Свеча зажигания
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания. Сущность изобретения: свеча зажигания для двигателя внутреннего сгорания содержит металлический корпус с отбортованной кромкой, установленный в нем изолятор, имеющий буртик, контактирующий с отбортованной кромкой, центральный электрод, расположенный внутри изолятора по его длине, и боковой электрод, соединенный с металлическим корпусом и образующий с центральным электродом искровый зазор. Свеча снабжена кольцеобразным элементом из диэлектрического материала, установленным на расположенной вне металлического корпуса части изолятора и жестко связанным с изолятором для ограничения токов утечки через изолятор на участке его соединения с корпусом. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания и может быть с успехом использовано в двигателестроении.
Основным условием нормальной работы двигателей внутреннего сгорания является воспламенение рабочей смеси в цикле сжатия за счет образования искрового разряда между электродами при подаче высоковольтного импульса напряжения на свечу зажигания. Если по какой-либо причине искровой разряд не возникает (имеют место пропуски искрообразования), это приводит к неиспользованию рабочей смеси, вызывающему снижение КПД двигателя внутреннего сгорания, резкому увеличению выбросов СНх в атмосферу и загрязнению окружающей среды. Таким об разом, свеча зажигания предназначена для гарантированного воспламенения рабочей смеси во всех режимах работы двигателя внутреннего сгорания, в частности в режиме малых оборотов двигателя (200-1000 об/мин). Однако все известные до настоящего времени свечи зажигания не обеспечивают гарантированного возникновения искровых разрядов между электродами при пробивном напряжении между ними, превышающем 10 кВ. Указанное пробивное напряжение характерно для оборотов двигателя внутреннего сгорания в пределах 200-1000 об/мин. Как известно, пробивное напряжение пропорционально произведению давления в камере сгорания двигателя внутреннего сгорания на величину искрового зазора. Давление в камере сгорания определяется конструкцией двигателя внутреннего сгорания и зависит от степени сжатия, которая имеет тенденцию к увеличению, в частности, за счет использования обедненных смесей, обладающих более высокой детонационной стойкостью. Величина искрового зазора определяет энергию искры, а следовательно, вероятность воспламенения рабочей смеси. В связи с этим зазор устанавливается максимально возможным. В процессе работы свечи зажигания зазор увеличивается за счет электрической эрозии электродов, тем самым увеличивая величину пробивного напряжения. Как широко известно, свеча зажигания содержит металлический корпус с отбортованной кромкой, изолятор, размещенный внутри металлического корпуса и имеющий буртик, контактирующий с отбортованной кромкой, центральный электрод, расположенный внутри изолятора по его длине, и боковой электрод, соединенный с металлическим корпусом и образующий с центральным электродом искровой зазор. Так называемые пропуски искрообразования обусловлены возникновением токов утечки через изолятор. Токи утечки возникают на участке соединения металлического корпуса с изолятором, шунтируя искровой зазор. Считается, что ограничение пробивного напряжения искрового зазора обусловлено пробивным напряжением между центральным электродом и корпусом по поверхности наружной части изолятора. Для увеличения пробивного напряжения по этой поверхности на ней выполняются кольцеобразные канавки, увеличивающие протяженность поверхности в направлении оси изолятора. Однако, как показали исследования, пробой по поверхности возникает существенно позже пробоя по толщине изолятора между центральным электродом и корпусом на участке соединения изолятора с корпусом. Указанный участок является наиболее электрически напряженным по следующим причинам. Во-первых, здесь наблюдается так называемый "краевой эффект", т. е. увеличение напряженности электрического поля на краях электродов. Во-вторых, при отбортовке кромки корпуса, осуществляемой путем завальцовки, образуются в большей или меньшей степени острые края, которые за счет малого радиуса скругления приводят к значительному локальному увеличению напряженности электрического поля. В-третьих, на данном участке толщина изолятора минимальна и минимально расстояние между центральным электродом и корпусом. В-четвертых, указанный участок находится под атмосферным давлением в отличие от части изолятора, расположенной внутри корпуса и находящейся под давлением, которое создается в камере сгорания. Из вышеуказанного следует, что при подаче высокого напряжения происходит ионизация воздуха на указанном участке соединения корпуса с изолятором и возникают значительные токи утечки через изолятор с центрального электрода на корпус. Таким образом происходит шунтирование искрового зазора, препятствующее возникновению искрового разряда. Кроме того, шунтированию способствует разогрев изолятора на указанном участке до 200-300оС, снижающий его диэлектрические свойства. Шунтирование искрового зазора характерно для всех известных до настоящего времени свечей зажигания. В основу изобретения положена задача создать свечу зажигания с таким новым элементом, который позволил бы формировать искровой разряд под действием каждого высоковольтного импульса напряжения. Поставленная задача решается тем, что свеча зажигания для двигателя внутреннего сгорания, содержащая металлический корпус с отбортованной кромкой, изолятор, размещенный внутри металлического корпуса и имеющий буртик, контактирующий с отбортованной кромкой, центральный электрод, расположенный внутри изолятора по его длине, и боковой электрод, соединенный с металлическим корпусом и образующий с центральным электродом искровой зазор, снабжена кольцеобразным элементом из диэлектрического материала, установленным на расположенной вне металлического корпуса части изолятора и жестко связанным с изолятором и металлическим корпусом, причем кольцеобразный элемент выполнен из диэлектрического материала с удельным электрическим сопротивлением, по меньшей мере равным 1010 Ом

Формула изобретения
1. СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ для двигателя внутреннего сгорания, содержащая металлический корпус с отбортованной кромкой, изолятор, размещенный в металлическом корпусе и имеющий буртик, контактирующий с отбортованной кромкой, центральный электрод, расположенный внутри изолятора по его длине, и боковой электрод, соединенный с металлическим корпусом и образующий с центральным электродом искровой зазор, отличающаяся тем, что она снабжена кольцеобразным элементом из диэлектрического материала, установленным на расположенной вне металлического корпуса части изолятора и жестко связанным с изолятором и металлическим корпусом. 2. Свеча зажигания по п. 1, отличающаяся тем, что кольцеобразный элемент выполнен из диэлектрического материала с удельным электрическим сопротивлением по меньшей мере 1010 Ом
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2