Устройство для бурения скважин
Использование: бурение скважин на нефть и газ. Сущность изобретения: устройство содержит секционный забойный двигатель и долото. Двигатель включает корпус, валы секций с муфтами, механизм преобразования гидравлической мощности и преобразователь частоты вращения. Одна муфта вала является самоуправляемой. Один вал преобразователя частоты вращения жестко связан с валом самоуправляемой муфты, а другой - с валом секции. Между преобразователем частоты вращения и самоуправляемой муфтой установлен механизм преобразования гидравлической мощности. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к буровой технике и предназначено для бурения нефтяных и газовых скважин.
Цель изобретения повышение эффективности процесса бурения путем увеличения диапазона частот вращения долота, в котором обеспечивается устойчивая работа секционного забойного двигателя при одновременном повышении его долговечности за счет уменьшения моментной нагрузки преобразователя частоты вращения и снижения его частоты вращения в определенном диапазоне частот вращения долота, а также упрощение условий эксплуатации за счет использования в соседних секциях механизмов преобразования гидравлической мощности потока жидкости в механическую мощность с большей разницей разгонных оборотов. Поставленная цель достигается тем, что один из валов преобразователя частоты вращения жестко связан с валом самоуправляемой муфты или храпового механизма, а другой с валом секции. На валу между преобразователем частоты вращения и самоуправляемой муфтой или храповым механизмом может быть установлен механизм преобразования гидравлической мощности потока жидкости в механическую мощность. Сущность предложенного изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено устройство для бурения скважин, в секционном забойном двигателе которого тихоходный вал преобразователя частоты вращения жестко связан с валом самоуправляемой муфты, а быстроходный с валом секции; на фиг.2 секционный забойный двигатель, в котором быстроходный вал преобразователя частоты вращения жестко связан с валом самоуправляемой муфты, а тихоходный вал с валом секции; на фиг.3 секционный забойный двигатель, изображенный на фиг.1, в котором на валу между преобразователем частоты вращения и самоуправляемой муфтой установлен механизм преобразования гидравлической мощности потока жидкости в механическую мощность; на фиг.4 секционный забойный двигатель, изображенный на фиг.2, в котором на валу между преобразователем частоты вращения и самоуправляемой муфтой установлен механизм преобразования гидравлической мощности потока жидкости в механическую мощность; на фиг.5 - моментная характеристика секционного забойного двигателя; на фиг.6 моментная характеристика преобразователя частоты вращения, установленного в секционном забойном двигателе. Забойный двигатель (фиг. 1) состоит из отдельных секций, а валы по крайней мере двух секций, одна из которых является нижней 1, а другая верхней 2, связаны самоуправляемой муфтой 3, включаемой и выключаемой автоматически при достижении определенной частоты вращения вала нижней секции 1 (например, муфта свободного хода, обгонная муфта и т.п.) или храповым механизмом. Каждая секция содержит корпус 4, вал 5 и механизм 6 преобразования гидравлической мощности потока жидкости в механическую мощность на вал 5. В верхней секции 2 установлен преобразователь частоты вращения 7 (например, редуктор и т.п.), быстроходный вал 8 которого жестко связан с валом 5 этой секции, а тихоходный вал 9 с валом самоуправляемой муфты 3 или храпового механизма. Выходной вал секционного забойного двигателя соединен с долотом 10. Преобразователь частоты вращения 7 может быть установлен и в нижней секции 1 (фиг. 2), при этом его быстроходный вал 8 жестко связан с валом самоуправляемой муфты 3, а тихоходный вал 9 с валом 5 этой секции. Между преобразователем частоты вращения 7 и самоуправляемой муфтой 3 может быть дополнительно установлен механизм 6 преобразования гидравлической мощности потока жидкости в механическую мощность (фиг.3, 4). Характеристики рабочих органов секций забойного двигателя подобраны так, чтобы частота вращения валов, соединенных самоуправляемой муфтой 3, по отношению друг к другу в режиме разгонных оборотов находилась в следующей зависимости: nIбXX>nIIXX где nIбXX частота вращения быстроходного вала нижней секции 1 в режиме разгонных оборотов; nIIXX частота вращения выходного вала верхней секции 2 в режиме разгонных оборотов. Если в секции 1 не установлен преобразователь частоты вращения 7, то nIбXX=nXX где: nxx частота вращения выходного вала нижней секции 1 в режиме разгонных оборотов. Устройство для бурения скважин работает следующим образом. При отсутствии внешней нагрузки валы всех секций забойного двигателя развивают свою разгонную частоту вращения. Самоуправляемая муфта 3 выключена, а валы секций 1 и 2 разъединены. При создании нагрузки на долото 10 уменьшается частота вращения быстроходного вала нижней секции 1. При этом результирующая моментная характеристика забойного двигателя соответствует моментной характеристике нижней секции 1 в диапазоне частот вращения, определяемом соотношением nIIXX<n

