Ракетный комплекс залпового огня
Использование: военная техника, в частности ракетное вооружение сухопутных войск. Использование: ракетный комплекс залпового огня, содержащий пусковую установку с пакетом трубчатых направляющих, выполненных с внутренними винтовыми пазами, и размещенные в направляющих ракеты. Каждая ракета снабжена газодинамической системой угловой стабилизации, раскрывающимся аэродинамическим стабилизатором, центрирующими утолщениями и ведущими штифтами, взаимодействующими с внутренними поверхностями направляющей и винтовых пазов соответственно. Переднее центрирующее утолщение ракеты выполнено в районе ее центра масс на расстоянии от него вдоль продольной оси, не превышающем калибра ракеты. Сопла газодинамической системы угловой стабилизации и ведущие штифты размещены в плоскостях поперечного сечения ракеты, расположенных соответственно перед передним центрирующим утолщением и за передним центрирующим утолщением на расстояниях разность которых соответствует соотношению: , при этом угол подъема соответствующих штифтам винтовых пазов находится в пределах:
= (2...3)
D/V, местах их выхода на дульный срез направляющей выполнены в секторах, составляющих 0,9-1,1 оборота ракеты от первоначального положения, а количество ведущих штифтов ракеты определено по соотношению: n = (0,6-0,8)R
/m, где D - калибр ракеты; m - средняя за время движения по направляющей масса ракеты; Lшт - расстояние от переднего центрирующего утолщения до поперечной плоскости, проходящей через оси ведущих штифтов; Lсус - расстояние от переднего центрирующего утолщения до плоскости действия управляющей силы газодинамической системы угловой стабилизации; n - количество ведущих штифтов ракеты и соответствующих им винтовых пазов направляющей;
- угол подъема винтовых пазов направляющих; R - средняя за время движения по направляющей величина тяги, создаваемой двигателем ракеты; w - расчетная угловая частота собственных колебаний ракеты; V - линейная скорость ракеты в момент потери контакта с направляющей. 4 ил.
Изобретение относится к ракетным комплексам (реактивным системам) залпового огня с ракетами, снабженными, преимущественно, газодинамическими системами управления (стабилизации), предназначенных для вооружения сухопутных войск и может найти широкое применение в области ракетной техники.
Объект изобретения представляет собой дальнобойный ракетный комплекс залпового огня с повышенной кучностью стрельбы, предназначенный для ракетно-артиллерийских частей. Для успешной борьбы со многими наземными целями в настоящее время широко применяются реактивные системы залпового огня. В состав каждой из систем входят пусковая установка с пакетом трубчатых направляющих, выполненных с внутренними винтовыми пазами, и размещенные в направляющих реактивные снаряды, каждый из которых снабжен аэродинамическим стабилизатором, центрирующими утолщениями и ведущим штифтом, взаимодействующими с внутренними поверхностями направляющей и винтовых пазов соответственно. При запуске реактивного снаряда за счет взаимодействия его ведущего штифта с внутренними поверхностями винтового паза направляющей осуществляется начальная закрутка снаряда, поддерживаемая на траектории полета косопоставленными лопастями аэродинамического стабилизатора. Проворот снаряда позволяет осреднить газодинамический эксцентриситет его двигателя и аэродинамический эксцентриситет снаряда в целом, обеспечивая повышение характеристик кучности стрельбы по сравнению с непроворачивающимися снарядами. Указанные реактивные системы залпового огня решают задачу поражения наземных целей на дальностях до 25 км. Достоинствами реактивных систем залпового огня (РСЗО) являются возможность нанесения внезапного массированного удара по групповым целям и площадям, большая плотность огня, простота конструкции, обслуживания и боевого применения. Однако постоянно возрастающие требования по надежности поражения целей выдвигают задачи по совершенствованию реактивных систем залпового огня в направлении повышения дальности и характеристик кучности стрельбы. Поэтому при создании новых образцов данного вида вооружений, одновременно с мероприятиями по увеличению дальности стрельбы увеличению полного импульса тяги, создаваемого двигательной установкой, осуществлялись мероприятия по улучшению кучности стрельбы за счет установления оптимальных соотношений геометрических размеров отдельных узлов и деталей снаряда и пусковой установки (без существенных их конструктивных изменений). Так, известна реактивная система залпового огня "Ураган", обеспечивающая высокую эффективность поражения целей на дальностях до 35 км (см. например, "За "Градом" ждите "Ураган", Истоки, N 2 (15), 1992), принятая за аналог. Она содержит боевую машину с пакетом трубчатых направляющих, выполненных с внутренними винтовыми пазами, и размещенные в направляющих неуправляемые реактивные снаряды, каждый из которых снабжен реактивным двигателем на высокоимпульсном баллиститном твердом ракетном топливе, аэродинамическим стабилизатором, центрирующими утолщениями и ведущим штифтом, взаимодействующими с внутренними поверхностями направляющей и винтовых пазов соответственно. Для повышения характеристик кучности стрельбы указанная система выполнена со снарядом, угол наклона лопастей аэродинамического стабилизатора которого к продольной оси снаряда выбран равным 0,3-0.5 калибра снаряда, отнесенного к его длине, а отношение угла наклона лопастей аэродинамического стабилизатора к продольной оси снаряда к углу подъема винтового паза направляющей составляет 10-25 отношения калибра снаряда к длине направляющей, при этом система "Ураган" имеет приемлемые характеристики кучности стрельбы и удовлетворительно решает задачу по отражению наземных целей на дальностях до 35 км. В то же время, при дальнейшем увеличении дальности стрельбы, достигнутые для этой системы характеристики кучности стрельбы (величина отклонения точек падения снарядов залпа от центра их группирования) не обеспечивают достаточно эффективного поражения целей. Проведенные экспериментально теоретические исследования по дальнейшей оптимизации соотношений геометрических параметров узлов снаряда и направляющей заметных результатов по улучшению характеристик кучности стрельбы системы не дали. Общими признаками с предлагаемым авторами ракетным комплексом является наличие в составе системы аналога пусковой установки с пакетом трубчатых направляющих, выполненных с внутренними винтовыми пазами, и размещенных в направляющих