и сообщения с надпоршневыми пространствами 33 цилиндров 29 соответствующей пары уплотнительных пластин 24 (23, 24 и 26) в положениях одновременного их контакта с уплотняемыми поверхностями впадин 12, 13, 14 и 15. Входные отверстия каналов 38 (39, 40 и 41) в роторе 4 выполнены на втулке 42 по числу пар уплотнительных пластин 24 (23, 25 и 26) в рабочих камерах двигателя. Длина дуги окружности каждой окружной канавки 46 (44, 45 и 47) по углу поворота эксцентрикового вала равна длине наименьшей из пары дуг окружностей уплотняемых поверхностей впадин 12, 13, 14 и 15 в период одновременного их контакта с парой уплотнительных пластин 24 (23, 25 и 26), но меньше ее с передней стороны на угол А 2o и с задней стороны (по отношению направления вращения эксцентрикового вала) на угол В 1o. На фиг.1 схематически показана развертка рабочей поверхности эксцентрика 43 с четырьмя участками окружных канавок 44, 45, 46 и 47 по числу вершин на выступах 21 и 22 и пар уплотнительных пластин 23 26 одной рабочей камеры. На развертке 0o поворота эксцентрикового вала 7 соответствует положению ротора 4 в ВМТ, а 180o в НМТ, пунктиром показаны центральные углы дуг (180-












































Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13