Катковая поперечно-подвижная опорная часть моста
Изобретение относится к области мостостроения и касается конструкции катковой поперечно-подвижной опорной части. Опорная часть содержит верхнюю и нижнюю опорные плиты и размещенный между ними каток. Отличие состоит в том, что опорная часть снабжена шевронными реечными передачами, имеющими по одной рейке и сопряженной с ней шестерней, установленной на скользящей посадке на одной из цапф катка, минимальная длина пути скольжения шестерен по которым равна половине длины заданного поперечного перемещения опорной части, а радиус катка определен по приведенной зависимости. При этом одна из опорных плит может быть выполнена из двух частей, сопряженных между собой через цилиндрический шарнир, ось которого перпендикуляра оси катка. 1 з. п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к строительной конструкции и может быть использовано в мостостроении при изготовлении опорных частей мостов и других широких линейно протяженных конструкций.
Известна опорная часть скольжения, функции которой состоят в обеспечении скольжения и поворота в вертикальной плоскости конца пролетного строения. В соответствии с этими функциями опорная часть включает в себя элементы скольжения и шарнир. В качестве шарнира может служить шар, шаровой сегмент, тангенциальные, стаканные, эластомерные и другие типы опорных частей, а в качестве элемента скольжения фторопласт, политетрафторэтилен, смазанные металлические поверхности и т.п. [1] Основным недостатком опорных частей скольжения является значительные габариты поверхности скольжения при обеспечении больших продольных перемещений пролетного строения, что приводит к повышенной металлоемкости подферменников, ригелей и опор. Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является катковая поперечно-подвижная опорная часть, включающая верхнюю и нижнюю опорные плиты и размещенный между ними каток, обеспечивающий продольное перемещение пролетного строения, и установленный на одну из плит элемент скольжения с политетрафторэтиленовой плитой, позволяющая обеспечить большие продольные перемещения конца пролетного строения при меньшей материалоемкости опор [2] Недостатком данной опорной части является ненадежность работы конструкции из-за наличия элемента скольжения с политетрафторэтиленовой плитой, подверженной старению, быстрой изнашиваемости, резкому увеличению коэффициента трения при засорении контактных поверхностей, низких температурах, больших скоростях перемещений и большом суммарном пути перемещения до величины коэффициента трения скольжения металла по металлу. Кроме того, наличие элемента скольжения усложняет конструкцию катковой поперечно-подвижной опорной части, требует применения в ней различных по своим свойствам и надежности материалов, учета этих свойств при проектировании, изготовлении и монтаже, повышая трудоемкость этих операций. Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении надежности работы опорной части за счет исключения применения в ней дополнительных элементов скольжения, снижении коэффициента трения. Технический результат достигается тем, что катковая поперечно-подвижная опорная часть включает верхнюю и нижнюю опорные плиты и размещенный между ними каток, и она снабжена шевронными реечными передачами, содержащими по одной рейке, сопряженной с шестерней, установленной на скользящей посадке на одной из цапф катка, минимальная длина пути скольжения шестерен по которым равна половине длины заданного поперечного перемещения опорной части, а радиус катка r определен выражением



где b расчетная длина контактной поверхности катка и плиты;
d диаметр катка;
а длина заданного поперечного перемещения опорной части. При поперечных перемещениях пролетного строения взаимодействие каждой шестерни только с одной рейкой не препятствует смещению катка вдоль его оси относительно плит. При этом рейки увлекают за собой шестерни, которые свободно скользят по цапфам. Длина пути этого скольжения составляет не менее половины заданного поперечного перемещения пролетного строения, как это следует из фиг. 5. Для обеспечения нормального скольжения соотношение длины втулки шестерни к диаметру цапфы принимают не менее 0,8. Указанное скольжение всегда происходит одновременно с качением катка вследствие воздействия температуры и нагружения. Как показали результаты эксперимента коэффициент трения скольжения катка вдоль его оси, за счет обнаруженного эффекта вращательно-осевого перемещения, значительно меньше при вращении, чем при его отсутствии. Использование этого эффекта позволяет отказаться от применения элементов скольжения и выполнять каток и плиты из одного материала, например, высокопрочной стали. В процессе монтажа пролетного строения или его эксплуатации опорные плиты могут оказаться непараллельными в поперечном сечении моста. Вследствие этого может возникнуть концентратор напряжений на более нагруженном участке контактной поверхности, что может привести к появлению задиров или других дефектов на ней, которые будут препятствовать продольному вращательно-осевому перемещению катка. Во избежание этого целесообразно одну из опорных плит делать по толщине составной из частей 8 и 9. Они сопряжены между собой через цилиндрический шарнир, который может быть образован обращенными друг к другу выпуклой и вогнутой поверхностями этих частей. Ось шарнира перпендикулярна оси катка. В этом случае неравномерность передачи на каток опорной нагрузки будет компенсирована взаимным поворотом частей 8 и 9 относительно друг друга. Предлагаемая катковая поперечно-подвижная опорная часть исключает применение в ней дополнительных элементов скольжения и позволяет использовать только один тип материала в ее конструкции, например, высокопрочные стали и наплавки, и за счет этого повысить надежность ее работы.
Формула изобретения

где k экспериментально определенный коэффициент вращательно-осевого перемещения катка;


G модуль сдвига материала катка, МПа;
l длина контактной поверхности катка, мм;
H горизонтальное усилие на опорную часть в направлении оси катка, Н. 2. Опорная часть по п.1, отличающаяся тем, что одна из опорных плит выполнена из двух частей, сопряженных между собой через цилиндрический шарнир, ось которого перпендикулярна к оси катка.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7