Подвеска стрелы рабочего органа роторного экскаватора
Использование: изобретение относится к землеройному машиностроению, а именно к металлоконструкциям роторных экскаваторов. Сущность изобретения: подвеска содержит пилон, нижняя часть которого соединена с поворотной платформой. Несущие тяги, соединяющие стрелу с противовесной консолью, опираются на верхнюю часть пилона. Дополнительная тяга установлена параллельно несущей тяге в общих для обеих тяг узлах крепления, а гидроцилиндр упруго демпфирующего звена связан с дополнительной тягой. Система управления гидроцилиндром включает суммирующий усилитель, датчик колебаний, установленный на металлоконструкции, датчик перемещения штока гидроцилиндра, задатчик опорного сигнала, электровыпрямитель со сглаживающим фильтром, электрогидравлический усилитель мощности. Регулировка натяжения дополнительной тяги обеспечивается изменением величины сигнала задатчика. Регулировка жесткости дополнительной тяги производится за счет изменения давления зарядки пневмогидроаккумулятора. Представлены два варианта исполнения: с несущей тягой нерегулируемой и регулируемой длины. Подвеска позволяет повысить надежность подвески и экскаватора. 2 з. п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к землеройному машиностроению, а именно к металлоконструкциям роторных экскаваторов.
Известна подвеска стрелы рабочего органа роторного экскаватора, содержащая пилон, нижняя часть которого шарнирно соединена с поворотной платформой, несущие тяги, соединяющие роторную стрелу с противовесной консолью, механизм изменения длины тяг, упругодемпфирующее звено [1] Недостатком конструкции является неудовлетворительная ее надежность из-за повышенных динамических нагрузок в режиме резонансных колебаний. Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является подвеска стрелы рабочего органа роторного экскаватора, содержащая пилон, нижняя часть которого шарнирно соединена с поворотной платформой, несущие тяги, соединяющие роторную стрелу с противовесной консолью и опирающиеся на верхнюю часть пилона, механизм изменения длины тяг, упругодемпфирующее звено с гидроцилиндром, включенным в гидросистему, маслостанцию, систему управления гидроцилиндром, включающую суммирующий усилитель, первый вход которого соединен с установленным на металлоконструкции датчиком колебаний, второй вход с датчиком перемещения штока гидроцилиндра, третий вход с задатчиком опорного сигнала, а выход соединен с электрогидравлическим усилителем мощности, гидравлически связанным с маслостанцией и рабочей полостью гидроцилиндра [2] Однако из-за больших потерь на трение в подвижных сочленениях несущих тяг и в уплотнениях гидроцилиндра эффективность воздействия упругодемпфирующего звена на колебания металлоконструкций снижена, вследствие чего надежность подвески и экскаватора недостаточна. Сущность изобретения заключается в том, что подвеска стрелы рабочего органа роторного экскаватора, содержащая пилон, нижняя часть которого шарнирно соединена с поворотной платформой, несущие тяги, соединяющие роторную стрелу с противовесной консолью и опирающиеся на верхнюю часть пилона, механизм изменения длины тяг, упругодемпфирующее звено с гидроцилиндром, включенным в гидросистему, маслостанцию, систему управления гидроцилиндром, включающую суммирующий усилитель, первый вход которого соединен с установленным на металлоконструкции датчиком колебаний, второй вход с датчиком перемещения штока гидроцилиндра, третий вход с задатчиком опорного сигнала, а выход соединен с электрогидравлическим усилителем мощности, гидравлически связанным с маслостанцией и рабочей полостью гидроцилиндра, снабжена дополнительной тягой, установленной параллельно одной из несущих тяг в общих для них узлах крепления, а гидроцилиндр упругодемпфирующего звена связан с дополнительной тягой. Кроме того, подвеска снабжена механизмом изменения длины дополнительной тяги, кинематически связанным с механизмом изменения длины несущей тяги, а несущая и дополнительная тяги соединены между собой посредством поперечных связей. Установка дополнительной тяги параллельно одной из несущих тяги в общих для них узлах крепления и наличие связи гидроцилиндра упругодемпфирующего звена с дополнительной тягой позволяет за счет разгрузки упругодемпфирующего звена от восприятия весовых нагрузок и уменьшения потерь на трение увеличить эффективность снижения динамических усилий и как следствие, повысить надежность подвески и экскаватора в целом. На фиг. 1 представлен вариант исполнения устройства для случая, когда дополнительная тяга установлена параллельно несущей тяге, состоящей из двух ветвей нерегулируемой длины; на фиг. 2 вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 вариант устройства для случая, когда дополнительная тяга установлена параллельно несущей тяге, имеющей регулируемую длину; на фиг. 4 функциональная схема системы управления гидроцилиндром; на