Устройство управления электромагнитными клапанами подачи топлива для двигателя внутреннего сгорания
Использование: изобретение относится к электрооборудованию автомобиля и может использоваться в системах бинарного питания двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: устройство содержит: входные зажимы 2, 3 для подключения аккумуляторной батареи 4, зажим 5 для подключения контактов 6 датчика дроссельной заслонки, зажим 7 для подключения датчика частоты вращения коленчатого вала двигателя, например контактов 8 прерывателя, катушку 9 зажигания, формирователь 16 импульсов, преобразователь 17 частоты в напряжение, переключатель 19 вида топлива, частотные реле 20, 24, 25, 29 и логические элементы 21 ,26 ,30. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности, к системам питания двигателей внутреннего сгорания, работающих на топливной смеси газообразного и жидкого бензинового топлива.
Известно электрическое устройство (1) управления клапанами подачи газового топлива электрически связанное с датчиком открытия дроссельной заслонки. Недостатком этого устройства является то, что управление клапанами производится только в зависимости от состояния контактов датчика дроссельной заслонки без учета оборотов двигателя. Наиболее близким по технической сущности является устройство (2) управления электромагнитным клапаном экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) в системе питания двигателя внутреннего сгорания, работающего на жидком бензиновом топливе. Устройство содержит частотное реле, электрически связанное с датчиком частоты вращения коленчатого вала двигателя и контактами датчика дроссельной заслонки, и силовое реле, связанное с обмоткой клапана ЭПХХ. Недостатком устройства является узкая область применения из-за наличия только одного контура управления с одним частотным порогом включения. Традиционное сложение контуров управления с различными частотными порогами для возможности управления несколькими электромагнитными клапанами приведет к усложнению конструкции устройства управления в целом. Предлагаемое изобретение позволяет расширить область применения устройства. Оно может использоваться в системах питания ДВС, работающих как на смешанных топливных смесях так и на однородных жидких или газообразных видах топлива. Положительный эффект от применения технического решения может быть достигнут и благодаря улучшению характеристик двигателя, работающего на смешанных топливных смесях, в части снижения токсичности выхлопных газов и расхода жидкого и газообразного топлива. Кроме того положительный эффект в эксплуатации автомобиля, не оборудованного штатным ЭПХХ, но деукомплектованного устройством по предлагаемому изобретению позволяет экономить бензин, особенно в режиме принудительного холостого хода двигателя. Для этого в устройство управления электромагнитными клапанами подачи топлива для ДВС, содержащем первый контур управления с признаками прототипа, введены дополнительный второй контур управления, включающий частотное реле со вторыми порогами срабатывания и отпускания, и силовое реле, связанное с обмоткой второго электромагнитного клапана, и первый, и второй логические элементы, выходы которых подключены соответственно к управляющим входам силовых реле, причем, первые входы логических элементов соединены с выходами частотных реле первого и второго контуров управления, а второй вход первого логического элемента соединен с контактами датчика положения дроссельной заслонки. Во второй контур управления может быть введено дополнительное частотное реле с третьим порогом срабатывания, выход которого соединен со вторым входом второго логического элемента. Может быть дополнительно введен третий контур управления, включающий частотное реле с четвертыми порогами срабатывания и отпускания, и силовое реле, связанное с обмоткой третьего электромагнитного клапана, переключатель вида топлива, и третий логический элемент, выход которого соединен с управляющим входом силового реле третьего контура управления, причем, первый вход третьего логического элемента соединен с выходом частотного реле третьего контура управления, второй вход соединен с контактами датчика дроссельной заслонки, а третий вход соединен с одним из контактов переключателя вида топлива, другой контакт которого соединен с третьими входами первого и второго логических элементов. С помощью этих средств реализуется устройство, обладающее новыми свойствами, которые не проявляются в известных технических решениях. По предполагаемому изобретению авторы располагают действующими образцами и положительным протоколом испытаний. На чертеже приведен вариант функциональной схемы устройства управления электромагнитными клапанами подачи топлива для ДВС, Устройство 1 управления электромагнитными клапанами подачи топлива для ДВС, оснащенного системой питания газобензиновой смеси, в составе электрооборудования автомобиля содержит внешние выходные зажимы 2,3 для подключения положительного и отрицательного полюсов аккумуляторной батареи 4, зажим 5 для подключения контактов 6 датчика дроссельной заслонки, зажим 7 для подключения датчика частоты вращения коленчатого вала двигателя (КВД), например, контактов прерывателя 8 классической батарейной системы зажигания с катушкой 9 и выходные зажимы 10, 11, 12 для подключения обмотки 13 первого клапана подачи газа, обмотки 14 второго клапана подачи газа и третьей обмотки 15 клапана экономайзера принудительного холостого хода бензинового топлива. Устройство 1 включает формирователь 16 нормированных по длительности импульсов, выполненный, например, как ждущий мультивибратор, преобразователь 17 частоты в напряжение, выполненный, например как аналоговый измеритель средней частоты (Л.С. Горн, Б.