Электродвигатель с постоянными магнитами
Использование: в качестве первичного привода на электростанциях и всех видах транспортера. Сущность изобретения: электродвигатель с постоянными магнитами содержит кольца 1, 2 статора с обмотками 3, 4 на сердечниках, выполненных в частях секторов колец, образованных прорезями 7, заполненными немагнитным материалом, прилегающих к упомянутым прорезям. Ротор выполнен из немагнитного кольца с равномерно распределенными по окружности постоянными магнитами 6, шунтированными магнитопроводами 13 из магнитомягкого материала. При подаче в катушки обмоток 3, 4 питания на сердечниках каждого из колец 1, 2 образуются одноименные полюса, при этом одноименные сердечники этих колец имеют полюса разной полярности. Торцы постоянных магнитов 6, обращенные к сердечникам колец статора намагничены одноименно. В результате взаимодействия магнитных потоков статора и ротора с индукциями Вc и Вp соответственно происходит деформация магнитных силовых линий этих потоков, вызывающая механическую силу F = KBc
Bp
S, где К - коэффициент пропорциональности, S - площадь общего поля ротор-статор, под действием которой ротор приходит во вращение. В катушках при этом не наводится противоЭДС, из-за локализации магнитного потока постоянных магнитов, что и приводит к повышению КПД. Наличие только одного магнитопровода ротора упрощает конструкцию электродвигателя. 6 ил.
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве первичных приводов на электростанциях и в качестве двигателей для транспорта.
Известен торцевой электродвигатель с постоянными магнитами, содержащий два кольцевых статора с N сердечниками, на которых размещены катушки обмотки, источник постоянного тока для питания обмотки статора, установленный между кольцами статора ротор с постоянными магнитами, равномерно распределенными по окружности (авт.св.СССР N 1494877, Н 02 К 29/00, 1989 г). Недостатком такой конструкции является то, что магнитный поток постоянных магнитов ротора замыкается по магнитопроводу статора, пересекая при этом витки обмотки. При вращении ротора этот поток изменяется по отношению к виткам обмотки статора, наводя в ней ЭДС индукции, которая отрицательно влияет на работу электрической машины, поглощая бесполезно электрическую мощность из сети. Бесполезность этой ЭДС наглядна в режиме пуска, когда ЭДС равна нулю, а двигатель интенсивно выходит на рабочий режим. Таким образом, наличие противоЭДС в несколько раз снижает КПД двигателя. Наиболее близким к предложению по технической сущности и максимальному количеству сходных признаков является электродвигатель с постоянными магнитами, известный из патента Великобритании N 2221519, кл. Н 02 К 21/24, 1990 г. который содержит два кольцевых статора с N сердечниками, на которых расположены катушки обмоток для питания постоянным током и ротора, установленного между статорами, в виде кольца из немагнитного материала с постоянными магнитами, равномерно расположенными по окружности и намагниченными вдоль оси вращения и шунтированными магнитопроводом из магнитомягкого материала. Данной конструкции присущ вышеуказанный недостаток. Целью данного изобретения является повышение КПД. Это достигается тем, что в электродвигателе с постоянными магнитами, содержащем два кольцевых статора их магнитомягкого материала с N сердечниками, на которых размещены катушки их обмоток для питания постоянным током, установленный между статорами ротор в виде кольца из немагнитного материала с постоянными магнитами, равномерно распределенными по окружности и намагниченными вдоль оси вращения и шунтированными магнитопроводом из магнитомягкого материала, в каждом кольце статора выполнены равномерно распределенные по окружности радиальные прорези, заполненные немагнитным материалом и разделяющие кольцо на одинаковые сектора, на одной части которых, прилегающей к прорези, выполнены упомянутые сердечники, длина которых меньше толщины кольца, катушки каждого кольца статора соединены между собой параллельно и подключены к контактам двухпозиционного ключа для попеременного образования на кольцах статора системы одинаковых полюсов противоположной полярности по отношению к одноименным полюсам сердечников другого статора, а ротор выполнен с количеством постоянных магнитов, равным N/2, одноименно намагниченных и той же полярности, что и обращенные к ним одноименные полюса колец статора. Указанное исполнение статора и ротора электродвигателя обеспечивает локализацию магнитных потоков и