Система контроля и сигнализации для водителей боевых машин
Авторы патента:
Использование: в области общей и военной техники, преимущественно бронетанковой, а конкретно в системах контроля технического состояния машин. Сущность изобретения: в известную систему контроля и сигнализации для водителей боевых машин введены электрические контрольные приборы, регулируемые компараторы, логические устройства И и ИЛИ, светодиоды и прибор наблюдения механика-водителя. 2 ил.
Изобретение относится к области общей и военной техники, преимущественно бронетанковой, и может быть использовано для контроля и оценки технического состояния машин при их использовании.
Обобщение опыта учений войск с совершением маршей на большое расстояние показывает, что значительная доля отказов и повреждений танков и их конструктивных систем обусловливается отсутствием должного контроля за их состоянием в процессе движения. Контроль параметров технического состояния систем, обеспечивающих функцию движения танка, обычно осуществляется с места механика-водителя при помощи контрольно-измерительных приборов и сигнальных устройств, расположенных в отделении управления. Для "снятия" со щита механика-водителя информации только о состоянии систем охлаждения и смазки двигателя, наиболее чувствительных к изменению нагрузочного режима работы двигателя, требуется примерно 2 с. Если, например, танк движется со скоростью 50 км/ч, то путь бесконтрольного его движения при этом может составить 28-30 м. Этот путь соизмерим с величиной требуемой дистанции между танками в колонне. Поэтому возникает, с большой вероятностью, опасность столкновений танков в колонне, съездов их в кюветы, ударов о придорожные сооружения и т.п. Зная о последствиях временной утраты управления танком при движении на большой скорости, многие недостаточно опытные механики-водители не отвлекаются на "съем" информации о состоянии двигателя и трансмиссии танка. В результате этого примерно 70% всех аварий двигателя и бортовых коробок передач возникает из-за отсутствия необходимого контроля за их состоянием в процессе движения танков. Поэтому конструктивное обеспечение автоматизации контроля и оценки технического состояния конструктивных систем танков в движении, направленное на повышение их безаварийности и долговечности, является важной и актуальной военно-технической задачей. Известны системы контрольно-измерительных приборов танков (см. Белоновский А. С. и др. Электрооборудование бронетанковой техники. -М. Воениздат, 1976. C. 158-171, 186), содержащие электрические термометры масла и воды (типа ТУЭ-48), тахометры (типа ТЭ-З), масляные манометры ( типа ТЭМ-15, ЭДМУ-6-Н). Известна также система контрольно-измерительных приборов и сигнальных устройств танка Т-72 (см. Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга вторая. Часть вторая. -М. Воениздат, 1989. С. 341-355), содержащая электрические термометры масла и воды, манометр системы смазки двигателя, манометр системы гидроуправления и смазки трансмиссии, тахометр и сигнальную лампу предельной температуры воды, снабженные датчиками и указателями. Эта система взята за прототип для создания системы контроля и сигнализации для водителей боевых машин. Задачей данного изобретения является повышение безаварийности и долговечности двигателя и трансмиссии танка при длительном их использовании под нагрузкой. Решение поставленной задачи достигается тем, что в процессе движения танка на больших скоростях в поле зрения механика-водителя подается прерывистый световой сигнал, например, красного цвета, сигнализирующий о достижении предельно допустимых значений показателей теплового и нагрузочного режимов работы двигателя и трансмиссии танка. По этому сигналу механик-водитель снижает скорость движения танка или останавливается, выясняет причину появления сигнала, анализируя показания контрольно-измерительных приборов, и принимает меры к предупреждению возможной аварии или поломки двигателя и трансмиссии. Для практической реализации предлагаемого устройства в известную систему контрольно-измерительных приборов и сигнальных устройств дополнительно введены четыре регулируемых компаратора, входы которых связаны с выходами датчиков электрических соответственно термометра и манометра системы смазки двигателя, манометра системы гидроуправления и смазки трансмиссии и с выходом трехфазного выпрямителя, вход которого подключен к выходу датчика тахометра, два логических элемента И, первые входы которых связаны соответственно с вторым и третьим регулируемыми компараторами, а вторые входы подсоединены к выходу четвертого регулируемого компаратора, логическое устройство ИЛИ, четыре входа которого соединены с выходами соответственно первого регулируемого компаратора, первого и второго логических элементов И и датчика предельной температуры воды, мультивибратор, вход которого связан с выходом логического устройства ИЛИ, четыре фотодиода, три из которых подключены к выходам соответственно первого, второго и третьего регулируемых компараторов, а четвертый фотодиод подключен к выходу мультивибратора. Схема предлагаемого устройства представлена на фиг.1, где 1 датчик термометра масла двигателя, 2 датчик манометра системы смазки двигателя, 3 - датчик манометра системы гидроуправления и смазки трансмиссии, 4 датчик тахометра, 5 датчик предельной температуры воды, 6 трехфазный выпрямитель, 7, 8, 9, 10 регулируемые компараторы, 11, 12, 13 фотодиоды (светодиоды стационарного контроля), 14, 15 логические элементы И, 16 логическое устройство ИЛИ, 17 мультивибратор, 18 фотодиод ( светодиод сигнализации). Пример реализации предлагаемого устройства приведен на фиг.2 ( с сохранением связей и нумерации признаков фиг.1). В отличие от фиг.1, где фотодиод 18 установлен в триплексе механика-водителя, дополнительно в качестве примера показана сигнальная лампа 19, которая может устанавливаться в колпаке на люке механика-водителя при движении "по-походному" или же в поле зрения других членов экипажа танка. В исходное положение система