Способ восстановительной термической обработки полых деталей паропроводов из перлитных сталей и их сварных стыков
Изобретение относится к области термической обработки металлов, в частности, оно может быть использовано для восстановления структуры и служебных свойств полых деталей паропроводов и их сварных стыков вместе с околошовными зонами, преимущественно из низкоуглеводистых и низколегированных перлитных сталей. Технический результат изобретения - повышение ресурса полых деталей паропроводов и их сварных стыков при одновременном удешевлении обработки. Способ осуществляют следующим образом: до начала обработки на паропровод монтируют временные опоры и подвески циклически нагревают. Температуру нагрева в циклах варьируют, причем во всех циклах, кроме последнего, осуществляют нагрев до 1000-1100oС, в последнем цикле - до 880-1050oС, а в ходе нагрева и охлаждения осуществляют регулировку напряжений в деталях паропровода и их сварных соединениях посредством изменения нагрузки на временные опоры и подвески путем изменения их длины, с возможностью проведения обработки без демонтажа паропровода, охлаждения в цикле продувкой паропровода сжатым газом или воздухом, осуществления в последнем цикле в ходе охлаждения выдержки при температуре, равной температуре отпуска, с длительностью, равной длительности отпуска, и выполнения отпуска после охлаждения в последнем цикле. 6 з.п.ф-лы.
Изобретение относится к области термической обработки металлов, в частности оно может быть использовано для восстановления структуры и служебных свойств полых деталей паропроводов и их сварных стыков вместе с околошовными зонами, преимущественно из низкоуглеродистых сталей и низколегированных перлитных сталей. Обработке подлежат детали и стыки, в металле которых после длительной эксплуатации и/или вследствие неудовлетворительной термической обработки при монтаже или на заводе-изготовителе появились структура или микродефекты, снижающие уровень служебных свойств.
Известно, что в процессе длительной эксплуатации структура полых кованых, литых, штампосварных и штампованных деталей паропроводов, паропроводных труб и сварных стыков из низкоуглеродистых и низколегированных перлитных сталей изменяется. В частности, в низкоуглеродистых и молибденовых сталях углерод из карбидной формы переходит в графитную, из-за чего ухудшаются механические свойства стали, а в Cr-Vo и Cr-Mo-V сталях феррито-перлитная или феррито-бейнитная структура превращается в феррито-карбидную, что приводит к ухудшению и механических и жаропрочных свойств. В этих сталях феррито-карбидная структура может присутствовать и до начала эксплуатации из-за некачественной термической обработки при монтаже или на заводе-изготовителе. Кроме того, в процессе длительной эксплуатации может накапливаться микроповрежденность в виде пор, что также ухудшает жаропрочные характеристики. Наиболее известным и распространенным способом борьбы с этими изменениями свойств является замена деталей или переварка сварных стыков. Недостаток этого способа заключается в его высокой стоимости. Известен также способ по а.с. СССР 109539, относящийся только к паропроводным трубам и заключающийся в их нагреве до температуры 950-1000oС, причем нагрев осуществляется перемещающимся индуктором промышленной частоты. Недостаток этого способа заключается в том, что он нерационален для труб диаметром более 133 мм и толщиной стенки более 8 мм, поскольку для нагрева их до указанных температур требуются мощные и дорогостоящие установки. Кроме того, способ неприменим для труб и сварных стыков со средней и высокой микроповрежденностью (размер пор свыше 2 мкм) или с графитизацией 2 балла и более, поскольку в этом случае обработка становится очень длительной и, следовательно, дорогой. Известен также способ восстановительной термической обработки паропроводных труб, описанный в книге В.И.