Способ стабилизации минимального удельного расхода топлива двигателем внутреннего сгорания и устройство для его осуществления
Использование: машины и машинные агрегаты с двигателями внутреннего сгорания, снабженными ступенчатой коробкой передач и бесступенчатым вариатором скорости. Сущность изобретения: в способе стабилизации минимального удельного расхода топлива двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и устройстве для его осуществления при заданном положении топливоподающего органа задают значение частоты вращения вала двигателя, соответствующее минимальному расходу топлива, сравнивают измеренное значение с заданным, разностный сигнал управляет вариатором скорости, формируя требуемую механическую характеристику, одновременно измеренное значение частоты вращения сравнивают с величиной допустимого отклонения данного параметра от заданного, при превышении которого вырабатывается сигнал управления коробкой передач. Изобретение исключает работу ДВС в переходных режимах. 2 с.п. ф-лы. 2 ил.
Изобретение относится к области использования двигателей внутреннего сгорания в машинах и машинных агрегатах различного назначения, в частности, предназначено для применения в транспортных средствах, снабженных коробкой передач со ступенчатым изменением передаточного числа и вариатором с бесступенчатым регулированием частоты вращения.
Известен способ повышения экономичности машины, заключающийся в изменении скорости движения транспортного средства при изменении тягового усилия [1, рис. Х.8] Недостатком данного способа является необходимость иметь коробку передач с большим количеством передач и сложную систему автоматического включения соответствующей передачи в зависимости от нагрузочного режима. Известен способ автоматического управления коробкой передач [1, рис. Х. 10] (передача Левина), обеспечивающий работу коробки передач с достаточно высоким коэффициентом полезного действия. Однако этот способ требует муфты свободного хода, что ограничивает возможности использования передачи и является недостатком. Известны устройство и способ повышения топливной экономичности транспортных средств с дизельным двигателем [2] заключающийся в том, что дополнительно с использованием всережимного регулятора частоты вращения, воздействующего на положение рейки топливного насоса, измеряется момент на валу, соединяющем маховик дизеля с насосным колесом гидротрансформатора (ГТ), вырабатывается электрический сигнал, пропорциональный моменту на коленчатом валу, который воздействует на соленоид, связанный с рейкой топливного насоса, изменяя тем самым подачу топлива. Данное техническое решение по своей сущности ближе всего к предлагаемому и принято за прототип. Существенным недостатком прототипа является необходимость управления положением топливоподающего рабочего органа при изменении нагрузки на коленчатом валу. Цель изобретения снижение удельного расхода топлива и оптимизация режима работы двигателя внутреннего сгорания на транспортном средстве, снабженном ступенчатой коробкой передач и вариантом с бесступенчатым изменением частоты вращения при переменном характере нагрузки. Поставленная цель при использовании предлагаемого способа достигается тем, что при изменении величины нагрузки на валу коробки передач, передаваемой на выходной вал вариатора (например, турбинный вал ГТ) изменяется и частота вращения входного вала вариатора (насосного вала ГТ), которая фиксируется датчиком частоты вращения, выходной сигнал датчика частоты вращения сравнивается с сигналом задания, определяемого установленным положением топливоподающего рабочего органа, разностный сигнал, усиленный до необходимой величины, поступает на вход управления вариатора (реактор ГТ), изменяя тем самым его механическую характеристику, приводя ее к обратно пропорциональной зависимости частоты вращения от момента сопротивления, стабилизируя тем самым частоту вращения входного вала вариатора (насосного вала ГТ). Поставленная цель достигается также и тем, что устройство стабилизации режима работы ДВС снабжено релейным элементом (двухпороговым компаратором с гистерезисом), связанным своими выходами посредством усилителей со входом управления коробкой передач. При этом входным сигналом для компаратора служит отклонение частоты вращения насосного вала ГТ от заданной на существенную величину, когда регулирующие возможности вариатора (ГТ) исчерпаны и изменение величины момента сопротивления не может быть скомпенсировано изменением механической характеристики вариатора при сохранении неизменной величины частоты вращения насосного вала. В этом случае отклонение частоты вращения поступает на вход