Способ снижения остаточных напряжений в арматуре железобетонных конструкций
Изобретение относится к способам снижения остаточных напряжений в рабочей арматуре железобетонных конструкций, а именно, к области технологии исправления дефектов зданий и сооружений, поврежденных огневым воздействием аварии и пожара. Предлагаемый способ позволяет устранить термическое самонапряжение стальной арматуры железобетонных конструкций, снизить экономические затраты на восстановление эксплуатационных характеристик поврежденных конструкций, повысить несущую способность и безопасность состояния сжатых железобетонных элементов, поврежденных огнем. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к технологии исправления дефектов и повреждений строительных конструкций железобетонного сооружения, сжатые элементы которого типа колонн, стоек, сжатых поясов и раскосов ферм были подвержены интенсивному огневому воздействию вследствие пожара или аварии, сопровождающимися неконтролируемым горением.
В нагруженных сжатых железобетонных элементах конструкций после воздействия на них высокой температуры (свыше 400oС) и последующего остывания в рабочей арматуре образуются, как правило, значительные (50 150 МПа) продольно-осевые остаточные напряжения растяжения. При этом бетон ядра сечения нагруженного элемента получает дополнительно напряжение сжатия [1] Имеются примеры выраженного отрицательного действия остаточных термических напряжений на работу сжатых элементов железобетонных сооружений после пожара. Сжимающие остаточные напряжения понижают местную устойчивость тонкостенных элементов стропильных ферм. При суммировании рабочих и остаточных напряжений потеря устойчивости остывающих сжатых элементов возникает при нагрузке меньше расчетных, а в некоторых случаях даже от остаточных термических напряжений. Известны способы уменьшения остаточных напряжений в строительных конструкциях путем холодной проковки, стабилизирующего отпуска и термической правки металла [2] Однако холодная проковка рабочей арматуры сжатых железобетонных элементов (колонн, ферм покрытия и т.п.) трудно осуществима в поврежденных конструкциях эксплуатируемого или восстанавливаемого сооружения. Известен способ снижения остаточных напряжений в металлических элементах путем стабилизирующего отпуска закаленной стали [2] Применение стабилизирующего отпуска сталей для снижения остаточных напряжений в них целесообразно, когда предъявляются повышенные требования к прочности металлической конструкции и точности ее размеров при последующей эксплуатации. Однако отпуск сталей требует дополнительного оборудования (печей отжига) и не рекомендуется вследствие удорожания стоимости производства или восстановления поврежденных конструкций. Термический отпуск сталей рабочей арматуры элементов железобетонных сооружений данным способом технически затруднен. Известен способ (прототип) термической правки сварных металлических конструкций. В этом случае местными нагревами зон конструкций создают пластические деформации их укорачивания. При этом углеродистые стали нагревают газовым пламенем до 600 800oС. Нагрев ведут пятнами или полосами [2] Однако рассмотренный способ термической правки, частично снижая остаточные напряжения в сварочных швах металлических конструкций, не позволяет снизить продольно-осевые напряжения в рабочей арматуре железобетонных элементов. Это обусловлено тем, что при термической правке местный нагрев отдельных зон плоских элементов стальных конструкций вызывает усадку металла в зоне нагрева и создает напряжение сжатия в соседних зонах. При остывании остаточные напряжения снижаются вдоль сварочного шва, т.е. поперек элемента металлической конструкции, а не вдоль его. Цель изобретения устранение отрицательного термического самонапряжения стальной арматуры на безаварийную работу конструкций железобетонного сооружения, снижение материальных затрат на восстановление эксплуатационных характеристик поврежденных конструкций, а также повышение несущей способности и безопасности состояния сжатых железобетонных элементов, поврежденных огнем. Поставленная цель достигается тем, что в способе снижения остаточных напряжений в арматуре железобетонной конструкции, включающем разгружение восстанавливаемой конструкции полностью или частично, определение в ней зоны термического поражения, освобождение рабочих арматурных стержней от деструктивного бетона, дополнительный нагрев и последующее охлаждение стали - сначала определяют оптимальный размер зоны нагрева, определяют места отжига арматурных стержней, затем зону нагрева арматурного стержня подвергают кратковременному (10 20 мин) воздействию газового пламени (температура отжига металла 650 100oС), выравнивания (15 20 мин) на этом участке стержня температуру по его поперечному сечению, затем охлаждают его на воздухе. При необходимости оценки качества снятия продольно-осевых остаточных напряжений перед нагревом зоны отжига на холодном (не нагревающемся) участке арматурного стержня, устанавливают приборы для измерения деформаций при нагреве стержня и его последующем охлаждении. Путем сопоставления замеренных деформаций оценивают степень изменения остаточных напряжений в арматуре. Принципиальное отличие предлагаемой операции местного отжига стержней рабочей арматуры от термической правки стальных конструкций заключается в том, что снятие напряжений при местном нагреве металлических конструкций изменяет напряжение на небольших участках сварочного шва, в предлагаемом способе на всем участке самонапряжения арматурного стержня. Кроме того, в известном способе термической правки стальной конструкции точки полосы нагрева перемещаются по длине конструкции, в предлагаемом способе зона нагрева концентрирована на одном месте и не перемещается по напряженному арматурному стержню. Существенное отличие состоит в том, что в предлагаемом способе допустимая длина зоны местного концентрированного нагрева арматурного стержня определяется расчетом по формуле: l2=l1








Jo


где

Rsn нормативное сопротивление арматуры растяжению, МПа,
Jo

tиз 760 300

Формула изобретения
l2=l1





где l1 длина участка арматуры в зоне термического поражения железобетонного элемента, мм;

Es модуль упругости арматуры, МПа;

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3