Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания
Использование: в области технической диагностики, для контроля и диагностирования ДВС в процессе их изготовления, технического обслуживания и ремонта. Сущность изобретения: сначала на работающем двигателе, а затем в режиме его прокручивания непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на смежные и равные угловые интервалы заданной величины за цикл работы двигателя на любом установившемся скоростном режиме с синхронизацией начала измерения с одним и тем же тактом цикла работы определенного цилиндра. Определяют в обоих случаях значения частоты вращения коленчатого вала в пределах каждого углового интервала, получают зависимость частоты вращения по углу поворота коленчатого вала, определяют коэффициенты неравномерности вращения коленчатого вала в пределах цикла работы двигателя и периода изменения крутящего момента, а также уменьшение частоты вращения коленчатого вала на участках выбега в пределах периода изменения крутящего момента каждого цилиндра двигателя. Сравнивают результаты, полученные на работающем двигателе и в режиме прокручивания, с эталонными значениями и друг с другом и делают заключение о техническом состоянии двигателя. 3 табл., 3 ил.
Изобретение относится к области технической диагностики, в частности к способам оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для контроля и диагностирования двигателей внутреннего сгорания в процессе их изготовления, технического обслуживания и ремонта.
Известен способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в измерении времени и пути разгона двигателя в пределах заданных значений частоты вращения коленчатого вала [1] Недостатком этого способа является недостаточная точность оценки технического состояния двигателя, поскольку принятые диагностические параметры позволяют определять общее техническое состояние двигателя и не указывают на конкретные неисправности. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к заявляемому способу является выбранный в качестве прототипа способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в измерении частоты вращения коленчатого вала при последовательном отключении цилиндров [2] Чем ниже мощность отключенного цилиндра, тем меньше при его отключении снижается частота вращения коленчатого вала. Сравнивая снижение частоты вращения вала с нормативным, делают заключение о техническом состоянии как двигателя в целом, так и его отдельных цилиндров. Недостатками известного способа являются невысокие точность и достоверность определения технического состояния двигателя. Это объясняется тем, что измерение частоты вращения производится в условиях, отличающихся от рабочих вследствие деформации рабочего процесса двигателя и изменения условий трения в кривошипно-шатунном механизме, обусловленных отключением цилиндров, а также невозможность разделения неисправностей цилиндро-поршневой группы и топливной аппаратуры. Задачей изобретения является повышение точности и достоверности оценки технического состояния двигателя за счет измерения частоты вращения коленчатого вала без отключения цилиндров и возможности разделения неисправностей цилиндро-поршневой группы и топливной аппаратуры. Поставленная задача достигается тем, что в способе оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, заключающемся в измерении частоты вращения коленчатого вала, сначала на работающем двигателе, а затем в режиме его прокручивания непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на смежные и равные угловые интервалы заданной величины, за цикл работы двигателя на любом установившемся скоростном режиме с синхронизацией начала измерения с одним и тем же тактом цикла работы определенного цилиндра. Определяют в обоих случаях значения частоты вращения коленчатого вала в пределах каждого углового интервала, получают зависимость частоты вращения по углу поворота коленчатого вала, определяют коэффициенты неравномерности вращения коленчатого вала в пределах цикла работы двигателя и периода изменения крутящего момента, а также уменьшение частоты вращения коленчатого вала на участках выбега в пределах периода изменения крутящего момента каждого цилиндра двигателя. Сравнивают результаты, полученные на работающем двигателе и в режиме прокручивания, с эталонными значениями и друг с другом и делают заключение о техническом состоянии двигателя. Непрерывное измерение сначала на работающем двигателе, а затем в режиме его прокручивания промежутков времени, соответствующих повороту коленчатого вала на смежные и равные угловые интервалы заданной величины, за цикл работы двигателя на любом установившемся скоростном режиме с синхронизацией начала измерения с одним и тем же тактом цикла работы определенного цилиндра, определение в обоих случаях значений частоты вращения коленчатого вала в пределах каждого углового интервала, получение зависимости частоты вращения по углу поворота коленчатого вала, определение коэффициентов неравномерности вращения коленчатого вала в пределах цикла работы двигателя и периода изменения крутящего момента, а также уменьшение частоты вращения коленчатого вала на участках выбега в пределах периода изменения крутящего момента каждого цилиндра двигателя и определение по полученным данным технического состояния двигателя позволяют определять техническое состояние как двигателя в целом, так и его отдельных цилиндров и оптимизировать рабочий процесс двигателя путем проведения соответствующих регулировочных работ по системам питания и зажигания. В результате этого уменьшается неравномерность работы цилиндров, улучшаются мощностные и экономические показатели двигателей, повышается устойчивость их работы на холостом ходу и при малых нагрузках, уменьшаются ударные нагрузки и неравномерность изнашивания одноименных деталей кривошипно-шатунного механизма, снижаются уровни шума, вибрации и токсичности отработавших газов, повышаются надежность и долговечность двигателей. Кроме того, измерение промежутков времени между смежными импульсами датчика частоты вращения коленчатого вала в течение одного цикла сначала на работающем двигателе, а затем в режиме его прокручивания позволяет разделять неисправности цилиндро-поршневой группы и топливной аппаратуры и за счет этого повысить достоверность определения технического состояния двигателя. На фиг. 1 приведено изменение частоты вращения




























Формула изобретения
Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в измерении частоты вращения коленчатого вала, отличающийся тем, что сначала на работающем двигателе, а затем в режиме его прокручивания непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на смежные и равные угловые интервалы заданной величины, за цикл работы двигателя на любом установившимся скоростном режиме с синхронизацией начала измерения с одним и тем же тактом цикла работы определенного цилиндра, определяют в обоих случаях значения частоты вращения коленчатого вала в пределах каждого углового интервала, получают зависимость частоты вращения по углу поворота коленчатого вала, определяют коэффициенты неравномерности вращения коленчатого вала в пределах цикла работы двигателя и периода изменения крутящего момента, а также уменьшение частоты вращения коленчатого вала на участках выбега в пределах периода изменения крутящего момента каждого цилиндра двигателя, сравнивают результаты, полученные на работающем двигателе и в режиме прокручивания, с эталонными значениями и друг с другом и делают заключение о техническом состоянии двигателя.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3