релейного элемента, вызывает его срабатывание, выходной усиленный сигнал поступает на механизм управления коробкой передач, вызывая изменение передаточного числа коробки передач (путем включения соответствующей передачи), приводя тем самым в соответствие момент сопротивления и момент, развиваемый двигателем внутреннего сгорания при обеспечении минимального удельного расхода топлива. Заявляемое техническое решение отличается от прототипа тем, что оно содержит датчик частоты вращения насосного вала ГТ, устройство сравнения измеренной частоты вращения с предварительно заданной, устройство сравнения разницы заданной и измеренной частоты вращения с предварительно заданным значением, причем первый вход устройства сравнения заданной и измеренной частот вращения подключен к выходу датчика частоты вращения, второй вход устройства сравнения подключен к выходу топливоподающего рабочего органа, выход устройства сравнения частот вращения подключен к входу усилителя, нагруженного на управляемый реактор ГТ, одновременно выход устройства сравнения частот вращения подключен к первому входу релейного элемента, на второй вход которого подано предельно допустимое значение отклонения, выходы релейного элемента подключены к входам усилителей, нагруженных на входы устройства управления передаточным числом коробки передач. Принципиальной отличительной особенностью предлагаемого способа является то, что стабилизация режима работы двигателя в отличие от прототипа осуществляется не за счет управляющего воздействия на топливоподающий рабочий орган, а путем автоматического управления элементами трансмиссии. Эти отличия позволяют сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "новизна". Признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа не выявлены в других технических решениях при изучении данной и смежных областей техники, следовательно, обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию "существенные отличия". Предлагаемый способ реализуется устройством, структурная схема которого представлена на фиг. 1. На фиг. 2 показаны: 1 внешняя характеристика М=f(



























Формула изобретения
1. Способ стабилизации минимального удельного расхода топлива двигателем внутреннего сгорания путем автоматического регулирования режима его работы на основе обратной связи с элементом трансмиссии, отличающийся тем, что при заданном положении топливоподающего рабочего органа задают значение частоты вращения вала двигателя, соответствующее минимальному удельному расходу топлива, измеряют частоту вращения этого вала при изменяющемся внешнем моменте сопротивления, сравнивают измеренное значение частоты вращения с заданным, разностный сигнал усиливают и подают на вход управления бесступенчатого вариатора скорости, изменяют его механическую характеристику, приводя ее в соответствие к виду обратно пропорциональной зависимости частоты вращения выходного вала вариатора от момента сопротивления, одновременно измеренное значение частоты вращения входного вала вариатора (вала двигателя) сравнивают с величиной допустимых отклонений данного параметра от заданных, при превышении которых вырабатывают сигнал, вызывающий переключение коробки передач, и приводят величину момента сопротивления к диапазону, в котором обеспечивается бесступенчатое регулирование частоты вращения выходного вала вариатора. 2. Устройство стабилизации минимального удельного расхода топлива двигателем внутреннего сгорания, содержащее топливоподающий рабочий орган, снабженный системой автоматического регулирования с обратной связью с элементом трансмиссии, ступенчатую коробку передач и вариатор с бесступенчатым регулированием частоты вращения, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено преобразователем положения топливоподающего рабочего органа в сигнал задания частоты вращения двигателя, датчиком частоты вращения входного вала вариатора (вала двигателя), устройством сравнения частоты вращения входного вала с заданной, преобразователем, управляющим механической характеристикой вариатора, устройством сравнения разности частот вращения с допустимой, преобразователем, управляющим механизмом переключения коробки передач, причем выход устройства сравнения частоты вращения вала двигателя с заданной связан с преобразователем разности частот вращения в сигнал управления механизмом, изменяющим механическую характеристику вариатора, и с первым входом устройства сравнения разности частот вращения с максимально допустимой, выход которого связан с входом преобразователя сигнала сравнения в сигнал управления коробкой передач.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2