Способ определения установки щеток двигателя постоянного тока на нейтрали
Использование: изобретение относится к контрольно-измерительной технике. Сущность изобретения: вращают двигатель на холостом ходу в противоположных направлениях, измеряют электромеханическую постоянную времени двигателя в обоих случаях, сравнивают результаты измерения и по разности измеряемых параметров, не превышающей 5% предельно допустимой нормы, судят о правильности установки щеток на нейтрали. 2 ил.
Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и позволяет контролировать установку щеток двигателя постоянного тока на нейтрали.
Важнейшим фактором, влияющим на режим работы двигателя постоянного тока, является точная установка щеток на нейтрали. Щетки размещаются в щеткодержателях, которые укрепляются на торцовых частях составов двигателей. Например, такое закрепление щеткодержателей на остове выполняется у тяговых двигателей электроподвижного состава, имеющих малое число полюсов (не более четырех). При большем числе полюсов щеткодержатели размещают на поворотной траверсе, выполненной в виде зубчатого венца и позволяющей перемещать их с помощью легкодоступного регулируемого узла, состоящего из съемного маховичка и зубчатого колеса. К точности ее установки предъявляют повышенные требования. Известно, что смещение щеток с нейтрали значительно ухудшает условия работы тяговых двигателей, что проявляется в нарушении нормальной коммутации, расхождении скоростных характеристик и повышенном износе щеток и коллектора. Правильную установку щеток оценивают различными способами, в которых предусматриваются контроль и измерение таких параметров как ЭДС, ток, частота вращения якоря двигателя. Известен способ установки щеток двигателя постоянного тока, в котором двигатель устанавливают на стенде с подключением к нему нагрузки и вращением его в произвольном направлении [1] На двигатель подают напряжение и ток номинального режима, которые поддерживают неизменными при различных смещениях траверсы. При каждом смещении измеряют частоту вращения якоря. Контроль установки щеток на нейтрали определяют по сравнению полученной частоты с ее номинальным значением согласно паспорта двигателя. Правильная установка щеток на нейтрали соответствует равенству частоты вращения якоря ее номинальной величине. Достоинствами данного способа являются возможность правильной установки щеток на нейтрали и оценка коммутационных свойств двигателя. Недостатками способа являются необходимость стабилизации подаваемого напряжения на двигатель при колебаниях напряжения в сети и достаточно большая продолжительность опыта из-за необходимости измерения контролируемого параметра только в установившемся стационарном процессе работы двигателя, который последует после режима пуска. При несоблюдении этих условий погрешность измерения контролируемого параметра может составить 7 8% Кроме этого, данный способ требует специального дополнительного оборудования на стенде и значительных затрат электрической энергии для осуществления режима нагрузки, которые усложняют и удорожают его проведение. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ, в котором двигатель устанавливают на стенде и осуществляют холостой режим работы с вращением его в одну и другую стороны (реверсирование) [2] На двигатель подают напряжение и измеряют частоту вращения якоря в обеих направлениях при различных смещениях траверсы. Контроль установки щеток двигателя на нейтрали определяют по сравнению частоты вращения якоря в обоих направлениях при одинаковом напряжении и одинаковом токе возбуждения двигателя. Правильная установка щеток на нейтрали соответствует равенству величин частоты вращения в ту или другую стороны. Такой способ не требует специального дополнительного оборудования на стенде и большого расхода электрической энергии для своего осуществления, что упрощает и удешевляет его. Однако этот способ имеет существенные недостатки. Прежде всего это необходимость стабилизации подаваемого на двигатель напряжения при колебаниях в сети. Кроме этого, измерение частоты вращения необходимо выполнять только в установившемся стационарном процессе работы двигателя, т.е. только после завершения режима пуска, когда ток двигателя достигнет своего определенного установившегося значения, а это потребует затрат времени на измерение контролируемого параметра. Частота вращения зависит от напряжения и тока двигателя, которые являются активными и меняющимися в определенных случаях от внешних условий параметрами цепи двигателя в процессе его работы


rа активное сопротивление якоря двигателя;
C конструктивная постоянная двигателя;

