Токосъемное устройство
Авторы патента:
Использование: изобретение относится к токосъемным устройствам униполярных электрических машин. Устройство содержит ротор, помещенный в магнитное поле статора. Скользящий электрический контакт между периферией ротора и неподвижной частью УЭМ осуществляется через проводник, выполненный в виде ротора, вращающегося в том же направлении, что и первый ротор, из имеющего меньшую угловую скорость, чем первый ротор. 1 ил.
Изобретение относится к токосъемным устройствам (ТУ) и касается в частности ТУ униполярных электрических машин (УЭМ) Уровень техники.
УЭМ имеют преимущества, по сравнению с другими типами электрических машин (ЭМ), такие как ([1] с. 20-21): больший коэффициент полезного действия; простота конструкции (в следствии малого количества деталей); высокая термостойкость и долговечность; экономия цветного металла (меди); уменьшая стоимость машины и простота обслуживания; допускает высокую плотность тока; двойное использование материалов (одновременно как токопровод и как магнитопровод). С другой стороны УЭМ в варианте двигателя имеют преимущество перед асинхронными ЭМ то, что могут иметь более высокую скорость вращения ротора (т. к. скорость вращения ротора асинхронной машины ограничена частотой питающего тока ([1] с. 178)). Таким образом УЭМ, потенциально, имеют в качестве фактора, ограничивающего скорость вращения ротора только физико- механические характеристики материала конструкции ротора, что, потенциально, позволит иметь УЭМ, по сравнению с другими типами ЭМ, более выгодные массогабаритные характеристики (т. е. меньший вес и габариты). Однако несмотря на эти преимущества, сдерживающим фактором для применения УЭМ является отсутствие надежных ТУ, работающих в широком диапазоне линейных скоростей в скользящем контакте ([2] с. 3). Существующие УЭМ не отличаются большим принципиальным разнообразием конструкций ТУ. В качестве скользящего электрического контакта в УЭМ используются: ([3]) щеточный контакт; ([4]) жидкометаллический контакт; ([5]) токосъем при помощи дугового разряда в вакууме. Недостаток всех этих конструкций ограничение линейной скорости в скользящем контакте вполне конкретным значением, равным для щеточного контакта 10-90 метрам в секунду (м/с)([2] с. 4), а для жидкометаллического контакта - 100-120 м/с ([2] с. 3). Наиболее близкой по технической сущности к заявляемому решению является УЭМ, указанная в ([6]). Она представляет из себя УЭМ с дисковым ротором. На периферии ротор соединен (электрически) при помощи щетки со щеткодержателем. Щеткодержатель в свою очередь соединен (электрически) при помощи жидкометаллического контакта с неподвижной частью УЭМ. Щеткодержатель может вращаться в направлении вращения ротора. Подшипниковые опоры щеткодержателя расположены на таком же расстоянии от оси вращения ротора, что и щетки. Недостаток данного решения невысокая скорость вращения щеткодержателя (т. к. его подшипниковые опоры расположены далеко от оси вращения ротора и оси вращения самого щеткодержателя, а скорость скольжения (или качения) подшипниковых опор имеет вполне определенное, конечное значение), и невозможность регулирования скорости вращения щеткодержателя. Все это позволит незначительно увеличить угловую скорость ротора УЭМ, по сравнению с УЭМ, имеющими традиционные ТУ, указанные в ([3] [4] [5]). Задачей изобретения является создание такого ТУ, которое бы позволило иметь скорость вращения ротора УЭМ, ограничиваемую только физико-механическими характеристикамиматериала конструкции ротора, а следовательно, уменьшить вес и габариты УЭМ (при прочих равных условиях). Очевидно, если такая задача может быть решена, то это "неочевидное" решение для следующего в ЭВМ специалиста, поскольку в рассмотренных аналогах и прототипе она не решена. Задача изобретения решается тем, что у заявляемой УЭМ имеются, по меньшей мере два, например, дисковых ротора, совершающих вращение в одном направлении с разной угловой скоростью, При этом, например, в варианте двигателя один ротор механически связан с потребителем мощности и по нему течет ток, необходимый для создания тpебуемой мощности. Второй ротор