Устройство для изменения сцепления транспортного средства с магистралью
Использование: применяется при экстренном торможении транспортного средства, выгодно отличается от известных тем, что позволяет производить регулировку крутящего момента на наконечнике поворотного рычага, а также при пробуксовке. Сущность изобретения: такие качества устройство приобрело благодаря тому, что валы 3, 7 рычага и диска 8 кинематически соединены и на валу 3 поворотного рычага установлены реверсивный регулируемый электродвигатель 10 и тормозная электромагнитная муфта 9, которая своими подвижными частями соединена с валом 3. 3 з. п. ф-лы, 3 ил.
Устройство относится к средствам для торможения транспортного средства при аварийной ситуации (возможный наезд, потеря управления, столкновение), а также при пробуксовке транспортного средства.
Предложение может быть использовано на любых видах транспортных средств с различным выполнением ходовой части (колесная, гусеничная или смешанная). Известно устройство для изменения сцепления транспортного средства с транспортной магистралью, содержащее установленный на транспортном средстве поворотный рычаг на валу с заостренным наконечником, который в нижнем положении способен внедряться в поверхность транспортной магистрали и удерживать транспортное средство от движения (патент Франции N 2245514, кл. B 60 T 1/14, 1975). Недостатком известного технического решения следует считать его неуправляемость и поэтому невозможность использования на движущемся транспортном средстве. Известно устройство для изменения сцепления транспортного средства с магистралью, включающее установленные на транспортном средстве поворотный рычаг на валу и его привод, наконечник рычага в виде поворотного диска с выступающими элементами, и механизм регулировки крутящего момента на диске, который выполнен в виде пружины на валу диска с регулировочной гайкой, которая зажимает поворотный диск с заданным усилием (патент РФ N 2007313, кл. B 60 T 1/14, 1991). Упомянутое устройство предназначено только для аварийного торможения, причем для регулирования крутящего момента необходим доступ к наконечнику и пружине. Регулирование зависит от изменения погодных условий, интенсивности загрязнения. Целью предложения является устранение указанных недостатков, а именно осуществление регулировки дистанционно с возможностью изменения крутящего момента на диске перед каждой поездкой путем пробных торможений, возможность использования устройства для выведения транспортного средства из состояния пробуксовки, возможность создания тормозного момента в обоих направлениях движения. Поставленная цель достигается тем, что механизм регулировки крутящего момента на диске выполнен в виде, по меньшей мере, одного электрического элемента, кинематически связанного с валом поворотного рычага, на котором установлена звездочка цепной передачи, вторая звездочка которой установлена на валу диска. При этом электрический элемент выполнен либо в виде электромагнитной муфты, связанной с электромагнитным двигателем с регулируемым выходным моментом на валу, либо в виде реверсивного двигателя постоянного тока с регулированием выходного момента на валу. Выступающие элементы на диске изготовлены в виде симметричных треугольных выступов с заостренными концами. Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 представлен вид сбоку на колесное транспортное средство, снабженное устройством, расположенным в походном и в рабочем положении; на фиг. 2 схема устройства, с приводом; на фиг. 3 разрез по А-А, повернуто. Транспортное средство 1 содержит поворотный рычаг 2, установленный на валу 3, с наконечником 4. Поворотный рычаг содержит кожух 5, в котором размещена рама 6, соединяющая вал 3 и вал 7 наконечника, выполненного в виде диска 8. Вал 7 связан с электрическим элементом, выполненным в виде тормозной электромагнитной муфты 9 и регулируемого электродвигателя 10 постоянного тока с регулирующим элементом в виде регулируемого сопротивления 10 обмотки возбуждения электродвигателя 10. На валах 3, 7 установлены соединенные между собой цепной передачей 12 звездочки 13. Кожух 5 соединен с приводом 14 поворота рычага 2. Показано выполнение привода 14 в виде силового цилиндра, соединенного с источником 15 сжатого воздуха через золотник 16, управляемый электроклапан 17, редуктор 18. Управление осуществляется от блока 19 управления, который связан с клапаном 17, переключающего устройства 20 реверса электродвигателя 10, привода 21 регулируемого сопротивления 11 через источник 22 питания. На диске 8 выполнены выступы 23 треугольного вида с заостренными концами. Работает устройство следующим образом. При возникновении аварийной ситуации или пробуксовки от блока 19 управления включается золотник 16 и клапан 17, сжатый воздух начинает поступать в полость цилиндра привода 14, поворотный рычаг 2 опускается с усилием до контакта наконечника 4 с магистралью, возможно до подъема части транспортного средства 1. Ограничение подъема определяется ходом поршня цилиндра. Диски 8 входят в контакт с магистралью посредством своих выступов 23. Включается электродвигатель 10 в нужную сторону вращения. После осуществления необходимого маневра, от блока управления 19 отключают электродвигатель 10, переключается золотник 16 и поршень привода 14 перемещает рычаг 2 в походное положение.Формула изобретения
1. Устройство для изменения сцепления транспортного средства с магистралью, включающее в себя установленные на транспортном средстве поворотный рычаг, установленный на валу, и привод рычага, наконечник рычага, выполненные в виде поворотного диска с выступающими элементами, и механизм регулирования крутящего момента на диске, отличающееся тем, что механизм регулирования крутящего момента на диске выполнен в виде по меньшей мере одного электрического элемента, кинематически связанного с валом поворотного рычага, на котором установлена звездочка цепной передачи, вторая звездочка которой установлена на валу поворотного диска. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что электрический элемент выполнен в виде реверсивного регулируемого электродвигателя постоянного тока. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что электрический элемент выполнен в виде кинематически связанной с валом поворотного рычага своими подвижными частями тормозной электромагнитной муфты, соединенной с электродвигателем. 4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что выступающие элементы диска выполнены в виде симметричных треугольных лопаток с заостренными концами.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3