фиг. 5 график изменения усилия F в дополнительной тяге в функции времени t. Подвеска стрелы 1 рабочего органа 2 роторного экскаватора содержит пилон 3, нижняя часть которого шарнирно соединена с поворотной платформой 4. Несущие тяги 5 и 6, соединяющие роторную стрелу 1 с противовесной консолью 7, опираются на верхнюю часть пилона 3. В первом варианте исполнения (фиг. 1 и 2) дополнительная тяга 8 установлена параллельно несущей тяге 5 нерегулируемой длины в общих для них узлах 10 и 11 крепления, а гидроцилиндр 12 связан с дополнительной тягой 8. Во втором варианте исполнения (фиг. 3) дополнительная тяга 8 установлена параллельно несущей тяге 5 регулируемой длины, выполненной, например, в виде полиспаста, подвижная ветвь которого связана с механизмом 13 изменения длины тяги, установленным на противесной консоли 7 при помощи узла 14 крепления. Дополнительная тяга 8 на фиг. 3 снабжена механизмом 15 изменения своей длины, кинематически связанным через трансмиссию 16 с механизмом 13 изменения длины несущей тяги 5. Дополнительная тяга 8 с гидроцилиндром 12 имеет в этом варианте общие с несущей тягой 5 узлы 17, 18 и 14 крепления к металлоконструкциям экскаватора. Несущая 5 и дополнительная 8 тяги соединены между собой посредством поперечных связей 19 (фиг. 2). Гидроцилиндр 12 в сочетании с пневмогидравлическим аккумулятором 20 образует упругодемпфирующее звено. Маслостанция включает в себя гидронасос 21, предохранительный клапан 22, маслобак 23. Электрогидравлический усилитель 24 мощности подключен между маслостанцией и рабочей полостью гидроцилиндра 12. Датчик 25 колебаний, установленный на роторной стреле 1, подсоединен к первому входу суммирующего усилителя 26, второй вход которого подсоединен к датчику 27 перемещения штока гидроцилиндра 12, а третий вход при помощи переключателя 28 подключен либо к задатчику 29 опорного сигнала, либо к выходу электровыпрямителя 30 со сглаживающим фильтром, вход которого соединен с датчиком 25 колебаний. Выход суммирующего усилителя 26 связан с обмоткой магнита электрогидравлического усилителя 24. Перед началом работы экскаватора при помощи задатчика 29 опорного сигнала Uo устанавливается предварительное натяжение дополнительной подвески 8. Для этого через суммирующий усилитель 26 сигнал Uo подается на обмотку магнита электрогидравлического усилителя 24, в результате чего золотник последнего перемещается и через образовавшуюся щель жидкости от насоса 21 поступает в рабочую полость гидроцилиндра 12, приводя в движение его шток. Движение штока происходит до тех пор, пока сигнал отрицательной обратной связи от датчика 27 перемещения штока не сравняется по абсолютной величине с опорным сигналом Uo, после чего сигнал на выходе суммирующего усилителя 26 становится равным нулю, щель золотника закрывается и шток останавливается отработав (отследив) заданное перемещение. При этом в дополнительной тяге 8 устанавливается предварительное (статическое) натяжение Fcm, определяемое величиной опорного сигнала. При работе экскаватора под действием переменного усилия на рабочем органе 2 происходят колебания металлоконструкций экскаватора. Возникающие при этом динамические нагрузки отрицательно сказываются на надежности машины. Колебания роторной стрелы 1 фиксируются датчиком 25, вырабатывающим непрерывный электрический сигнал, пропоpциональный колебательной скорости перемещения роторной стрелы 1. После прохождения через усилитель 26 этот сигнал поступает на обмотку магнита электрогидравлического усилителя 24 и отрабатывается гидроцилиндром 12, работающим в следящем режиме. В результате периодических перемещений его штока в дополнительной тяге 8 создается переменное усилие, пропорциональное скорости колебательного движения роторной стрелы 1, а следовательно, и скорости деформации несущей тяги 5. Поскольку дополнительная тяга 8 установлена параллельно несущей тяге 5 в общих для них узлах крепления, то указанное переменное усилие передается на несущую тягу 5, создавая эффект вязкого сопротивления ее деформации. Из теории колебаний известно, что указанный эффект приводит к рассеиванию энергии и снижению колебаний. В данном случае эффективность снижения колебаний ограничена лишь мощностью гидронасоса. Для предотвращения провисания дополнительной тяги 8 в моменты уменьшения в ней упругой силы в процессе колебаний величина предварительного натяжения дополнительной тяги, равная статической составляющей Fcт усилия в ней, должна быть не меньше амплитудыF




C учетом (2), (3), (4), (5) имеем Fтp1/Eтp2=22.36, т.е. при использовании изобретения сила трения в гидроцилиндре упругодемпфирующего звена уменьшается в 22.36 раз, что позволяет существенно повысить эффективность активного воздействия на колебания металлоконструкций, понизить уровень динамических нагрузок и соответственно повысить надежность роторного экскаватора.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5