приводится включением выключателя батарей. При этом напряжение от источника питания (+26 В) подается на датчики 1, 2, 3, 4 и 5. Указатель термометра, связанный с датчиком 1, показывает температуру масла в системе смазки двигателя. Стрелки указателей манометров и тахометра, связанных соответственно о датчиками 2, 3 и 4, устанавливаются на 0. Лампа предельной температуры воды, связанная с датчиком 5, не светится. Система начинает работать, когда двигатель набирает эксплуатационные обороты. При этом электрический сигнал, поступающий с выхода датчика 4, подается на трехфазный выпрямитель 6, который строит линейную зависимость выходного напряжения от оборотов двигателя. С выхода выпрямителя 6 напряжение подается на вход регулируемого компаратора 10. При достижении величины входного напряжения, соответствующего нижнему значению величины эксплуатационных оборотов двигателя, например 1200 об/мин, компаратор 10 вырабатывает электрический (единичный) сигнал, который поступает одновременно на вторые входы логических элементов И1 14 и И2 15. По результатам логического умножения этих сигналов с сигналами, поступившими с выходов компараторов 8 и 9 на первые входы логических элементов 14 и 15, в каждом из них формируется выходной сигнал вида 0 или 1, подаваемый соответственно на второй и третий входы логического устройства ИЛИ 16. При нормальной работе двигателя и трансмиссии, когда температура охлаждающей жидкости не превышает предельно допустимой, а показания указателя термометра, связанного с датчиком 1, не больше и показания манометров, связанных с датчиками 2 и 3, не меньше предельно допустимых значений, компараторы 7, 8, 9 закрыты, электрический сигнал на фотодиоды 11,12,13 не подается, логические элементы И1 14 и И2 15 закрыты ( вырабатывают 0-сигнал по формулам 0




Формула изобретения
Система контроля и сигнализации для водителей боевых машин, содержащая электрический термометр масла двигателя, манометр системы смазки двигателя, манометр системы гидроуправления и смазки трансмиссии и тахометр, снабженные датчиками и указателями, и сигнальную лампу предельной температуры воды, связанную с датчиком предельной температуры воды, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены последовательно соединенные первый регулируемый компаратор, логическое устройство ИЛИ, мультивибратор и четвертый фотодиод, последовательно соединенные второй регулируемый компаратор и первый логический элемент И, выход которого подключен к второму входу логического устройства ИЛИ, последовательно соединенные третий регулируемый компаратор и второй логический элемент И, выход которого подключен к третьему входу логического устройства ИЛИ, четвертый вход которого соединен с датчиком предельной температуры воды, последовательно соединенные трехфазный выпрямитель и четвертый компаратор, выходы которого подключен к вторым входам первого и второго логических элементов И, первый, второй и третий фотодиоды, подключенные соответственно к выходам первого, второго и третьего регулируемых компараторов, входы которых соединены с выходами датчиков соответственно термометра масла двигателя, манометра системы смазки двигателя и манометра системы гидроуправления и смазки трансмиссии, вход трехфазного выпрямителя связан с выходом датчика тахометра, а также четвертый фотодиод, подключенный к выходу мультивибратора.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Бортовая микроэвм для транспортного средства // 2059477
Изобретение относится к электронной вычислительной (микропроцессорной) технике и может быть использовано для размещения микропроцессоров и других управляющих электронных устройства на транспортных средствах локомотивах, самолетах, автомобилях, для которых характерны высокие уровни вибрационных и ударных нагрузок
Изобретение относится к рабочему месту тракторов, в частности, садовых тракторов, такого типа, который включает узел управления и контроля и сидение водителя, расположенные один напротив другого вдоль продольного трансмиссионного вала трактора, в котором сидение водителя находится по существу между крыльями задних колес трактора
Пульт управления транспортным средством // 1826952
Изобретение относится к автомобилестроению , а именно к панелям приборов автомобилей
Панель приборов транспортного средства // 1595732
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к оборудованию салонов транспортных средств
Узел крепления // 1576403
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к узлам крепления панелей приборов автомобилей
Панель приборов мотоцикла // 1558721
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к панелям приборов мотоцикла
Изобретение относится к автомо билестроенкй
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рабочему месту водителя, в частности, линейных автобусов
Изобретение относится к автомобильному оборудованию и обеспечивает контроль состояния агрегатов и блоков, адекватное воздействие на них и предотвращение угона
Изобретение относится к автомобильному оборудованию и обеспечивает контроль состояния агрегатов и блоков, адекватное воздействие на них и предотвращение угона
Панель приборов транспортного средства // 2217328
Способ и система управления // 2218588
Изобретение относится к средствам управления стационарными или подвижными объектами
Панель управления климатической установкой // 2220057
Изобретение относится к климатическим установкам транспортных средств и касается их панели управления
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к панели приборов автомобиля
Изобретение относится к автомобильному приборному щитку, к узлу поперечины приборного щитка
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, более конкретно к системам управления отопительно-вентиляционными установками для транспортных средств
Устройство и способ использования вспомогательных средств управления транспортным средством // 2295460
Изобретение относится к устройству и способу использования вспомогательных средств управления транспортным средством