вращается в том же направлении, но с меньшей угловой скоростью, причем он механически не связан с потребителем мощности. На периферии второго ротора установлен обод, изолированный от него электрически, и жестко прикреплен к нему. Внутренняя поверхность обода соединена электрическим скользящим контактом, например, при помощи щетки, с периферией первого ротора, а внешняя сторона обода соединена электрическим скользящим контактом, например, щеткой с неподвижной частью УЭМ. Второй ротор также на периферии соединен электрически, например, при помощи щетки с неподвижной частью УЭМ. Оба ротора имеют также скользящие электрические контакты у оси вращения соответствующих роторов. По второму ротору течет ток, необходимый только для компенсации силы сопротивления, создаваемой щеточными контактами обоих роторов и трением в опорах второго ротора (т. е. меньший ток, чем по первому ротору). Ток в обоих роторах течет в одном направлении. Таким образом, имея по меньшей мере два ротора, вращающихся в одном направлении с разной угловой скоростью, можно увеличить угловую скорость первого ротора (силового ротора) относительно неподвижной части УЭМ в два раза. Это возможно потому, что скорость в скользящем контакте (внешняя поверхность обода неподвижная часть УЭМ) будет равна предельно допустимой, равной для щеток согласно ([2] с. 4) 90 м/с. Скорость в скользящем контакте (внутренняя поверхность обода периферия первого ротора) также будет равна 90 м/с. Но так как оба ротора вращаются в одном направлении с разными угловыми скоростями (угловая скорость первого ротора в два раза выше, чем угловая скорость второго ротора), в результате окружная скорость первого ротора относительно неподвижной части УЭМ будет равна сумме этих скоростей, т. е. 180 м/с, что в два раза выше, чем у существующих УЭМ. Все это позволит уменьшить габариты и вес УЭМ (при прочих равных условиях), по сравнению с существующими УЭМ. Применяя несколько роторов (два и более) по аналогичной схеме (т. е. один ротор является силовым (связан с потребителем или источником мощности), а все остальные служат только для сохранения линейной скорости в скользящем контакте в заданных пределах (они не связаны механически с потребителем или источником мощности), можно получить угловую скорость силового ротора, ограничиваемую только физико-механическими характеристиками материала конструкции силового ротора. В этом варианте исполнения заявляемого решения все роторы имеют разные угловые скорости, однако они вращаются в одном направлении. Заявляемое решение может быть использовано в УЭМ, работающей как в двигательном, так и в генераторном режиме. На чертеже показана УЭМ, где цифрами обозначено: 1,4 валы роторов 2 и 3, соответственно; 2 и 3 роторы; 5 обод; 6 изоляционная прокладка; 7 - статор; 8, 9, 10, 11 и 12 щетки; а а и б б электрические цепи роторов 3 и 2, соответственно. На чертеже опоры роторов 2 и 3 не показаны. Цифрой 13 на чертеже обозначена обмотка возбуждения статора 7. Устройство при использовании его в УЭМ представляет из себя следующее. На валу 1 жестко установлендисковый ротор 2, электрически соединенный с валом 1. Имеется второй дисковый ротор 3, механически не связанный с ротором 2, и выполненный заодно с валом 4. На периферии ротора 3 установлен обод 5, жестко связанный с ним, но изолированный от него электрически изоляционной прокладкой 3. Оба ротора установлены между полюсами статора 7 (опоры роторов на чертеже не показаны). Оси вращения роторов 2 и 3 совпадают. Ротор 2 имеет один щеточный скользящий контакт 8 у оси вала 1 другой щеточный контакт 9 на периферии, соединяющий ротор 2 с внутренней поверхностью обода 5 (обод 5 является проводником электрического тока). Внешняя сторона обода 5 и неподвижная часть УЭМ соединены при помощи щеточного скользящего контакта 10. Ротор 3 соединен с неподвижной частью УЭМ у оси вала 4 при помощи щеточного скользящего контакта 11, а на периферии при помощи щеточного скользящего контакта 12. Роторы 2 и 3 расположены между полюсами статора 7, магнитное поле между которыми создается обмоткой возбуждения 13. Устройство в варианте двигателя работает следующим образом. В цепи d d от щетки 11 через вал 4 и ротор 3 к щетке 12 течет постоянный ток i1 (фиг. 1). В обмотках возбуждения 13 статора 7 также течет ток, следовательно, между полюсами статора 7, обращенными к ротору 3, возникает магнитный поток, который в соответствии с законом электромагнитной индукции воздействует на проводник с током (ротор 3) с силой Fэм, определяемой согласно ([7] с. 7) по формуле: Fэм=B

