Моющая присадка к топливу
Авторы патента:
Сущность: моющая присадка к топливу содержит 5,0 - 40,0 проц. оксиэтилированного алкилфенола, 40,0 - 70,0 проц. продукта реакции олеиновой кислоты и до 100 проц. спирта ф-лы R-OH или R-OCH2CH2OH, где R - алкил C3-C12, R - алкил C1-C4, или фенил. 4 табл.
Предполагаемое изобретение относится к нефтепереработке, в частности к моющим присадкам для топлив, применяемых в двигателях внутреннего сгорания.
Известны присадки на базе продуктов реакции карбоновых кислот и аминов различного строения. Их недостатком является сравнительно низкая моющая эффективность, выражающаяся в невысоком коэффициенте смывания, составляющем 20-35% [1] Наиболее близкой к предполагаемому изобретению является моющая присадка, представляющая собой композицию оксиэтилированного алкилфенола и амида карбоновых кислот с диэтилентриамином [2] Она производится в России под названием "Афен". Недостатком известной присадки является ее сравнительно низкая моющая эффективность. Цель предполагаемого изобретения заключается в создании более эффективной моющей присадки. Поставленная цель достигается тем, что присадка представляет собой композицию оксиэтилированного алкилфенола, продукта реакции олеиновой кислоты с диэтилентриамином и спирта формулы ROH или R'-OCH2CH2OH где R алкил C3-C10; R' алкил C1-C4 или фенил, при следующем соотношении компонентов, мас. Оксиэтилированный алкилфенол 5 40 Продукт реакции олеиновой кислоты с диэтилентриамином 40 70 Спирт до 100 Для удобства практического применения присадка может содержать углеводородный растворитель, не влияющий на ее эффективность. Оксиэтилированный алкилфенол выпускается отечественной промышленностью по ТУ 38.507-63-046-89 и используется в качестве компонента присадок к топливам и маслам, а также в качестве сырья для нефтехимических производств. Продукт реакции олеиновой кислоты и диэтилентриамина изготавливается по известной методике путем смешения и последующего нагревания эквимолярных количеств амина и олеиновой кислоты с отгонкой расчетного количества воды в виде азеотропа. Он представляет собой смесь амида и имидазолина олеиновой кислоты с преимущественным содержанием амида. Такие продукты известны в качестве компонентов моющих присадок к бензинам. Спирты указанных выше формул в качестве моющих присадок к топливам не использовалось. Неизвестно также их применение в композициях заявляемого состава. Повышенная эффективность заявляемой композиции, несомненно, обусловлена наличием в ней спиртов. Однако, это не вытекает явным образом из известного уровня техники. Исходя из этого, можно считать, что предлагаемая присадка отвечает критериям изобретения "новизна" и "изобретательский уровень". Предлагаемое изобретение иллюстрируется следующими примерами. Приготавливают композиции присадки, содержащие разные количества указанных компонентов. Их вводят в топливо в количестве 0,001 0,2 мас. В качестве топлив используют автобензины марок А-76, АИ-93 этилированный и неэтилированный. Моющие свойства бензинов с присадками оценивают, определяя количество смываемых отложений с деталей предварительно загрязненного двигателя квалификационный метод оценки моющих характеристик топлив [3] Композиции присадки и их моющая эффективность (коэффициент смывания - Ксм и коэффициент предотвращения образования отложений Кпp) в бензине АИ-93 неэтилированном при суммарной конференции присадки 0,1 мас. представлены в табл. 1. Оксиэтилированный алкилфенол мало влияет на предотвращение образования отложений (диспергирующие свойства), но обеспечивает эффективное удаление отложений с загрязненных деталей двигателя. Его оптимальные концентрации лежат в пределах 5-40 мас. в присадке. При меньшей концентрации (пример 8) присадка по значению Ксм уступает прототипу, при большей концентрации (пример 5) недостаточно высок показатель Кпр. Эффективные концентрации продукта реакции олеиновой кислоты и диэтилентриамина находятся в пределах 40-70% При меньших (пример 9) и больших (пример 8) концентрациях присадка уступает прототипу по показателю Кпр. Спирт рекомендуется использовать в концентрации 5-25 мас. При меньшей концентрации (например, 10) мало значение Кпр, а при большей (например, 9) присадка сильно уступает прототипу по значению Ксм. Достаточно высокая эффективность присадки достигается при введении ее в топливо в концентрации 0,002-0,2 мас. (табл. 2). По желанию потребителя присадка может поставляться в растворителе, обеспечивающем ее пониженную вязкость и удобство применения. При этом моющие свойства присадки (в расчете на активный компонент) не изменяются (табл. 3. ). В табл. 4 проиллюстрированы возможности применения различных спиртов в композиции присадки. Источники, принятые во внимание при составлении заявки 1. Лыков О.П. Улучшение эксплуатационных характеристик моторных топлив с помощью поверхностно-активных присадок /Химия и технол. топлив и масел, 1992, N 1, с. 16-25. 2. Игнатович С.И. Фрумин И.Б. Байлюк М.И. и др. Сравнительные испытания эффективности моющих присадок к автомобильным бензинам /В кн. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на автомобильном транспорте. М. 1990, с. 39-47. 3. Гуреев А.А. Серегин Е.П. Азев В.С. Квалификационные испытания нефтяных топлив. М. Химия, 1984, 200 с.