реактивных снарядов (ракет), каждый из которых снабжен аэродинамическим стабилизатором с раскрывающимися после выхода из направляющей лопастями, центрирующими утолщениями и ведущим штифтом, взаимодействующими с внутренними поверхностями направляющей и винтовых пазов соответственно. В то же время, для повышения эффективности стрельбы ракетами широко применяются различные системы управления (стабилизации траектории), обеспечивающие приемлемые характеристики точности и кучности стрельбы в широком диапазоне дальностей полета. Поэтому, наиболее близкой по технической сущности и достигаемому техническому эффекту к изобретению является дальнобойная реактивная система залпового огня "Смерч" (см. например, журнал "Military Parade", М. АО "Милитэри Перейд", may-june 1994, р.22-27 /120-121/), принятая за прототип. Она содержит самоходную пусковую установку с пакетом трубчатых направляющих, выполненных с внутренними винтовыми пазами, и размещенные в направляющих реактивные снаряды, каждый из которых снабжен центрирующими утолщениями и ведущим штифтом, и включает газодинамическую систему угловой стабилизации, ракетный двигатель на высокоимпульсном смесевом твердом ракетном топливе, боевую часть и аэродинамический стабилизатор с раскрывающимися после выхода из направляющей косопоставленными лопастями, при этом центрирующие утолщения и штифт снаряда взаимодействуют с внутренними поверхностями направляющей и винтовых пазов соответственно. Комплекс, принятый за прототип, функционирует следующим образом. При старте реактивного снаряда одновременно запускаются его двигатель и газодинамическая система угловой стабилизации. Перемещение снаряда в направляющей осуществляется на его центрирующих утолщениях, наружные поверхности которых взаимодействуют с внутренней поверхностью направляющей. За счет взаимодействия ведущих штифтов снарядов с внутренними поверхностями винтовых пазов направляющей осуществляется закрутка реактивных снарядов вокруг их продольной оси, необходимая для осреднения эксцентриситета реактивной силы двигателя снаряда и соответствующего уменьшения бокового отклонения снаряда. За счет истечения газа по нормали к продольной оси снаряда газодинамическая система угловой стабилизации создает корректирующее усилие, значение которого соответствует величине возмущающей силы, а направление действия направлению, противоположному направлению действия возмущающей силы. Полученные таким образом газодинамические управляющие силы (аэродинамическое управление малоэффективно из-за малых скоростей полета реактивных снарядов на критическом участке до набора снарядом сверхзвуковой скорости полета), в значительной степени парирует траекторные возмущения и радикально снижает техническое рассеивание на критическом участке и существенно улучшает характеристики кучности стрельбы, обеспечивая их уровень, достигнутый для РСЗО "Ураган" до дальностей стрельбы порядка 60 км. Однако так как эффективность действия газодинамических управляющих сил до покидания реактивным снарядом РСЗО "Смерч" направляющей значительно ниже, чем в автономном полете, в техническом рассеивании снарядов начинают доминировать возмущения стартового участка, которые вместе с траекторными возмущениями критического участка определяют характеристики кучности стрельбы. Исходя из этого к недостаткам известной системы следует отнести следующие. При определенных совпадениях полей допусков (погрешностей изготовления) элементов комплекса возникает значительная вероятность совпадения частот модуляции (частот вращения снаряда) и частот собственных колебаний снаряда, что приводит к возникновению положительных обратных связей в системе управления, вызывающих раскачку снарядов и приводящих к резкому (в 1,5-2 раза) ухудшению характеристик кучности стрельбы. При вращении снаряда формирование корректирующего усилия происходит в связанной (вращающейся) со снарядом системе координат, поэтому для компенсации возмущения необходимо производить переключение корректирующего усилия с частотой вращения снаряда для обеспечения совпадения оси действия управляющего усилия с плоскостью действия возмущения. Вследствие наличия индивидуальных инструментальных ошибок изготовления измерительных и исполнительных органов газодинамической системы угловой стабилизации, а также разброса параметров переходных процессов суммарное корректирующее усилие от снаряда к снаряду имеет разброс, приводящий к дополнительному рассеиванию снарядов и ухудшению кучности стрельбы в целом. В момент выхода переднего центрирующего утолщения за дульный срез направляющей снаряд получает в плоскости продольного движения дополнительную степень свободы относительно направляющей, в результате чего возникает неуравновешенность сил и их моментов, действующих на снаряд при его движении в направляющей до момента схода, вследствие чего начинается процесс формирования углового отклонения продольной оси реактивного снаряда. Интенсивность этого процесса, определяющая величину технического рассеивания реактивного снаряда, тем больше, чем больше дисбаланс сил и соответствующих им моментов, действующих на реактивный снаряд при его сложном вращательно-поступательном движении в направляющей. Указанная неуравновешенность усугубляется еще и сосредоточением силы реакции штифта в зоне его расположения на снаряде и месте прохождения по винтовому пазу. Описанные явления значительно снижают эффект применения газодинамической системы угловой стабилизации. Общими признаками с предлагаемым ракетным комплексом являются пусковая установка с пакетом трубчатых направляющих, выполненных с внутренними винтовыми пазами, и размещенные в направляющих ракеты (реактивные снаряды), каждая из которых снабжена газодинамической системой угловой стабилизации и раскрывающимся после выхода из направляющей аэродинамическим стабилизатором, центрирующими утолщениями и ведущими штифтами, взаимодействующими с внутренними поверхностями направляющей и винтовых пазов соответственно. В отличие от прототипа в предлагаемом ракетном комплексе переднее центрирующее утолщение ракеты выполнено в районе ее центра масс на расстоянии от него вдоль продольной оси ракеты, не превышающем калибра, при этом сопла газодинамической системы угловой стабилизации и ведущие штифты размещены в плоскостях поперечного сечения ракеты, расположенных соответственно перед передним центрирующим утолщением и за передним центрирующим утолщением на расстояниях, разность между которыми определена соотношением:



