Многоступенчатая коробка передач транспортного средства
Сущность: эпициклическая шестерня планетарного демультипликатора жестко крепится к картеру основного редуктора на ее ступице, с возможностью свободного вращения установлены водило и солнечная шестерня. Фрикционно-зубчатый механизм переключения передач представлен двумя синхронизаторами, каретки которых расположены с возможностью взаимного свободного вращения и кинематически связаны при поступательном движении. 1 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и, в частности, может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств для преобразования крутящего момента зубчатыми передачами с различными передаточными числами.
Известна многоступенчатая коробка передач транспортного средства, содержащая основной редуктор и демультипликатор заднего расположения, выходной вал которого размещен соосно выходному валу названного редуктора и изготовлен с внешним зубчатым венцом, кроме того, демультипликатор оснащен фрикционно-зубчатым механизмом включения прямой и понижающей передач, выполненным в виде синхронизатора двухстороннего действия (см. Созинов Г.И. Двигатель ЯМЗ-238Н: Инструкция по эксплуатации -2-3 издание Ярославль: Ярославский моторный завод, 1978, с.139). Данная коробка передач имеет низкий коэффициент полезного действия в связи с наличием деталей вращающихся вхолостую (как минимум четыре пары зубчатых колес) и многочисленных узлов трения, которые вместе взятые существенно увеличивают потери мощности внутри рассматриваемого агрегата на преодоление моментов инерции вращающихся масс и сил трения. Известна многоступенчатая коробка передач транспортного средства, содержащая основной редуктор и демультипликатор заднего расположения, представляющий собой однорядный планетарный механизм. Выходной вал демультипликатора размещен соосно выходному валу названного редуктора и изготовлен с внешним зубчатым венцом, кроме того, демультипликатор оснащен фрикционно-зубчатым механизмом включения прямой и понижающей передач, выполненным в виде синхронизатора двухстороннего действия (см. Осепчугов В.В. Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета: Учебник для студентов вузов по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство" М: Машиностроение, 1989, с.65, рис.42). В конструкции этой коробки передач частично устранены недостатки, присущие рассмотренному выше агрегату. Так, например, на основном режиме ее работы (в демультипликаторе включена прямая передача) отсутствует потери мощности на совершение работы силами трения скольжения в полюсах зацепления зубчатых колес планетарного механизма (планетарный механизм сблокирован кареткой синхронизатора). Однако блокировка планетарного механизма влечет за собой увеличение инерционных масс и потери мощности на преодоление моментов инерции его деталей (солнца, водила, эпицикла и сателлитов), вращающихся как одно целое, становятся ощутимыми, что приводит к снижению КПД коробки передач в целом. Вместе с этим данная многоступенчатая коробка передач по количеству существенных и косвенных признаков имеет наибольшее сходство с предлагаемой конструкцией. Целью настоящего изобретения является повышение КПД многоступенчатой коробки передач путем уменьшения ее инерционной мощности. Для достижения этой цели эпициклическая шестерня демультипликатора жестко крепится к корпусу основного редуктора и на ее ступице с возможностью свободного вращения установлены водило и солнечная шестерня однорядного планетарного механизма (демультипликатора), фрикционно-зубчатый механизм переключения передач в демультипликаторе снабжен дополнительно синхронизатором одностороннего действия, причем каретка синхронизатора двухстороннего действия установлена на шлицах выходного вала основного редуктора, а каретка синхронизатора одностороннего действия во внутреннем зубчатом венце водила, при этом обе каретки расположены с возможностью взаимного свободного вращения и кинематически связаны при поступательном движении, кроме того, солнечная шестерня и выходной вал демультипликатора снабжены дополнительными зубчатыми венцами. На чертеже представлена схема предлагаемой многоступенчатой коробки передач. К корпусу основного редуктора 1 жестко крепится эпициклическая шестерня 2 демультипликатора, представляющего собой однорядный планетарный механизм, состоящий из солнечной шестерни 3, водила 4, сателлитов 5 и эпициклической шестерни 2. Солнечная шестерня 3 и водило 4 установлены на ступице шестерни 2 с возможностью свободного вращения. Выходной вал 6 демультипликатора размещен соосно выходному валу 7 основного редуктора 1 и изготовлен с внешним зубчатым венцом 8. Каретка 9 синхронизатора двухстороннего действия установлена на шлицах вала 7, а каретка 10 во внутреннем зубчатом венце 11 водила 4 и кроме внешнего зубчатого венца 12, она имеет внутренний зубчатый венец 13. Каретки 9 и 10 расположены с возможностью взаимного свободного вращения и кинематически связаны при поступательном движении. Cолнечная шестерня 3 и выходной вал 6 демультипликатора снабжены дополнительными зубчатыми венцами 14 и 15 соответственно. Работа многоступенчатой коробки передач. На чертеже показано исходное положение деталей, соответствующее нейтральной передаче в демультипликаторе. При включении в основном редукторе 1 любой передачи (кроме нейтральной) вращение через принадлежащие ей зубчатые колеса подводится к валу 7 и через