На фиг. 1 показана схема устройства для реализации способа определения установки щеток двигателя постоянного тока на нейтрали, на фиг.2 представлены графики работы элементов устройства. Устройство для реализации способа содержит два датчика тока двигателя 1, каждый из которых через блок изменения 2 [3] соединен с элементом сравнения 3, имеющим табло индикации, на котором регистрируется результат сравнения (разность) электромеханических постоянных времени двигателя при вращении его в противоположные стороны. В свою очередь каждый блок измерения 2 содержит интегрирующую 4 и дифференцирующую 5 цепи, индикатор экстремума напряжения 6, электронный ключ 7, триггер 8, генератор импульсов 9, логическую схему И 10 и счетную схему 11. Способ осуществляется следующим образом. На невращающемся двигателе устанавливают в определенном положении траверсу с щетками. В исходящем состоянии при t <t генератор импульсов 9 вырабатывает периодическую последовательность импульсов U9 c периодом следования tu. Триггер 8 находится в нулевом состоянии U8 (t <t) 0 и логическая схема И 10 закрыта U10 (t < t1) 0. В момент времени t1 запускается двигатель на холостом ходу и с датчика 1, включенного в якорную цепь двигателя, в блок измерения 2 подается входной сигнал U1, пропорциональный току двигателя в режиме пуска. Выходной сигнал дифференцирующей цепи U5 (t1M) переводит триггер 8 в единичное состояние U8 (t1), логическая схема И 10 открывается и начинает пропускать импульсы с генератора 9 на счетную схему 11 U10(t1). В интервале времени t1 t2 мгновенное значение выходного сигнала U4 интегрирующей цепи 4 нарастает и подается на вход индикатора экстремума напряжения 6. Его выходной сигнал U6 остается равным нулю до тех пор, пока сигнал U4 еще не достиг экстремального значения. При этом счетная схема 11 продолжает считать импульсы U10 (t1 - t2). В момент времени t2 мгновенное значение выходного сигнала U4 интегрирующей цепи 4 принимает экстремальное значение и на выходе индикатора 6 появляется сигнал U6 (t2), в результате которого срабатывает электронный ключ 7. Сигнал с его выхода U7 (t2) подается на второй вход триггера 8 и переводит его в нулевое состояние. Логическая схема И 10 закрывается и схема 11 прекращает счет импульсов U10 (t > t2). На табло индикации элемента сравнения 3 высвечивается число импульсов m, cосчитанное за время достижения выходным сигналом U4 интегрирующей цепи 4 экстремального значения tэ t1 t2 m










где I момент инерции двигателя;
ra активное сопротивление якоря двигателя;
c конструктивная постоянная двигателя;

Для оценки качества системы измерения в переходном процессе, каким является пусковой режим двигателя, применяется такой показатель качества, как точность измерения, характеризуемая динамической и статической ошибками. Предельно допустимой нормой такой точности является 5%
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Изобретение относится к электромашиностроению и касается конструкции щеточного узла электрической машины малой мощности
Электрическая машина // 2039407
Изобретение относится к электротехнике и предназначается для использования в универсальных коллекторных двигателях бытовых приборов: дрелей, кухонных машин, пылесосов и т
Коллекторный электродвигатель малой мощности // 2035824
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к производству коллекторных электродвигателей малой мощности
Автомобильный генератор // 1786607
Высоковольтный токосъемник // 1771040
Статор тягового электродвигателя // 1714754
Изобретение относится к электромашиностроению, в ч<астности к конструкции тяговых электродвигателей
Траверса электрической машины // 1348961
Генератор переменного тока // 2121208
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей выполнения генераторных установок, предназначенных для работы в атмосфере, разогретой горячими деталями двигателя внутреннего сгорания, а также загрязненной пылью и парами масел
Коллекторная электрическая машина // 2171525
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим коллекторным машинам постоянного тока
Изобретение относится к электрическим машинам
Электродвигатель постоянного тока преимущественно для городского общественного транспорта // 2233528
Изобретение относится к области электротехники
Щеточный узел электрической машины // 2246165
Изобретение относится к области электротехники, а именно к узлам токосьема коллекторных двигателей
Узел щитка универсального двигателя // 2292622
Изобретение относится к универсальному двигателю и более конкретно к узлу щитка универсального двигателя
Щеточная траверса электрической машины // 2296411
Изобретение относится к электротехнике, в частности к траверсам щеткодержателей для электрической машины
Изобретение относится к области вращающихся электрических машин со скользящим контактом
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей выполнения электродвигателя устройства заводки пружины в воздушном автоматическом выключателе