R средняя за время движения по направляющей величина тяги, создаваемой двигателем ракеты;
w расчетная угловая частота собственных колебаний ракеты;
V линейная скорость ракеты в момент потери контакта с направляющей. Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом. Целью изобретения является создание ракетного комплекса, обеспечивающего за счет максимально возможного парирования возмущений как на критическом участке траектории, так и на стартовом (до потери механического контакта с направляющей) участке, улучшение характеристик кучности стрельбы и, следовательно, эффективности поражения целей. Это достигается тем, что в ракетном комплексе, включающем пусковую установку с пакетом трубчатых направляющих, выполненных с внутренними винтовыми пазами и размещенные в направляющих ракеты (реактивные снаряды), каждая из которых снабжена газодинамической системой угловой стабилизации, раскрывающимся после выхода из направляющей аэродинамическим стабилизатором, центрирующими утолщениями и ведущими штифтами, взаимодействующими с внутренними поверхностями направляющей и винтовых пазов соответственно, в отличие от прототипа, согласно изобретению переднее центрирующее утолщение ракеты выполнено в районе ее центра масс на расстоянии от него вдоль продольной оси ракеты, не превышающем калибра, при этом сопла газодинамической системы угловой стабилизации и ведущие штифты размещены в плоскостях поперечного сечения ракеты, расположенных соответственно перед передним центрирующим утолщением и за передним центрирующим утолщением на расстояниях, разность которых определена соотношением:

