Способ зажигания горючей смеси в камере сгорания и система для его осуществления
Изобретение относится к тепловым двигателям (машинам), работающим на жидких, газообразных, смесевых, твердых и др. горючих компонентах топлива, использующих в качестве источника зажигания в камерах сгорания тепловую энергию лазерного луча. Сущность изобретения: в способе зажигания горючей смеси в камере сгорания теплового двигателя формирование импульса энергетического воздействия на горючую смесь осуществляют путем регулировки по мощности и времени в соответствии с эмпирическим выражением: N = C1t2
exp(-C2
N
t/m
RT) где N - мощность энергетического воздействия, Вт; C1 - коэффициент, эмпирические значения которого должны находиться в пределах 5
109 - 1,25
1010, Вт/c; t - время, с; C2 - безразмерный коэффициент, эмпирические значения которого должны находиться в пределах 6
107 - 8
107; N0 - минимальная энергия зажигания горючей смеси, Вт; m - мгновенная масса горючей смеси, кг; R - газовая постоянная, Дж/кгК; T - температура, К.
В системе для реализации способа энергетический источник, с заданной формой импульса, выполнен в виде автономного блока с электронным формой импульса, выполнен в виде автономного блока с электронным устройством формированием импульса и связан оптически с камерой сгорания, в камере сгорания выполнено герметичное окно из оптически прозрачного материала (технического алмаза) с теплопpоводностью
20 Вт/см К и коэффициентом линейного расширения
10-4 1/K и
10-6 1/K. 2 с.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.
пиротехнический с помощью пиропатрона, горящего в течение нескольких секунд с температурой

химический, когда для зажигания используются самовоспламеняющиеся компоненты топлива;
электроискровой способ зажигания с помощью электрической свечи, воспламеняющей топливо при подаче электроэнергии от внешнего источники зажигания;
акустический и др. Пиротехнический способ зажигания применяется в основном в двигателях одноразового включения. Химический способ зажигания применяется в двигателях многоразового включения и, как правило, используемые компоненты (пусковое топливо) для воспламенения основного (рабочего) топлива токсичны и пажаровзрывоопасны, как например, фтористые или кислотные компоненты. В качестве прототипа выбраны электроискровой (электрический) способ и система зажигания, широко используемые в двигателях внутреннего сгорания [2]
Способ зажигания компонентов топлива в КС теплового двигателя, выбранный за прототип, заключается в подготовке горючей смеси по составу, задании ей термодинамических параметров, отвечающих минимуму энергетического воздействия зажигания на формировании импульса энергетического воздействия на горючую смесь для обеспечения зажигания. Подготовка и подача горючей смеси в КС или форкамеру двигателя по составу осуществляется, исходя из отношения весовых расходов компонентов топлива Кg G0/Gr, т.е. отношения расходов окислителя к горючему, что обеспечивает их полное сгорания, при этом термодинамические параметры ее должны отвечать эксплуатационным характеристикам топлива. Под термодинамическими параметрами горючей смеси понимается давление подачи на входе в двигатель, температура компонентов, расходы и др. Эти параметры обеспечиваются гидравлической настройкой системы подачи топлива, экспериментально подтверждаются и отвечают минимуму энергетического воздействия для его зажигания. Для прототипа зажигание обеспечивается подачей электрического импульса, номинальное напряжение которого 12 В (от аккумулятора или генератора), с промежуточным повышением напряжения (например в бобине зажигания), с дозированием энергетического импульса через распределитель и прерыватель зажигания, подаваемым на свечу зажигания в КС двигателя. При этом форма энергетического импульса зажигания прототипа представляет собой трапецию (фиг. 1), у которой контролируется (обеспечивается настройкой) только величина мощности энергетического воздействия и не контролируются режимы подъема и спада мощности. У прототипа форма профиля мощности импульса энергетического воздействия для "углеводородного горючего + кислород воздуха" ("УГВ + O2") может быть представлена математической формулой:
N C