шлицевое соединение передается каретке 9 синхронизатора двухстороннего действия. Поскольку внешние зубчатые венцы каретки 9 не находятся в зацеплении с зубчатыми венцами 14 и 15, то остальные детали демультипликатора остаются неподвижными. Перемещением синхронизаторов в демультипликаторе влево осуществляется включение понижающей передачи. В этом случае выравниваются угловые скорости вала 6 и водила 4, синхронизатором одностороннего действия, а вала 7 и солнечной шестерни 3 синхронизатором двухстороннего действия. Далее жестко блокируются соответственно вал 6 и водило 4 кареткой 10, а вал 7 и солнечная шестерня 3 -- кареткой 9. При включении в основном редукторе любой передачи вращение от его вала 7 подводится каретка 9, от нее через зубчатый венец 14 и солнечную шестерню 3 передается сателлитам 5. Сателлиты 5, обкатываясь по зубьям жестко прикрепленной к корпусу основного редуктора 1 эпициклической шестерни 2, увлекают за собой водило 4, принуждая его вращаться в ту же сторону, что и вал 7. 0Далее вращение от водила 4 на вал 6 передается через зубчатые венцы 11, 12, 13 и 8. Размещение кареток 9 и 10 с возможностью взаимного свободного вращения позволяет им, а также солнечной шестерне 3 и водилу 4 и, следовательно, валам 7 и 6, с которыми они жестко соединены упомянутыми каретками, вращаться с разными угловыми скоростями. Частота вращения вала 6 по сравнению с частотой вращения вала 7 уменьшается в соответствии с конструктивно заданным внутренним передаточным числом планетарного механизма. Рассматривая различные режимы использования предлагаемой многоступенчатой коробки передач, на наш взгляд, целесообразно обратить внимание на ее работу в основном режиме, то есть при включенной прямой передаче в демультипликаторе. По данным заслуженного деятеля науки и техники БССР доктора технических наук профессора А.И.Гришкевича продолжительность работы в таком режиме прототипа составляет около 96% от общего объема его использования (см. Проектирование трансмиссий автомобилей: справочник / под общ. ред. А.И. Гришкевича М: Машиностроение, 1984, с. 55, табл.2.9). Поскольку функциональное назначение и условия работы предлагаемой коробки передач и прототипа остаются неизменными, представляется возможным утверждать, что для ее применения в основном режиме будет такой же, как указывалось выше. Для сравнения значения инерционной мощности прототипа и предлагаемой коробки передач в рассматриваемом режиме их работы с учетом непостоянного характера движения машины воспользуемся следующим математическим выражением:

Формула изобретения
Многоступенчатая коробка передач транспортного средства, содержащая основной редуктор и демультипликатор на выходе, выходной вал которого размещен соосно выходному валу названного редуктора и выполнен с внешним зубчатым венцом, при этом демультипликатор оснащен фрикционно-зубчатым механизмом включения прямой и понижающей передач, выполненным в виде синхронизатора двустороннего действия, отличающаяся тем, что эпициклическая шестерня демультипликатора жестко прикреплена к корпусу основного редуктора и на ее ступице с возможностью свободного вращения установлены солнечная шестерня и водило однорядного планетарного механизма, фрикционно-зубчатый механизм переключения передач в демультипликаторе дополнительно снабжен синхронизатором одностороннего действия, его каретка посредством внешнего зубчатого венца соединена с внутренним зубчатым венцом водила, а каретка синхронизатора двустороннего действия установлена на шлицах выходного вала основного редуктора, при этом обе каретки расположены с возможностью свободного вращения и кинематически связаны при поступательном движении, причем солнечная шестерня и выходной вал демультипликатора снабжены дополнительными зубчатыми венцами.РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Трансмиссия транспортного средства // 2062711
Трансмиссия транспортного средства // 2062709
Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин
Автоматическая коробка передач фмв // 2061600
Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности, к трансмиссиям транспортных средств
Механическая бесступенчатая трансмиссия // 2060172
Коробка передач // 2058904
Изобретение относится к коробке передач и, в частности, к предназначенной для транспортных средств автоматической коробке передач с постоянным зацеплением шестерен на всех передачах
Коробка передач // 2058234
Механическая коробка передач для изменения передаточного отношения без разрыва потока мощности // 2056303
Изобретение относится к тракторам и транспортным средствам
Коробка передач // 2053138
Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин
Коробка передач // 2053137
Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин
Коробка передач // 2053136
Составная трансмиссия коробки передач // 2104171
Трансмиссия транспортного средства // 2106265
Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств
Двухпоточная коробка передач // 2108925
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения
Сложная трансмиссия (варианты) // 2110415
Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств
Трансмиссия транспортного средства // 2111132
Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств
Коробка передач // 2132785
Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора
Планетарная коробка передач // 2132985
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах