Способ управления турбулентностью в плоскопараллельном потоке
Использование: в прикладной газодинамике. Сущность изобретения: для управления турбулентностью в плоскопараллельном потоке воздействуют на структуру пограничного слоя на управляемом участке потока с помощью размещенного на его периферии детурбулизатора, воздействующего преимущественно на строение вязкого подслоя для формирования локальных турбулентных структур, вытесняющих ламинарные слои от периферии к оси потока, причем измерение профиля скорости производят в ламинарной области пограничного слоя непосредственно перед управляемым участком. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к прикладной газодинамике, в частности к способам управления пограничным слоем и может быть использовано, например, в аэро-гидродинамических трубах для регулирования турбулентности потока в ядре рабочей части.
Известны технические решения для управления турбулентностью потока, при которых воздействуют на структуру потока путем установки на его пути, хонейкомбов, детурбулизирующих сеток (авт.св. N 1298435, кл. F 25 D 1/00, 1985). Недостатками данного решения является невозможность получить низкий уровень турбулентности потока в рабочей части трубы, необходимый, например, для исследований развития пограничного слоя. Для получения низкого уровня турбулентности в ядре потока рабочей части в форкамере трубы устанавливают хонейкомбы и сетки, а переход от форкамеры к рабочей части осуществляют посредством сопла (коллектора) со значительным поджатием (Transactions of the ASME Journal of Applied Mechanics, IX, N 3-4, p. 319, 1959). Применение этих средств детурбулизлации приводит к развитию на стенках коллектора и начального участка рабочей части трубы ламинарного пограничного слоя, который ниже по течению переходит в турбулентный. Область перехода ламинарного пограничного слоя в турбулентный занимает значительную часть обтекаемой поверхности рабочей части и вызывает значительный рост уровня турбулентности в ядре потока. С изменением скорости шероховатости внутренней поверхности рабочей части местоположение области перехода смещается по длине рабочей части, вызывая соответствующее смещение зоны повышенной турбулентности в потоке, т.е. дополнительную нестабильность параметров потока. Для снижения влияния пограничного слоя на стенках трубы на уровень турбулентности в ядре рабочей части известно применение слива пограничного слоя на выходе потока из форкамеры (AJAA 90-1391). Эта мера приводит к смещению перехода в сторону более высоких скоростей потока, но не устраняет наличие протяженной области перехода в пограничном слое на стенках рабочей части трубы. Для управления развитием пограничного слоя известен способ, принятый за прототип, при котором воздействуют на структуру пограничного слоя посредством размещения на его периферии детурбулизатора, характерные размеры которого выбирают на основании результатов измерения профиля скоростей и интегральных параметров пограничного слоя (СССР, авт.св. N 1086246, 1979). Однако установка детурбулизатора в вязком подслое турбулентного пограничного слоя и выбор его характерных размеров на основании измеренных параметров турбулентного пограничного слоя вызывают детурбулизирующий эффект в слое вниз по потоку от детурбулизатора, не приводя к снижению уровня турбулентности в ядре потока. Задачей изобретения является уменьшение турбулентности потока в рабочей части аэро-гидродинамических труб и уменьшение местного коэффициента трения. Техническим результатом является создание аэро-гидродинамических труб с низкой турбулентностью потока в рабочей части и уменьшенным местным коэффициентом трения. Технический результат достигается тем, что в способе управления турбулентностью в плоскопараллельном потоке, при котором воздействуют на структуру пограничного слоя на управляемом участке потока с помощью размещенного на его периферии детурбулизатора, характерные размеры которого выбирают на основании результатов измерения профиля скорости и интегральных параметров пограничного слоя, измерение профиля скорости производят в ламинарной области пограничного слоя непосредственно перед управляемым участком, а на последнем, с помощью упомянутого детурбулизатора, воздействуют преимущественно на строение вязкого подслоя для формирования локальных турбулентных структур, вытесняющих ламинарный слой от периферии к оси потока, при этом воздействуют на строение вязкого подслоя с помощью детурбулизатора, выполненного в виде упорядоченной продольно ориентированной шероховатости с характерным размером, определяемым из соотношения:











Формула изобретения

где n коэффициент кинематической вязкости, м2/с;
h высота шероховатости, м;
h+ безразмерная относительная высота шероховатости;
v* динамическая скорость, м/с, определяемая из соотношения

где u

Cf местный коэффициент трения в отсутствие детурбулизатора. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что воздействуют на строение вязкого подслоя с помощью детурбулизатора, выполненного в виде проволоки диаметром d, определяемым из соотношения

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что воздействуют на строение вязкого подслоя с помощью детурбулизатора, выполненного в виде упорядоченной шероховатости с элементами в форме сферических лунок или выступов.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4