Забойный гидравлический двигатель
Использование: в горном деле для бурения наклонно направленных скважин. Сущность изобретения: забойный гидравлический двигатель включает последовательно соединенные рабочие секции, связанные между собой элементами для искривления оси двигателя, выполненными из двух коаксиально установленных бурильных труб со следующим соотношением длин бурильных труб и длин рабочих секций l/l= 1(R/r-1), где l - длина элемента для искривления оси двигателя, см; L - длина рабочей секции, см; R - радиус дуги окружности, описанной вокруг изогнутого двигателя, см; r - допустимый радиус дуги изгиба элемента для искривления оси двигателя (см), удовлетворяющий условию r=Ed/2 где E - модуль Юнга, кг/см2; d - наружный диаметр наружной бурильной трубы в элементе для искривления оси двигателя, см; s напряжение предела текучести, кг/см2; при этом концы наружной и внутренней бурильных труб в элементе для искривления оси двигателя жестко соединены с корпусами и валами рабочих секций соответственно. 1 ил.
Изобретение относится к буровой технике, а именно к двигателям для бурения горизонтальных участков ствола скважины.
Известен забойный гидравлический двигатель для бурения горизонтальных участков ствола скважины в виде коротких турбобуров, который в составе компоновки низа бурильной колонны пропускается через искривленные участки ствола скважины за счет укороченной своей длины и прогиба в бурильных трубах [1] Недостатком такого двигателя является его малая приводная мощность для бурения горизонтальных участков из-за короткой его длины, влияющей на мощность двигателя, и относительно трудный пропуск его через искривленный ствол скважины. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является забойный гидравлический двигатель, включающий последовательно соединенные рабочие секции, связанные между собой элементами для искривления оси двигателя, выполненными в виде сферических шарниров, установленных между корпусами и в виде шарниров Гука, установленных между валами [2] Недостатком такого двигателя является то, что в сложных геологических условиях залегания, предназначенных для разбуривания пластов, ствол скважины не всегда получается идеальной формы, т. к. шарнирное соединение, уменьшающее упругость двигателя, необходимую для поддержания прямолинейности двигателя на горизонтальных участках, может создавать перекосы корпуса двигателя, в результате чего может изменяться заданное горизонтальное направление ствола скважины. Задачей изобретения является повышение точности проводки горизонтальных участков ствола скважины за счет обеспечения прямолинейного состояния двигателя в горизонтальном стволе скважины независимо от его качества путем повышения жесткости и упругости двигателя с одновременным сохранением его гибкости. Поставленная задача достигается тем, что в забойном гидравлическом двигателе, состоящем из последовательно соединенных рабочих секций, связанных между собой элементами для искривления оси двигателя, элементы для искривления оси двигателя выполнены из двух коаксиально установленных бурильных труб со следующим соотношением длин бурильных труб и длин рабочих секций





r

Е модуль Юнга









Выражая длину дуги l' через длину l элемента для искривления 2, а длину дуги L' через длину L секции 1, разница между которыми незначительна и ею можно пренебречь, отношение этих длин имеет то же значение:



Изменение этого соотношения приведет при увеличении длины элемента для искривления к скручиванию вращающим моментом двигателя внутренней трубы элемента для искривления, а следовательно вала двигателя, а при уменьшении длины элемента для искривления к остаточным деформациям в ее трубах от напряжений сжатия и растяжения при изгибе труб, достигших предела текучести материала. Забойный гидравлический двигатель состоит из последовательно соединенных рабочих секций 1 с приводными органами и опорными элементами, между которыми установлен элемент для искривления 2 из двойных бурильных труб, соотношение длин которых


Формула изобретения

где l длина элемента для искривления оси двигателя, см;
L длина рабочей секции, см;
R радиус дуги окружности, описанной вокруг изогнутого двигателя, см;
r допустимый радиус дуги изгиба элемента для искривления оси двигателя, см, удовлетворяющий условию

где E модуль Юнга, кг / см2;
d диаметр наружной бурильной трубы в элементе для искривления оси двигателя, см;
s напряжение предела текучести, кг/см2,
при этом концы наружной и внутренней бурильных труб в элементе для искривления оси жестко соединены с корпусами и валами смежных рабочих секций соответственно.
РИСУНКИ
Рисунок 1