n частота вращения выходного вала нижней секции 1. В указанном диапазоне частот вращения самоуправляемая муфта 3 выключена, а валы секций 1 и 2 разъединены. Если между нижней секций 1 и долотом 10 установлена турбинная секция, вал которой жестко связан с валом нижней секции 1, например, конусно-шлицевой муфтой, то результирующая моментная характеристика забойного двигателя соответствует сумме их моментных характеристик. При дальнейшем увеличении нагрузки на долото 10, когда частота вращения быстроходного вала нижней секции 1 станет меньше частоты вращения выходного вала верхней секции 2, в режиме разгонных оборотов автоматически произойдет включение самоуправляемой муфты 3, соединяющей валы секций 1 и 2. При этом результирующая моментная характеристика забойного двигателя в диапазоне частот вращения, определяемого соотношением
0<n

будет соответствовать суммарной характеристике всех секций, а тормозной момент равняться сумме отдельных тормозных моментов секций. Указанному диапазону соответствует диапазон частоты вращения выходного вала нижней секции 1, определяемый соотношением
0 < n

nвкл.муфты < n

самоуправляемая муфта 3 выключена, а преобразователь частоты вращения 7 работает без моментной нагрузки (фиг.6). Таким образом при жесткой связи одного вала преобразователя частоты вращения 7 с валом самоуправляемой муфты 3, а другого с валом секции повышается долговечность забойного двигателя. Одновременно с этим достигается увеличение диапазона частот вращения долота, в котором обеспечивается устойчивая работа секционного забойного двигателя, а также возможность использования в соседних секциях механизмов преобразования гидравлической мощности потока жидкости в механическую мощность с большей разницей их разгонных оборотов.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Похожие патенты:
Устройство для проходки скважин // 1442625
Изобретение относится к буровым машинам , предназначено для бурения скважин различного назначения и позволяет повысить надежность стабилизации за счет обеспечения постоянного усилия распора
Забойный двигатель // 1139816
Погружной электроударник // 385023
Магнитострикционный вибратор // 139264
Устройство для проходки скважин // 2114272
Изобретение относится к оборудованию для проходки скважин на воду в рыхлых грунтах
Электроимпульсный погружной бур // 2477370
Изобретение относится к техническим средствам для бурения скважин и проходки стволов с помощью высоковольтных импульсных разрядов, развивающихся непосредственно в горной породе, и может найти применение в горной промышленности для проходки скважин и стволов в крепких горных породах глубиной сотни метров
Электродвигатель // 2596608
Изобретение относится к электротехнике, а именно к скважинному электродвигателю, к скважинному инструменту и к скважинной системе. Скважинный электродвигатель содержит корпус, в котором закреплен статор, ротор с возможностью вращения, расположенный внутри указанного статора, при этом ротор имеет фиксированный конец, закрепленный в фиксированном подшипнике во избежание перемещения в осевом направлении, и нефиксированный конец, закрепленный в нефиксированном подшипнике для возможности перемещения в осевом направлении во избежание осевых нагрузок вследствие термического расширения ротора при нагреве во время эксплуатации электродвигателя, причем указанные подшипники изготовлены, по меньшей мере, частично, из керамического материала. Технический результат состоит в устранении осевых нагрузок на ротор при термическом расширении, в снижении трения и биений ротора при эксплуатации скважинного электродвигателя. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.