Формула изобретения
Продукт реакции олеиновой кислоты с диэтилентриамином 10,0-50,0
Спирты До 100
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Изобретение относится к новым топливным композициям для двигателей внутреннего сгорания и к способам использования таких топливных композиций
Многофункциональная присадка к углеводородным топливам и топливная композиция, ее содержащая // 2062289
Изобретение относится к составам присадок к углеводородным топливам для повышения их октанового числа, улучшения моющих, противокоррозионных, антиокислительных, антистатических, противоизносных свойств и топливным композициям, содержащим эту присадку
Углеводородная топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания с искровым воспламенением // 2061736
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к получению топливных композиций (ТК) для двигателей внутреннего сгорания с искровым воспламенением топливной смеси на основе углеводородных топлив содержащих в качестве октаноповышающих добавок метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), N -метиланилин и ( -гидроксиизопропил) ферроцен
Топливная композиция // 2058373
Изобретение относится к присадкам для дизельных топлив
Многофункциональная присадка к бензину // 2057789
Изобретение относится к многофункциональным присадкам к углеводородным топливам
Изобретение относится к присадкам для дизельных топлив
Композиция углеводородного топлива // 2057787
Защитная присадка к топливам // 2054029
Изобретение относится к органической химии, а именно к использованию в качестве защитной присадки к топливам N-замещенных аминопропановой кислоты общей формулы RN(R1) CH2CH(R2) C(O) X где R углеводородный радикал С8-С20; R1 -Н-СН2СН(R2) C(O)X, CH3C(O) R2 -H, CH3-; X -OH, -NHR, -NH(CH2)3NH2, -O-N+ H3R, -NHx(CH2CH2OH)2-X, -(OCH2CH2)n(OCH(CH3)CH2)mH; где n, m 0-10
Присадка к топливу // 2042709
Многофункциональная присадка к углеводородным топливам и топливная композиция, ее содержащая // 2062289
Изобретение относится к составам присадок к углеводородным топливам для повышения их октанового числа, улучшения моющих, противокоррозионных, антиокислительных, антистатических, противоизносных свойств и топливным композициям, содержащим эту присадку
Нагароочищающая композиция // 2062288
Углеводородная топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания с искровым воспламенением // 2061736
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к получению топливных композиций (ТК) для двигателей внутреннего сгорания с искровым воспламенением топливной смеси на основе углеводородных топлив содержащих в качестве октаноповышающих добавок метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), N -метиланилин и ( -гидроксиизопропил) ферроцен
Топливная композиция // 2058373
Изобретение относится к присадкам для дизельных топлив
Многофункциональная присадка к бензину // 2057789
Изобретение относится к многофункциональным присадкам к углеводородным топливам
Изобретение относится к присадкам для дизельных топлив
Композиция углеводородного топлива // 2057787
Дистиллятное топливо // 2049807
Изобретение относится к дистиллатному топливу на основе нефтяных фракций
Моторное топливо // 2047651
Изобретение относится к получению моторных топлив и может быть использовано для получения высокооктанового бензина из отходов производства
Нефтяная композиция // 2100410
Изобретение относится к нефтяным композициям, содержащим депрессорную присадку, снижающую температуру застывания нефти