причем угол подъема соответствующих штифтам винтовых пазов находится в пределах


Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображен общий вид ракетного комплекса; на фиг. 2 вид по стрелке А; на фиг.3 график 1 зависимости кучности стрельбы от величины угла подъема винтовых пазов направляющей, график 2 расположения мест выхода винтовых пазов на дульный срез направляющей, график 3 соотношения разности расстояний от переднего центрирующего утолщения до поперечной плоскости, проходящей через оси ведущих штифтов и от переднего центрирующего утолщения до плоскости действия управляющей силы газодинамической системы угловой стабилизации; на фиг. 4 - эпюры распределения аксиальных сил реакции штифтов для прототипа (1) и предлагаемого изобретения (2). Ракетный комплекс состоит из пусковой установки 1 с пакетом 2 трубчатых направляющих 3, выполненных с внутренними винтовыми пазами 4, и размещенных в направляющих 3 ракет 5. Каждая ракета 5 снабжена газодинамической системой угловой стабилизации 6, раскрывающимся после выхода из направляющей аэродинамическим стабилизатором 7, взаимодействующими с винтовыми пазами 4 ведущими штифтами 8, и передним центрирующим утолщением 9. Для реализации балансировочной схемы сил и моментов, действующих на ракету и резкого снижения скорости отклонения продольной оси ракеты в процессе движения последней по направляющей переднее центрирующее утолщение 9 ракеты 5 расположено в районе ее центра масс на расстоянии от него вдоль продольной оси ракеты не более калибра, а сопла газодинамической системы угловой стабилизации 6 и ведущие штифты 8 размещены в плоскостях поперечного сечения ракеты 5, расположенных соответственно перед передним центрирующим утолщением 9 и за передним центрирующим утолщением 9 на расстояниях, разность которых определена соотношением:




n = (0,6-0,8)













Формула изобретения

причем угол подъема соответствующих штифтам винтовых пазов находится в пределах

места их выхода на дульный срез направляющей выполнены в секторах, составляющих 0,9 1,1 оборота ракеты от первоначального положения, а количество ведущих штифтов ракеты определено по соотношению

где D калибр ракеты;
m средняя за время движения по направляющей масса ракеты;
Lшт расстояние от переднего центрирующего утолщения до поперечной плоскости, проходящей через оси ведущих штифтов;
Lсус расстояние от переднего центрирующего утолщения по плоскости действия управляющей силы газодинамической системы угловой стабилизации;
n количество ведущих штифтов ракеты и соответствующих им винтовых пазов направляющей;

R средняя за время движения по направляющей величина тяги, создаваемой двигателем ракеты;
w расчетная угловая частота собственных колебаний ракеты;
V линейная скорость ракеты в момент потери контакта с направляющей.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4