И. ХазановУзлы радиометрической аппаратуры на интегральных схемах, Москва, Атомиздат, 1973 г. с. 185.188), к выходу которого подключены первый и второй контуры управления электромагнитными клапанами. Устройство 1, также включает резистор 18, включенный между зажимами 2 и 5 для задания рабочего тока через замкнутые контакты 6 датчика дроссельной заслонки и переключатель 19 вида топлива, общий вывод которого соединен с отрицательным полюсом источника питания через зажим 3. Первый контур управления включает компаратор напряжения 20, логический элемент 21, выполненный как трехвходовая схема совпадения (И), и силовое реле 22, выполненное как мощный транзисторный ключ, выходные зажимы которого соединены с положительным полюсом источника питания через зажим 2 и обмоткой 13 первого клапана газа через зажим 10, а управляющий вход соединен с выходом логического элемента 21, первый вход которого соединен с выходом компаратора 20, второй вход соединен с контактами 6 датчика положения дроссельной заслонки через зажим 5, а третий вход соединен со вторым контактом переключателя 19. Компаратор 20 в сочетании с элементами 16, 17 выполняет функцию частотного реле, порог включения которого задается опорным напряжением U1 подаваемым на неинвертирующий вход компаратора 20, а порого отпускания определяется резистором 23, включенным между выходом и неинвертирующим входом компаратора 20. Второй контур управления включает компараторы напряжения 24 и 25, логический элемент 26, выполненный как трехвходовая схема совпадения (И) и силовое реле 27, выполненное как мощный транзисторный ключ, выходные зажимы которого соединены с положительным полюсом источника питания через зажим 2 и обмоткой 14 второго клапана газа через зажим 11, а управляющий вход соединен с выходом логического элемента 26, первый вход которого соединен с выходом компаратора 24, второй вход соединен с выходом компаратора 25, а третий вход соединен со вторым контактом переключателя 19. Компараторы 24 и 25 в сочетании с элементами 16 и 17 выполняют функцию частотных реле, пороги включения которых задаются опорными напряжениями U2 и U3 cоответственно, подаваемыми на неинвертирующий вход компаратора 24 и инвертирующий вход компаратора 25. Порог отпускания компаратора 24 определяется резистором 28, который включен между его выходом и неинвертирующим входом. Третий контур управления включает компаратор напряжения 29, логический элемент 30, выполненный как трехвходовая схема сложения (ИЛИ) и силовое реле 31, выполненное как мощный транзисторный ключ, выходные зажимы которого соединены с положительным полюсом источника питания через зажим 2 и обмоткой 15 клапана ЭПХХ бензинового топлива через зажим 12, а управляющий вход соединен с выходом логического элемента 30, первый вход которого соединен с выходом компаратора 29, второй вход соединен с контактами датчика дроссельной заслонки, а третий вход соединен с первым контактом переключателя 19. Компаратор 29 в сочетании с элементами 16 и 17 выполняет функцию частотного реле, порог включения которого задается опорным напряжением U4, подаваемым на неинвертирующий вход компаратора 29, а порог отпускания определяется резистором 32, включенным между выходом и неинвертирующим входом компаратора 29. Устройство работает следующим образом. При работающем двигателе система зажигания вырабатывает импульсы напряжения порядка (300.400) В, поступающие на вход 7 устройства 1. Частота следования входных импульсов пропорциональна оборотам двигателя "n". На выходе ждущего мультивибратора 16 формируются нормированные по длительности импульсы напряжения поступающие на вход аналогового преобразователя 17 частоты в напряжение, в результате чего на его выходе формируется уровень напряжения пропорциональный оборотам двигателя. Выходной сигнал преобразователя 17 одновременно поступает на измерительные входы компараторов напряжения 20, 24, 25 и 29, в которых сравнивается с опорными напряжениями U1, U2, U3, U4. Уровни опорных напряжений удовлетворяют условию: U1>U4>U2


Формула изобретения
1. Устройство управления электромагнитными клапанами подачи топлива для двигателя внутреннего сгорания, содержащее первый контур управления, электрически связанный с датчиком частоты вращения коленчатого вала двигателя и контактами датчика положения дроссельной заслонки, который содержит частотное реле с первыми порогами срабатывания и отпускания и силовое реле, соединенное с обмоткой первого электромагнитного клапана, отличающееся тем, что введен второй контур управления, который содержит частотное реле с вторыми порогами срабатывания и отпускания и силовое реле, соединенное с обмоткой второго электромагнитного клапана, и первый и второй элементы совпадения, выходы которых подключены к управляющим входам соответствующих силовых реле, причем первые входы элементов совпадения соединены с выходами частотных реле первого и второго контуров управления, а второй вход первого элемента совпадения соединен с контактами датчика положения дроссельной заслонки. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что второй контур управления снабжен дополнительным частотным реле с третьим порогом срабатывания, выход которого соединен с вторым входом второго элемента совпадения. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что введен третий контур управления, содержащий частотное реле с четвертыми порогами срабатывания и отпускания и силовое реле, соединенное с обмоткой третьего электромагнитного клапана, переключатель вида топлива, и третий элемент совпадения, выход которого соединен с управляющим входом силового реле третьего контура управления, причем первый вход третьего элемента совпадения соединен с выходом частотного реле третьего контура управления, второй вход соединен с контактами датчика дроссельной заслонки, а третий вход соединен с одним из контактов переключателя вида топлива, другой контакт которого соединен с третьими входами первого и второго элементов совпадения.РИСУНКИ
Рисунок 1