Формула изобретения
Токосъемное устройство униполярной электрической машины, имеющей по крайней мере один ротор, помещенный в магнитное поле статора, содержащее электрическую связь ротора с неподвижным электродом при помощи по крайней мере одного проводника, связанного как с ротором, так и с неподвижным электродом посредством скользящих электрических контактов, при этом проводник выполнен с возможностью вращения в направлении вращения ротора, отличающееся тем, что проводник выполнен в виде ротора, помещенного в магнитное поле статора совместно с первым ротором, оба ротора выполнены вращающимися в одном направлении и с разными угловыми скоростями.РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Униполярный агрегат // 2074482
Изобретение относится к электротехнике, а именно к химико-электромеханическим преобразователям
Электромашинный агрегат // 2072615
Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к электромашинным агрегатам (ЭМА), содержащим несколько взаимосвязанных машин, и может быть использован в регулируемом электроприводе, в генераторных агрегатах переменного тока с произвольной частотой вращения приводного вала, в качестве преобразователя частоты с плавным регулированием выходных параметров электроэнергии (частоты и амплитуды напряжения)
Электромашинный агрегат // 2066913
Униполярная электрическая машина // 2037942
Изобретение относится к электротехнике, а именно к униполярным электрическим машинам, предназначенным для питания электрофизической аппаратуры, технологического оборудования и т.д
Униполярная машина переменного тока // 2009600
Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к электрохимическим и электромеханическим преобразователям, и может быть применено в транспортной энергетике
Униполярный агрегат // 1835582
Униполярная электрическая машина // 1833949
Изобретение относится к электротехнике , а более конкретно к униполярным электрическим машинам постоянного тока (УМ)
Многодисковая униполярная машина // 1809505
Униполярный генератор // 1739447
Униполярная вставка машины переменного тока // 2103789
Изобретение относится к регулируемым электрическим машинам, включающим в себя униполярные машины с жидкометаллическими контактами
Кинетический аккумулятор // 2118876
Изобретение относится к области электротехники и электроэнергетики, позволяет повысить технико-экономические показатели преобразования энергии и обеспечить гарантированное энергоснабжение потребителей
Выравниватель нагрузки // 2119708
Изобретение относится к области электротехники и электроэнергетики и позволяет привести режимы электропотребления в соответствие со структурами генерирующих мощностей энергоисточников
Униполярный агрегат // 2123227
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применено в производстве машин постоянного тока
Электрическая машина // 2144254
Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к электрическим машинам, частота вращения которых синхронизирована с частотой сети переменного тока
Униполярная электрическая машина // 2158462
Изобретение относится к электротехнике, в частности, к униполярным электрическим машинам
Машина постоянного тока // 2187191
Изобретение относится к области электротехники, а именно к обратимым и реверсивным машинам постоянного тока с постоянным магнитом
Электрохимический двигатель // 2201648
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах, для функционирования которых необходима механическая энергия, например в самоходных объектах на транспорте или морских судах
Электрохимический двигатель // 2201648
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах, для функционирования которых необходима механическая энергия, например в самоходных объектах на транспорте или морских судах