где N мощность энергетического воздействия, Вт;
C > 1 безразмерный коэффициент регулирования энергии зажигания, обеспечивающий заданный режим зажигания не требующий контроля и принимаемый максимально возможным для широкого диапазона атмосферных и температурных условий;
N0 минимальная энергия зажигания горючей смеси, Вт;
t1 заданное время начала импульса, с;
t2 заданное время окончания импульса, с;
t текущее время, с. Данные параметры задаются при термодинамических расчетах двигательной установки, исходя из тяговой характеристики конкретного двигателя или силовой установки. Система зажигания горючей смеси в камере сгорания теплового двигателя, выбранная за прототип, содержащая энергетический источник импульса зажигания
аккумулятора при запуске, наземный или бортовой генератор при работе, устройство дозирования и распределения, преобразователь энергии и проводник энергетического импульса, например, прерывателя (бобины зажигания, электропровода и электрические свечи). Рассмотренный способ и система зажигания (прототип), имеют ряд существенных недостатков. Недостатки способа:
стабильность зажигания, число включений ограничены и зависят от атмосферных условий, т.е. температуры, влажности и давлении;
ограничена точность дозировки импульса зажигания при уменьшении его продолжительности из-за переменной влажности атмосферы;
невозможно регулирование мощности источника зажигания в процессе его работы;
повышенный расход энергии на зажигание при нормальных атмосферных условиях (давление, температура и влажность). Недостатки системы:
трущиеся места распределителя зажигания подвергаются интенсивному износу;
частый выход из строя катушек зажигания (сгорание обомоток), электроцепей и конденсаторов;
зависимость от внешних условий (помехи электростатические и радиоприему);
из конструктивных недостатков системы следует отметить некомпактность, многозвенность и, как следствие, ненадежность и недолговечность. Техническим результатом изобретения является устранение перечисленных выше недостатков, т. е. повышение надежности зажигания горючей смеси в КС, долговечность и улучшение эксплуатационных характеристик системы зажигания. Технический результат достигается тем, что в предлагаемом способе зажигания горючей смеси в КС теплового двигателя, заключающемся в подготовке горючей смеси по составу, задании ей термодинамических параметров, отвечающих минимуму энергетического воздействия зажигания на горючую смесь, дозировании и выдерживании временного интервала, формировании импульса энергетического воздействия на горючую смесь, в отличие от прототипа, формирование импульса энергетического воздействия на горючую смесь осуществляют путем регулировки по мощности и времени в соответствии с эмпирическим выражением:
N C1





где N мощность энергетического воздействия, Вт;
C1 эмпирический коэффициент, равный 5


t текущее время, с;
C2 безразмерный эмпирический коэффициент, равный 6


N0 минимальная энергия зажигания горючей смеси в КС, Вт;
m мгновенная масса горючей смеси в КС, кг;
R газовая постоянная смеси до ее зажигания, Дж/кг К;
T температура, К. Технический результат может быть достигнут тем, что в системе для реализации способа зажигания горючей смеси в КС теплового двигателя, содержащей энергетический источник импульса зажигания с устройством дозирования и распределения импульса энергетического воздействия, в отличии от прототипа, источник зажигания с заданной формой импульса выполнен в виде автономного блока с электронным устройством формирования импульса и связан оптически с КС, в КС выполнено герметичное окно из оптически прозрачного материала с теплопроводностью


















Для обеспечения контроля зажигания по факту воспламенения топлива или наличию давления в КС предусматривается штуцер 6. Функционирование предложенного способа и системы зажигания с использованием лазерного луча осуществляется следующим образом. Энергетический источник 1 формирует (генерирует, регулирует, дозирует и распределяет для случая многокамерного двигателя) энергетический импульс в виде лазерного излучения, которое вводится в КС 3 через волновод 2, окно с алмазом 5 и производит зажигание топлива. Наличие воспламенения топлива в КС двигателя от лазерного луча проверяется контрольным устройством 7, которое может быть использовано для организации обратной связи с источником зажигания и повторной подачи лазерного импульса. В качестве контрольного устройства 7, например, для КС ракетных двигателей могут применяться датчики пламени, находящиеся в эксплуатации в бортовой СПВП [3] которые контролируют наличие возгораний в отсеках и дают сигнал в СУ для выдачи команд на средства пожаротушения. Кроме датчиков пламени контроль процесса воспламенения и горения топлива может осуществляться косвенно по наличию давления в КС с помощью традиционных датчиков давления. Источники информации
1. Г.Б.Синярев и др. Жидкостные ракетные двигатели. Оборонгиз, 1965. 2. В.А.Вершигора и др. Автомобили "Жигули". М. Транспорт, 1992. 3. 11К25.0000 О ПЗ8, Эскизный проект, НПО "Энергия", 1989.
Формула изобретения
N=C1





где N мощность энергетического воздействия, Вт;
C1 коэффициент, эмпирические значения которого должны находиться в пределах 5


t время, с;
C2 безразмерный коэффициент, эмпирические значения которого должны находиться в пределах 6


N0 минимальная энергия зажигания горючей смеси, Вт;
m мгновенная масса горючей смеси, кг;
R газовая постоянная смеси до ее зажигания, Дж/кгК;
T температура, К. 2. Система зажигания горючей смеси в камере сгорания теплового двигателя, содержащая энергетический источник импульса зажигания с устройством дозирования и распределения импульса энергетического воздействия, отличающаяся тем, что источник зажигания с заданной формой импульса выполнен в виде автономного блока с электронным устройством формирования импульса и связан оптически с камерой сгорания, в камере сгорания выполнено герметичное окно из оптически прозрачного материала с теплопроводностью






РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5