Способ определения вертикальной скорости объекта и устройство для его осуществления
Использование: в приборостроении для определения вертикальной скорости малоразмерных подвижных объектов, в частности малоразмерных и малоэнерговооруженных летательных аппаратов самолетной схемы. Сущность изобретения: устройство содержит датчик давления 1, дифференциатор 6, датчики линейных ускорений 2-4, ориентированные по главным осям подвижного объекта и жестко закрепленные в районе его центра масс, датчики углов крена и тангажа 5 подвижного объекта, мультиплексор 7, аналогово-цифровой преобразователь 8, сумматор 9, умножитель 10, интегратор 12, оперативное запоминающее устройство 11, функциональный преобразователь 13 и цифроаналоговый преобразователь 14, при этом на входы мультиплексора 7 подключены выходы датчиков линейных ускорений 2-4, выход датчика давления 1, выход дифференциатора 6, на вход которого подключен выход датчика давления 1, выходы датчиков углов крена и тангажа 5, причем выход мультиплексора 7 подключен на вход аналогово-цифрового преобразователя 8, выход которого соединен с портами ввода-вывода сумматора 9, умножителя 10, интегратора 12, оперативного запоминающего устройства 11, функционального преобразователя 13 цифроаналогового преобразователя 14,входы управления которых связаны с выходами блока управления 15. 2 с. п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к приборостроению, а конкретно рекомендуется для определения вертикальной скорости малоразмерных подвижных объектов, в частности малоразмерных и малоэнерговооруженных летательных аппаратов самолетной схемы.
Известно устройство для измерения вертикальной скорости летательного аппарата [1] В данном устройстве выходной сигнал образуется как сумма сигнала с инерциального датчика вертикальной скорости и поправки, состоящей из интеграла от разности выходного сигнала и сигнала от вариометрического датчика вертикальной скорости. Для этого выход инерциального датчика вертикальной скорости соединен с первым входом суммирующего блока, а выход вариометрического датчика с первым входом вычитающего блока, выход вычитающего блока соединен через интегратор с вторым входом суммирующего блока, а его выход, соединенный с вторым входом вычитающего блока, является выходным каналом. Известное устройство позволяет частично компенсировать динамические погрешности измерителя вертикальной скорости за счет введения сигнала по ускорению вдоль вертикальной оси летательного аппарата, служащего входным сигналом для инерциального датчика вертикальной скорости, однако в силу того, что вертикальное ускорение летательного аппарата в земной системе координат не совпадает с его ускорением по вертикальной оси в системе координат, связанной с летательным аппаратом, при полете по криволинейной траектории, например при вираже, будут возникать погрешности измерения вертикальной скорости, которые могут быть весьма значительными. Другим источником погрешности определения вертикальной скорости является зависимость чувствительности вариометрического датчика вертикальной скорости от высоты полета. Вышесказанное позволяет утверждать, что при любых параметрах схемы устройства невозможно получить сигнал, соответствующий вертикальной скорости без амплитудных и фазовых искажений. Наиболее близким по технической сущности является способ определения вертикальной скорости объекта, реализованный в устройстве для определения вертикальной скорости, содержащее датчик вертикального ускорения, датчик угла крена, вариометрический датчик и вычислительный блок [2] Структура канала известного устройства не позволяет получить сигнал, соответствующий вертикальной скорости без динамических искажений, так как сигнал полного вертикального ускорения заменяется его проекцией на вертикальную ось летательного аппарата, а сигнал, соответствующий барометрической вертикальной скорости, заменяется сигналом с вариометрического датчика, который зависит от высоты полета. Технический результат изобретения повышение точности измерения. Это достигается тем, что дополнительно к измерению ускорения по вертикальной оси и угла крена измеряют ускорения по продольной и поперечной осям объекта, угол тангажа, при этом вертикальная скорость определяется по соотношению вида W














g ускорение свободного падения;
K1, K2, K3 коэффициенты передачи;
T постоянная интегрирования;
p оператор преобразования Лапласа. K(p) (dH/dt)(dp/dt), где dH/dt вертикальная скорость подвижного объекта;
dp/dt скорость изменения давления среды. Для осуществления вышеуказанного способа используется устройство, содержащее датчик давления, дифференциатор, в которое введены датчики линейных ускорений ориентированные по главным осям подвижного объекта и жестко закрепленные в районе его центра масс, датчики углов крена и тангажа подвижного объекта, мультиплексор, аналогово-цифровой преобразователь, сумматор, умножитель, интегратор, оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), функциональный преобразователь и цифроаналоговый преобразователь (ЦАП), при этом на входы мультиплексора подключены выходы датчиков линейных ускорений, выход датчика давления, выход дифференциатора, на вход которого подключен выход датчика давления, выходы датчиков углов крена и тангажа, причем выход мультиплексора подключен на вход аналогово-цифрового преобразователя, выход которого соединен с портами ввода-вывода сумматора, умножителя, интегратора, ОЗУ, функционального преобразователя, цифроаналогового преобразователя, входы управления которых связаны с выходами блока управления. Выражению (1) соответствует процедура, которая может быть иллюстрирована структурной схемой, представленной на фиг. 1. На вход масштабного усилителя К1 подается сигнал, соответствующий вертикальному ускорению подвижного объекта. На вход масштабного усилителя К2 подается сигнал, соответствующий барометрической вертикальной скорости. Сигнал с выхода устройства, изображенного на фиг. 1, в операторной форме запишется в виде
W



(2)
Преобразовывая (2), получим
W



(1) так как имеет место

W=


(4)
Принимая при рассмотрении работы устройства то, что погрешности определения вертикального ускорения, полученного с датчиков линейного ускорения и вертикальной скорости, полученной путем дифференцирования барометрического давления, малы (т.е. W4 WБ W), после преобразования выражения (4) получим
W



(5)
Если, коэффициенты при операторе Лапласа в числителе и знаменателе приравнять, т.е.


