Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя
Использование: в газотурбостроении, для повышения надежности жаровой трубы за счет улучшения эффективности охлаждения и исключения термических напряжений. Сущность изобретения: жаровая труба камеры сгорания ГТД с газовой полостью имеет выполненные из отдельных сегментов двухслойные стенки с охлаждаемыми полостями на наружной поверхности слоя, обращенного к газу. Новизна изобретения заключается в том, что охлаждающие полости выполнены в виде циклонов, соединенных между собой тангенциальными каналами, внутренняя поверхность циклонов выполнена сужающейся в направлении к охлаждаемому слою, слои сегментов соединены между собой телескопически, а между циклонными полостями выполнены ребра. 4 ил.
Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД), а более конкретно к системам охлаждения "горячих" узлов ГТД, в том числе жаровых труб камер сгорания.
Известна жаровая труба камеры сгорания двигателя Д-30 с пленочнозаградительной системой охлаждения [1] конструкция которой отличается простотой и малым весом. Недостатком же такой конструкции является черезвычайно низкое использование хладоресурса охлаждающего воздуха, не более 5% Наиболее близкой к заявляемой является жаровая труба камеры сгорания ГТД с газовой полостью, имеющая выполненные из отдельных сегментов двухслойные стенки с охлаждающими полостями на наружной поверхности слоя, обращенного к газу [2] Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является недостаточная эффективность охлаждения и наличие термических напряжений. Целью изобретения является повышение надежности жаровой трубы за счет улучшения эффективности охлаждения и устранения термических напряжений. На фиг. 1 изображен продольный разрез жаровой трубы; на фиг. 2 вид А на стенку жаровой трубы в увеличенном виде; на фиг. 3 сечение Б Б по последовательно соединенным циклонным полостям в стенке жаровой трубы; на фиг.4 сферическая форма внутренней поверхности циклонных полостей. Жаровая труба 1 камеры сгорания ГТД состоит из двухслойных сегментов 2, каждый из которых содержит силовой несущий корпус 3 и дефлектор 4, последний служит лишь для организации эффективного охлаждения несущего корпуса 3 и соединен с ним телескопически. Жаровая труба 1 содержит внутри себя газовую полость 5, внутри которой течет газ, нагревая внутреннюю поверхность 6 несущего корпуса 3. Для организации эффективного конвективного охлаждения в несущем корпусе 3 выполнены циклонные полости, соединенные между собой тангенциальными каналами. Поперечное сечение каждой циклонной полости максимально приближено к окружности, а ось этой окружности преимущественно перпендикулярна к охлаждаемой поверхности 6, которую омывает газ. Охлаждающий воздух поступает во входную циклонную полость 9 через входное отверстие 7 в дефлекторе 4, по тангенциальному каналу 8 перетекает в промежуточную циклонную полость 10 и далее, по тангенциальному каналу 8 перетекает в выходную циклонную полость 11, где через выходное отверстие 12 вытекает в газовую полость 5 жаровой трубы, образуя пленочно-заградительное охлаждение поверхности 6. Между собой циклонные полости 9, 10, 11 разделены ребрами 13, профиль которых в поперечном сечении получается расширяющимся к охлаждаемой поверхности 6, так как циклонные полости выполнены сужающимися к этой поверхности. Крепится дефлектор 4 на несущем корпусе 3 с помощью шайбы 14 и головки заклепки 15, получаемой с помощью оплавления стержня 16, расположенной, например, в промежуточной циклонной полости 10. Внутренняя поверхность 17 каждой циклонной полости выполнена сужающейся по направлению к охлаждаемой поверхности 6. Работает устройство следующим образом. Охлаждающий воздух через входное отверстие 7 поступает во входную циклонную полость 9, охлаждая ее. Далее охлаждающий воздух по тангенциальным каналам 8 поступает в промежуточную 10 и выходную 11 циклонные полости, где совершает многократное вращение, интенсивно охлаждая внутреннюю поверхность 17. За счет теплоотдачи от поверхности 6 к поверхности 17 из-за теплопроводности материала несущего корпуса 3 происходит охлаждение и поверхности 6, омываемой газом. Из источника [3] известно, что воздух в вихревой трубе или эквивалентной ей циклонной полости с тангенциальным входом образует течение, близкое к течению свободного вихря, т.е. w


Формула изобретения
Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя с газовой полостью, имеющая выполненные из отдельных сегментов двуслойные стенки с охлаждаемыми полостями на наружной поверхности слоя, обращенного к газу, отличающаяся тем, что охлаждающие полости выполнены в виде циклонов, соединены между собой тангенциальными каналами, внутренняя поверхность циклонов выполнена сужающейся в направлении к охлаждаемому слою, слои сегментов соединены между собой телескопически, а между циклонными полостями выполнены ребра.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4