Куманина и др. "Долговечность металла в условиях ползучести" (М. Металлургия, 1987), включающий в себя многократный нагрев токами высокой частоты до температуры аустенитизации и последующее охлаждение. Преимущество этого способа по сравнению с предыдущим заключается в возможности нагревать трубы большого диаметра и с большой толщиной стенки. Кроме того, этот способ дает возможность устранять любую микроповрежденность или графитизацию. Недостаток способа заключается в его дороговизне, поскольку требуется демонтаж восстанавливаемых труб; кроме того, способ не дает стабильности в устранении неблагоприятной феррито-карбидной структуры, поскольку не все образовавшиеся в процессе эксплуатации карбиды при этом растворяются. Возможно также получение пониженных механических свойств в результате недостаточно быстрого охлаждения после аустенитизации. Имеется также способ по патенту РФ N 1834905, включающий в себя многократный нагрев токами высокой частоты до температуры аустенитизации и последующее охлаждение с регламентированной скоростью охлаждения в последнем цикле. Преимущество его по сравнению с предыдущим заключается в повышении среднего уровня свойств после восстановления, однако все прочие недостатки предыдущего способа сохраняются. Для всех вышеперечисленных способов имеются также общие недостатки они не относятся к сварным стыкам и к околошовным зонам, а также к кованым, литым, штампованным и штампосварным полым деталям паропроводов. Цель изобретения повышение ресурса полых деталей паропроводов и их сварных стыков при одновременном удешевлении обработки. Поставленная цель достигается тем, что в известном способе восстановительной термической обработки, включающем циклический нагрев и охлаждение ниже точки перлитного превращения со скоростью охлаждения в последнем цикле не менее 100oС до 550-700oС, перед нагревом на паропровод монтируют временные опоры и подвески, нагрев осуществляют до 1000-1100oС, а в последнем цикле ведут до 880-1050oС, при этом в процессе обработки осуществляют регулировку напряжений в детали посредством изменения нагрузки на временные опоры и подвески путем изменения их длины с возможностью проведения выдержки при нагреве, осуществления обработки без демонтажа паропровода, охлаждения в каждом цикле продувкой паропровода сжатым газом или воздухом, ведения охлаждения в последнем цикле ступенчато с выдержкой при температуре отпуска или проведения отпуска после охлаждения в последнем цикле. Сопоставительный анализ заявляемого технического решения с прототипом показывает, что заявляемый способ отличается от известного тем, что перед нагревом на паропровод монтируют временные опоры и подвески, нагрев осуществляют до 1000-1100oС, а в последнем цикле ведут до 880-1050oС, при этом в процессе обработки осуществляют регулировку напряжений в детали посредством изменения нагрузки на временные опоры и подвески путем изменения их длины. Таким образом, заявляемый способ соответствует критерию изобретения "новизна". Дополнительные действия, заключающие в себе новизну, заявляются в пп. 2-7 формулы изобретения. Известные технические решения не обеспечивают полного устранения микроповрежденности и исправления микроструктуры, т.е. ресурс восстановленных деталей при этом низок; кроме того, они дороги. Все рассмотренные аналоги отличаются от заявляемого технического решения тем, что они относятся только к паропроводным трубам, а предметом заявляемого способа являются все полые детали паропроводов, т.е. катаные трубы, литые, кованые, штампованные и штампосварные трубы, колена, тройники и так далее, а также корпуса арматуры и/или их сварные стыки вместе с околошовными зонами. Таким образом, можно сделать вывод о соответствии заявляемого способа критерию "существенные отличия". Пример реализации восстановительной термической обработки. Для двух труб рассматриваемого паропровода из стали 12Х1МФ, типоразмер
Формула изобретения
1. Способ восстановительной термической обработки полых деталей паропроводов из перлитных сталей и их сварных стыков, включающий циклический нагрев и охлаждение ниже точки перлитного превращения со скоростью охлаждения в последнем цикле не менее 100 град./ч до 550-700oС, отличающийся тем, что перед нагревом на паропровод монтируют временные опоры и подвески, нагрев осуществляют до 1000-1100oС, а в последнем цикле нагрев ведут до 680-1050oС, при этом в процессе обработки осуществляют регулировку напряжений в детали посредством изменения нагрузки на временные опоры и подвески путем изменения их длины. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при нагреве проводят выдержки. 3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что нагрев и охлаждение ведут в защитной атмосфере. 4. Способ по пп.1-3, отличающийся тем, что обработку ведут по месту монтажа паропровода. 5. Способ по п.1 или 4, отличающийся тем, что охлаждение в каждом цикле осуществляют продувкой паропровода сжатым газом или воздухом. 6. Способ по п.1 или 5, отличающийся тем, что в последнем цикле охлаждение ведут ступенчато с выдержкой при температуре отпуска. 7. Способ по п.1 или 5, отличающийся тем, что после охлаждения в последнем цикле проводят отпуск.