Способ измерения монтажного расстояния конических зубчатых колес
Изобретение относится и области измерительной техники. Способ измерения монтажного расстояния конических зубчатых колес включает базирование на измеряемое колесо калибра с двумя опорными поверхностями Одна из опорных поверхностей (сферическая или цилиндрическая) устанавливается на передний конус колеса. Вторую опорную поверхность калибра устанавливают либо на опорный торец колеса, либо на базовое отверстие. Измеряют соответственно расстояние С1 от базового отверстия или C2 от опорного торца колеса до наружной сферической или цилиндрической опорной поверхности калибра. Монтажное расстояние См определяют из соответствующей схемы измерения по математическим зависимостям с учетом измеренных расстояний С1 или С2, параметров калибра и конического колеса. 5 ил.
Изобретение относится к области измерительной техники, а точнее к способам измерения монтажного расстояния конических зубчатых колес.
Монтажное расстояние определяет величину бокового и радиального зазоров конической передачи и положение пятна-контакта. От точности выполнения монтажного расстояния зависит трудоемкость зубонарезания вследствие необходимости подгонки пятна контакта конических пар и трудоемкость их сборки. Известен способ контроля отклонения от номинального расстояния от опорного торца до плоскости внешней окружности вершин зубьев конических зубчатых колес, реализованный в устройстве, описанном в авт.св. N 1147920, кл. G 01 В 5/20, 1985 г. Известный способ включает предварительную настройку используемого устройства по образцовому зубчатому колесу. Для этого призмы устройства устанавливают на внешнюю окружность вершин зубьев образцового колеса и устанавливают на ноль индикатор устройства при контакте его измерительного наконечника с поверхностью опорного торца колеса. Затем призмы устройства устанавливают на внешнюю окружность вершин зубьев контролируемого зубчатого колеса. При этом опорный торец колеса контактирует с торцом оправки. По школе индикатора, наконечник которого контактирует с торцом оправки, определяют отклонение от номинального расстояния от опорного торца до плоскости внешней окружности вершин зубьев (монтажное расстояние конических зубчатых колес). При базировании призм на передний конус и вершину конического колеса в схему измерения вносятся значительные погрешности. Вследствие возможного несовпадения угла переднего конуса с углом между опорными поверхностями призм контакт призм с колесом не линейный по конусу, а точечный по вершине. Это приводит к возможности качания призм при измерении и нестабильности положения устройства и следовательно, к погрешности измерения. Кроме того, значительная погрешность измерения вносится вследствие нестабильности положения вершины конуса за счет погрешности изготовления углов переднего и заднего конусов, в особенности заднего, на который дается широкий допуск по чертежу, а также за счет погрешности радиуса или фаски при вершине колеса. Необходимость образцового колеса (эталона) также снижает точность измерения и, кроме того, увеличивает трудоемкость и металлоемкость способа. Известен также способ измерения монтажного расстояния конических зубчатых колес (см. а.с. N 1180673, кл. G 0135/20, 1984), заключающийся в том, что на поверхности конуса вершин устанавливают измерительный ролик и измеряют расстояние между ним и опорным торцом колеса. При этом измерительный ролик устанавливают так, что точка контакта лежит в плоскости, проходящей через середину пятна контакта, и в плоскости пересечения переднего и заднего конусов колеса определяют отклонение расстояния между роликом и опорным торцом колеса с помощью индикатора, измерительный наконечник которого устанавливают на внешний диаметр вершин. Недостатком известного способа является базирование измерительного наконечника индикатора на вершину конусов и необходимость измерения с высокой степенью точности (до



на фиг. 3 схема измерения монтажного расстояния конических зубчатых колес с базированием второй опорной поверхности калибра на базовое отверстие колеса;
на фиг. 4 расчетная схема измерения при базировании калибра на базовое отверстие;
на фиг. 5 сечение Б-Б на фиг. 3. Способ измерения монтажного расстояния конических зубчатых колес включает базирование на измеряемое колесо 1 калибра с двумя опорными поверхностями. Одна из опорных поверхностей калибра-сферическая или цилиндрическая, образована соответственно поверхностью шарика 2 (или ролика). Сферическую или цилиндрическую опорную поверхность калибра устанавливают на передний конус колеса 1. Вторую опорную поверхность калибра устанавливают либо на опорный торец колеса 1, либо на базовое отверстие колеса 1. Вторая опорная поверхность калибра выполняется в виде жестко связанной с шариком 2 (или роликом) планки 3 с цилиндрической сегментной рабочей поверхностью, радиус R которой меньше радиуса базового отверстия колеса 1. При базировании второй опорной поверхности калибра на опорный торец колеса 1 вторая опорная поверхность может быть выполнена в виде плоской планки. После установки калибра на измеряемое колесо 1 с базированием планки 3 на опорный торец колеса измеряют с помощью микрометра 4 расстояние С1 от базового отверстия до наружной сферической или цилиндрической опорной поверхности калибра. Монтажное расстояние Cм при этом определяют из зависимости

где А размер от центра сферической или цилиндрической поверхности калибра до его второй опорной поверхности (измеряется при аттестации калибра, например, на инструментальном микроскопе);
r радиус сферической или цилиндрической опорной поверхности калибра;
a- угол переднего конуса колеса;
C1 расстояние, измеренное от верхней образующей базового отверстия до наружной сферической или цилиндрической опорной поверхности калибра;
В




При установке калибра планкой 3 на базовое отверстие измеряют с помощью микрометра 4 и плоскопараллельной магнитной пластины 5 расстояние C2 от опорного торца до наружной сферической или цилиндрической опорной поверхности калибра. Монтажное расстояние Cм определяют при этом из зависимости

где А размер от центра сферической или цилиндрической поверхности калибра до его второй опорной поверхности;
r- радиус сферической или цилиндрической опорной поверхности калибра;
a-угол переднего конуса колеса;
В


C2 измеренное расстояние от опорного торца колеса до наружной сферической или цилиндрической опорной поверхности калибра;
в толщина плоскопараллельной пластины. Эта зависимость получена из расчетной схемы измерения (см. фиг.4):
из



из



Предложенный способ измерения монтажного расстояния конических колес по сравнению с известными позволяет повысить точность измерения.
Формула изобретения

или

где А размер от центра сферической или цилиндрической поверхности калибра до его второй опорной поверхности;
R радиус сферической или цилиндрической опорной поверхности калибра;
a угол переднего конуса колеса;
С1 расстояние, измеренное от верхней образующей базового отверстия или опорного торца колеса до наружной сферической или цилиндрической опорной поверхности калибра;
Dас диаметр конуса вершины колеса, заданный по чертежу;
d диаметр базового отверстия колеса.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5