Двигатель внешнего сгорания
Использование: двигателестроение. Сущность изобретения: двигатель внешнего сгорания содержит цилиндр, разделенный поршнем со штоком на 2 части, каждая из которых патрубком соединена с камерой, наполненной рабочим газом (гелием, аргоном, азотом и др.). Периодический нагрев и охлаждение камер, когда одну камеру нагревают потоком газообразных продуктов горения топлива, а вторую охлаждают потоком холодного воздуха или воды приводит к изменению давления в частях цилиндра, соединенных с камерами, и возвратно-поступательному движению поршня со штоком. Двигатель может работать на любом топливе, использовать для работы потоки горячего газа, являющиеся отходами работы различных высокотемпературных агрегатов или просто утилизировать тепло в печной трубе дровяного отопления сельского дома. При этом для работы двигателя достаточны перепады температуры всего в несколько десятков градусов. 1. з. п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к двигателям с внешним подводом тепла. Оно может быть использовано для утилизации тепла отходов различных промышленных установок, в виде горячих газов, для превращения тепла в механическую работу и электрическую энергию. Оно может быть также использовано для утилизации тепла дымовых газов печного отопления в индивидуальных домах.
Известна паровая машина Уатта [1] в которой имеется рабочий цилиндр, разделенный на две части поршнем со штоком. В каждую часть цилиндра периодически подают перегретый пар, в то время как из другой части цилиндра периодически выпускают отработанный пар, в результате чего поршень совершает возвратно-поступательное движение, преобразуемое во вращательное шатунно-кривошипным механизмом. Недостатком этого двигателя является необходимость в специальном рабочем веществе-водяном паре -, для получения которого требуется громоздкое и дорогое устройство паровой котел. Поэтому этот двигатель в настоящее время почти не применяется. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является двигатель внешнего сгорания [2, 3] (или двигатель с внешним подводом тепла), принятый за прототип, содержащий рабочий цилиндр с внешним подводом тепла, поршень со штоком, поршень-вытеснитель отработанного рабочего газа и тепловой регенератор газа. В качестве газорабочего тела двигателя обычно используют водород или гелий при высоких давлениях 10 14 МПа (100 140 ат.). Недостатком этого двигателя является сложность его конструкции и очень высокое давление рабочего газа, при которого работа двигателя становится эффективной. Поэтому этот двигатель с внешним подводом тепла почти не нашел практического применения [2] Задачей изобретения является упрощение конструкции двигателя с внешним подводом тепла путем устранения поршня вытеснителя и регенератора, значительного снижения давления рабочего газа и придания двигателю способности работать при малой разности температур между нагревателем и охладителем [2] благодаря чему двигатель способен утилизировать тепло горячих газов-отходов от различных высокотемпературных установок и, в частности, систем отопления. Задача решается благодаря тому, что двигатель с внешним подводом тепла, содержащий цилиндр, разделенный поршнем со штоком на две части, сообщенные с рабочими камерами и заполненные рабочим газом, при этом рабочие камеры снабжены устройствами для поочередного и противофазного нагрева и охлаждения рабочего газа, отличается тем, что рабочие камеры выполнены выносными и сообщены с цилиндром при помощи патрубков, а объем рабочих камер в 5 10 раз превышает объем цилиндра. Двигатель отличается тем, что рабочие камеры и цилиндр с остальными агрегатами размещены в изолированных друг от друга отсеках. Сущность изобретения состоит в том, что при нагреве камеры давление газа в ней и в соединенной с ней части цилиндра существенно повышается, и поршень перемещается выталкивая газ из второй части цилиндра во вторую камеру, которую в это время охлаждают. Затем первую камеру охлаждают и одновременно нагревают вторую камеру, в результате чего поршень перемещается в противоположном направлении и рабочий газ вытесняется из первой части цилиндра в соединенную с ней первую камеру. Так совершается возвратно-поступательное движение поршня и штока, которое хорошо известными способами [1] может быть преобразовано во вращательное движение. Так как объем камер в 4 10 раз больше объема цилиндра, перемещение поршня в цилиндре несущественно изменяют давление газа в цилиндре и в камерах, соединенных с соответствующими частями цилиндра. Если, например, объем цилиндра 2 литра, то объем камер должен быть 10 20 литров. При такой конструкции двигателя давление рабочего газа в камерах 10 15 ат (1 1,5 МПа) достаточно, чтобы двигатель мог работать при разности температур между нагревателем и охладителем в 20 30oС. Например, при средней температуре камер Т 300 К 27oС (комнатная температура) давлении газа в камерах 15 ат и разности температур между камерами Т 20 К 20oС разность давлений

Формула изобретения
1. Двигатель с внешним подводом теплоты, содержащий цилиндр, разделенный поршнем со штоком на две части, сообщенные с рабочими камерами и заполненные рабочим газом, при этом рабочие камеры снабжены устройствами для поочередного и противофазного нагрева и охлаждения рабочего газа, отличающийся тем, что рабочие камеры выполнены выносными и сообщены с цилиндром при помощи патрубков, а объем рабочих камер в 5-10 раз превышает объем цилиндра. 2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что рабочие камеры и цилиндр с остальными агрегатами размещены в изолированных друг от друга отсеках.РИСУНКИ
Рисунок 1NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Извещение опубликовано: 27.03.2006 БИ: 09/2006