ротора и статора в пределах рабочего зазора между статором и ротором и поочередным включением групп катушек обмотки статора, возбуждающих магнитных поток статора. При этом исключается противоЭДС, что приводит к повышению КПД. Таким образом, данное изобретение удовлетворяет условию патентоспособности новизне. Из уровня техники не обнаружены другие источники информации, в которых бы содержались признаки данного изобретения для решения аналогичных задач. Следовательно данное изобретение удовлетворяет и другому условию патентоспособности изобретательному уровню. На фиг.1 представлена конструкция электродвигателя с постоянными магнитами; на фиг.2,3 конструкции статора и ротора электродвигателя с постоянными магнитами соответственно; на фиг.4 схема соединения катушек обмотки статора электродвигателя с постоянными магнитами; на фиг.5,6 схемы распределения магнитных полей статора и ротора в свободном и вынужденном состояниях соответственно. Электродвигатель с постоянными магнитами содержит два основных кольца 1,2 из магнитомягкого материала статора с N сердечниками, на которых расположены катушки 3, 4 обмоток статора и два вспомогательных кольца 1, 2" из магнитомягкого материала, которые являются замыкателем магнитного потока и статора и ротора. Между кольцами 1', 2' статора установлен ротор 5 с постоянными магнитами 6, равномерно распределенными по окружности. В каждом из колец 1,2 статора выполнены прорези 7 (фиг.1,2), равномерно распределенные по окружности, заполненные немагнитным материалом 8. Прорези разделяют кольцо статора на одинаковые сектора, при этом в частях 9 секторов, прилегающих к прорезям 7 выполнены сердечники 10, длина которых меньше толщины кольца, на которых и расположены катушки обмотки статора. Другая часть 11 каждого сектора кольца выполняет функцию замыкателя потока. В каждом из колец 1,2 катушки 3 (4) соединены между собой параллельно и подключены к источнику постоянного тока через контакты двухпозиционного ключа 12 (фиг.4) при этом катушки 4 кольца 2 статора образуют на сердечниках полюса противоположной полярности по отношению к полюсам одноименных сердечников, образованных катушками 3. Ротор 5 (фиг. 1,3) выполнен в виде кольца из немагнитного материала с количеством постоянных магнитов 6, равным N/2 (для данной конструкции N=8). Постоянные магниты 6 намагничены вдоль оси Х, причем их торцы обращенные к сердечникам 10 колец 1,2 намагничены одноименно. Постоянные магниты шунтированы вдоль оси Х магнитопроводами 13 из магнитомягкого материала. Ротор установлен на оси, закрепленной в опорах 14. Электродвигатель с постоянными магнитами работает следующим образом. Напряжение Uc (фиг.4) через ключ 12 поступает на первую группу 15 катушек обмоток статора. При протекании постоянного тока по катушкам возникает магнитный поток статора с индукцией Вс, который замыкается по сердечнику 10 и замыкателем потока 1' и 11 (фиг.5). Магнитный поток постоянных магнитов индукцией Вр ротора замыкается по двум воздушным зазорам между статором и ротором и магнитопроводам (замыкателям потока) 1', 2' и 13. В результате взаимодействия магнитных потоков статора и ротора (фиг.6) из-за деформации магнитных силовых линий указанных потоков возникает механическая сила F K





Формула изобретения
Электродвигатель с постоянными магнитами, содержащий два кольцевых статора с N сердечниками, на которых размещены катушки их обмоток для питания постоянным током, установленный между статорами ротор в виде кольца из немагнитного материала с постоянными магнитами, равномерно расположенными по окружности, намагниченными вдоль оси вращения и шунтированными магнитопроводом из магнитомягкого материала, отличающийся тем, что в каждом кольце статора выполнены равномерно распределенные по окружности радиальные прорези, заполненные немагнитным материалом и разделяющие кольцо на одинаковые сектора, на одной части которых, прилегающих к прорези, выполнены упомянутые сердечники, длина которых меньше толщины кольца, катушки каждого кольца статора соединены между собой параллельно и подключены к контактам двухпозиционного ключа для попеременного образования на кольцах статора системы одноименных полюсов противоположной полярности по отношению к одноименным полюсам сердечников другого статора, а ротор выполнен с количеством постоянных магнитов, равным N/2, одноименно намагниченных и той же полярности, что и обращенные к ним одноименные полюса колец статора.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6