Способ получения катализатора для очистки газа от органических веществ и оксида углерода
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей, химической, теплоэнергетической и другим отраслям промышленности и может быть использовано для санитарной термокаталитической очистки низконапорных кислородсодержащих газов от вредных примесей, например, отходящих газов окислительной регенерации катализаторов и адсорбентов. Изобретение решает задачу увеличения срока службы катализатора за счет повышения механической прочности, термостабильности и каталитической активности при отсутствии загрязнения окружающей среды в процессе получения катализатора. Сущность изобретения заключается в том, что для получения катализатора очистки газа от органических веществ и оксида углерода путем покрытия непористого носителя каталитически активной суспензией, включающей каталитически активный компонент и вяжущий компонент в виде раствора адгезива, с последующей сушкой и прокалкой катализаторного покрытия в качестве вяжущего компонента используют насыщенный водный раствор алюмохромфосфатной связки при массовом соотношении каталитически активного компонента и водного вяжущего раствора связки (3:1) - (5:1) и соотношении компонентов вяжущего раствора Al2O3 : Cr2O3 : Р2O5 1 : (1 - 0,5) : (2 - 4). 4 з.п. ф-лы, 4 табл.
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей, химической, теплоэнергетической и другим отраслям промышленности и может быть использовано для санитарной термокаталитической очистки отходящих низконапорных кислородсодержащих газов от вредных примесей, например, отходящих газов процессов окислительной регенерации катализаторов и адсорбентов.
Известен способ получения катализатора с нанесением на поверхность носителя каталитически активных частиц путем вдавливания каталитически активных частиц с твердостью меньшей твердости носителя при помощи валков [1] Однако для известного способа характерны значительные отходы каталитически активных веществ в процессе их нанесения и необходимость использования дополнительно дорогостоящих инертных твердых и мягких частиц, в частности, серебра, золота, платины или их сплавов. Известен способ получения катализатора на непористом металлическом носителе бомбардировкой его потоком ионов Cu+, Cr+ и др. с энергией, достаточной для внедpения ионов в поверхность носителя и образования активных центров [2] Известный способ технически сложен при его реализации для получения промышленных партий катализаторов. Известен также способ получения катализатора с нанесением на поверхность непористого металлического носителя раствора азотнокислого алюминия и азотнокислого бериллия [3] Недостаток способа низкая механическая прочность покрытия носителя каталитически активными веществами из-за их слабой адгезии. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ получения катализатора путем покрытия непористого металлического носителя каталитически активной суспензией, включающей каталитически активный компонент (оксидный меднохромбариевый катализатор) и вяжущий компонент в виде раствора адгезива (смесь алюмината кальция и 28 40% раствора полиметилфенилсилоксановой смолы в толуоле) с последующей сушкой и прокалкой катализаторного покрытия [4] Однако обладая высокой механической прочностью при 200 400oC, катализатор, полученный по известному способу быстро теряет прочностные свойства и разрушается за счет разрыва связей в полиметилфенилсилоксановой смоле при 400 800oC, наблюдаемых в частности, при очистке залповых выбросов вредных примесей за счет перегрева катализатора в результате выделения теплоты сгорания большой массы органических веществ в выбросе: разрушенное катализаторное покрытие уносится потоком очищаемого газа с поверхности металлического носителя, что приводит к резкому снижению эффективности работы реактора, кроме того в связи со значительным диффузионным сопротивлением катализаторного покрытия, катализатор обладает невысокой каталитической активностью, а наличие в числе ингредиентов исходной суспензии толуола в количестве 10 20% в расчете на массу суспензии приводит к загрязнению окружающей среды парами толуола в процессе сушки и прокалки катализаторного покрытия, кроме того, за счет химического взаимодействия полиметилфенилсилоксановой смолы с оксидными катализаторами в ходе прокалки и на начальной стадии эксплуатации катализатора может наблюдаться выделение бензола, также загрязняющего окружающую среду. Изобретение решает задачу увеличения срока службы катализатора за счет повышения механической прочности, термостабильности и каталитической активности без загрязнения окружающей среды в процессе получения путем покрытия непористого металлического носителя каталитически активной суспензией, включающей каталитически активный компонент и вяжущий компонент в виде раствора адгезива, с последующей сушкой и прокалкой катализаторного покрытия, с использованием в качестве вяжущего компонента насыщенного водного раствора алюмохромфосфатной связки при массовом соотношении каталитически активного компонента и водного вяжущего раствора (3:1) (5:1) и соотношении компонентов вяжущего раствора Al2O3 Cr2O3 P2O5 1 (1 0,5) (2 4). Использование в качестве компонентов катализаторного покрытия нелетучих неорганических компонентов и воды исключает загрязнение окружающей среды и делает процесс получения катализатора экологически чистым. Высокое содержание каталитически активного компонента в составе катализатора, обусловленное эффективными адгезионными свойствами алюмохромфосфатной связки, повышает каталитическую активность катализаторного покрытия, кроме того, Cr2O3, входящий в состав вяжущего раствора, также является катализатором реакции окисления органических соединений до СО2 и Н2О:
Формула изобретения
1. Способ получения катализатора для очистки газа от органических веществ и оксида углерода путем покрытия непористого металлического носителя каталитически активной суспензией, включающей каталитически активный компонент и вяжущий компонент в виде раствора адгезива, с последующими сушкой и прокалкой катализаторного покрытия, отличающийся тем, что в качестве вяжущего компонента используют насыщенный водный раствор алюмохромфосфатной связки при массовом соотношении каталитически активного компонента и водного вяжущего раствора связки 3: 1 5:1 и соотношении компонента вяжущего раствора Al2O3 Cr2O3 P2O5 1:1-0,5:2-4. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве каталитически активного компонента используют шихту, включающую оксиды хрома, меди и бария, с размером частиц не менее 0,1 мм. 3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что сушку катализаторного покрытия проводят при 20 25oС и относительной влажности воздуха 80 - 90% в течение 24 ч. 4. Способ по пп. 1 3, отличающийся тем, что при сушке катализаторного покрытия на его влажную поверхность наносят тонкий слой мелкодисперсного высокоактивного алюмоплатинового катализатора с размером частиц менее 0,01 мм. 5. Способ по пп.1 4, отличающийся тем, что прокалку металлического носителя с нанесенным катализаторным покрытием выполняют в режиме нагрева до 300-400oС со скоростью 3 5 град/мин до 150oС и со скоростью нагрева 5 10 град/мин при 150 (300 400)oС с последующим выдерживанием при 300 400oС не менее 3 ч с последующим естественным охлаждением совместно с устройством прокалки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2