(6) то выражение (5) преобразуется к виду
W

(7) В этом случае информация о вертикальной скорости без амплитудных и фазовых погрешностей и запаздывания передается на выход. При этом устраняется дрейф интегратора, обусловленный постоянным и медленно меняющимся смещением нуля в канале измерения вертикального ускорения, и устраняются высокочастотные помехи в канале измерения вертикальной скорости, характерные для барометрического метода, что иллюстрируется выражением (4). Выражение (6) является условием настройки фильтра. На фиг. 2 изображена структурная схема устройства для измерения вертикальной скорости подвижного объекта. Приняты следующие обозначения: 1 датчик давления; 2, 3, 4 датчики линейных ускорений, ориентированные по главным осям подвижного объекта; 5 устройство измерения углов наклона подвижного объекта; 6 дифференцирующее устройство; 7 мультиплексор; 8 аналого-цифровой преобразователь; 9 сумматор; 10 умножитель; 11 оперативное запоминающее устройство; 12 интегратор; 13 функциональный преобразователь; 14 цифроаналоговый преобразователь; 15 блок управления. Выходы датчиков 2, 3, 4 и устройства для определения углов крена и тангажа 5 соединены с входами мультиплексора 7, причем выход датчика давления 1 подсоединен также к входу дифференциатора 6, выход которого соединен с входом мультиплексора 7. Выход мультиплексора 7 соединен с входом аналого-цифрового преобразователя 8, выход которого в свою очередь подключается к шине данных, соединяющей порты ввода-вывода сумматора 9, умножителя 10, оперативного запоминающего устройства 11, интегратора 12, функционального преобразователя 13 и цифроаналогового преобразователя 14. Выходы блока управления 15 через шину управления соединены с входами управления перечисленных блоков. Выходной сигнал устройства, пропорциональный вертикальной скорости, снимается с выхода ЦАП. Устройство работает следующим образом. С датчиков на входы мультиплексора и дифференциатор будут поступать сигналы, соответствующие режиму движения объекта. Блок управления под воздействием внутреннего тактового генератора осуществляет работу по циклической программе и при этом вырабатывает сигналы управления, которые через шину управления поступают на входы управления функциональных узлов, обеспечивая их работу в следующей последовательности. В течение первых тактов на вход АЦП через мультиплексор поступает сигнал с датчика давления, соответствующий текущему значению давления P. Этот сигнал преобразуется в цифровой код и поступает на вход функционального преобразователя, где происходит его преобразование в код соответствующий значению коэффициента K(P). В течение следующих тактов на вход АЦП через мультиплексор поступит сигнал с дифференциатора, пропорциональный скорости изменения давления dp/dt, преобразуется в цифровой код и поступает на первый вход умножителя, где запоминается. Затем цифровой код, соответствующий значению коэффициента K(p) с выхода функционального преобразователя поступает на второй вход умножителя, где происходит его перемножение с первым сигналом. На выходе умножителя возникает код, соответствующий произведению K(p)







































g)K1+ + K2K(p)dp/dt, который вновь подается на первый вход сумматора, где происходит его запоминание. Далее с выхода интегратора код, соответствующий значению вертикальной скорости, поступает на вход функционального преобразователя. Там по команде с блока управления умножается на коэффициент K3 и затем с выхода функционального преобразователя код, соответствующий значению W

Формула изобретения

где WБ барометрическая вертикальная скорость, WБ K(P)

W4 вертикальное ускорение объекта,


причем

aXс, aYс, aZс линейные ускорения вдоль главных осей подвижного объекта;
g ускорение свободного падения;
K1, K2, K3 коэффициенты передачи;
T постоянная интегрирования;
P оператор преобразования Лапласа;
K(P) (dH/dt) (dP/dt), где dH/dt вертикальная скорость подвижного объекта;
dP/dt скорость изменения давления среды. 2. Устройство для определения вертикальной скорости объекта, содержащее датчик линейного ускорения по вертикальной оси объекта, датчик угла крена и вычислительный блок, отличающееся тем, что в него введены датчик давления, дифференциатор, датчики линейных ускорений по продольной и поперечным осям объекта, датчик угла тангенса, а вычислительный блок состоит из мультиплексора, аналого-цифрового преобразователя, сумматора, умножителя, интегратора, оперативного запоминающего устройства, функционального преобразователя, цифроаналогового преобразователя и блока управления, при этом на входы мультиплексора подключены выходы трех акселерометров, жестко закрепленных в районе центра масс объекта, выход датчика давления, выход дифференциатора, на вход которого подключен выход датчика давления, выходы датчиков углов крена и тангажа, причем выход мультиплексора подключен на вход аналого-цифрового преобразователя, выход которого соединен с портами ввода-вывода сумматора, умножителя, интегратора, оперативного запоминающего устройства, функционального преобразователя, цифроаналогового преобразователя, входы управления которых связаны с выходами блока управления.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2