Глушитель шума двигателя внутреннего сгорания
Использование: в двигателях внутреннего сгорания для снижения уровня шума выпуска отработавших газов. Сущность изобретения: глушитель шума содержит корпус, установленный вертикально с впускным и выпускным патрубками, поперечные перфорированные перегородки, причем патрубки частично размещены в корпусе и их внутренние части выполнены перфорированными, а торцы патрубков заглушены и закреплены на перегородках с образованием впускной, промежуточной и выпускной камер. По ходу движения газового потока диаметры отверстий уменьшаются, а количество их увеличивается. Значение диаметров отверстий перфорации и их количество связаны между собой определенными соотношениями, причем диаметр отверстий и площадь проходных сечений перфорированных перегородок связаны соотношениями с диаметром впускного патрубка. Использование соотношений с коэффициентами 1,272, 1,618 и 2,618 обусловливает достижение одинаковой пропускной способности перегородок. 1 ил.
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системе выпуска отработавших газов двигателей внутреннего сгорания.
Известен глушитель шума для двигателя внутреннего сгорания, состоящий из корпуса овальной формы, поперечных, частично перфорированных перегородок, соосного перфорированного резонатора с завихрителями и конусной насадкой, при этом резонатор выполнен в виде двух соосных труб, закрепленных в поперечных перегородках [1] Однако эффективность работы такого глушителя является невысокой по той причине, что параметры перфорации соосных труб и поперечных перегородок не связаны между собой и размерами впускного патрубка, определенными соотношениями. Известен также глушитель шума для двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с соосными впускным и выпускным патрубками и поперечные перфорированные перегородки, причем впускной и выпускной патрубки частично размещены в корпусе и выполнены перфорированными, а их торцы сопряжены с поперечными перегородками [2] Эффективность работы такого устройства несколько повышается за счет более полной перфорации поперечных перегородок, однако в целом здесь также имеет место невысокая степень заглушения шума по той причине, что параметры перфорации впускного, выпускного патрубков и поперечных перегородок не связаны между собой и с размерами впускного патрубка определенными соотношениями. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому положительному результату к изобретению является глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, содержащий цилиндрический корпус с соосными впускным и выпускным патрубками, и по меньшей мере две поперечные перфорированные перегородки, разделяющие корпус на расширительные камеры, причем перегородки выполнены с диаметром отверстий перфорации уменьшающимся, а количество отверстия увеличивающимся в сторону выпускного патрубка, при этом диаметры отверстий перфорации перегородок связаны соотношением dn=1,618

F1= dв.п.2, (1) где F1 площадь проходного сечения перфорации впускного патрубка;
dв.п. диаметр впускного патрубка, при этом диаметр отверстий перфорации впускного патрубка определен по уравнению
d1= dв.п


Z1 количество отверстий перфорации впускного патрубка;
1,272 коэффициент пропорциональности. Частичное размещение патрубков в корпусе, выполнение их перфорированными и сопряжение их торцов соответственно с поперечными перегородками позволяет повысить степень перфорации внутренних элементов глушителя шума, начиная от входа газов в корпус, и одновременно изменить направление движения газового потока на входе и выходе и тем самым повысить эффективность шумоглушения. Такую конструктивную схему целесообразно использовать в глушителях шума для дизельных двигателей, так как в них, как правило, имеет место изменение направления движения потока отработавших газов одновременно с его дроблением на более мелкие струи. Равенство площадей проходных сечений перфораций впускного и выпускного патрубков и поперечных перегородок между собой позволяет получить одинаковую пропускную способность всех внутренних перфорированных элементов и стабилизировать движение отработавших газов, а следовательно, повысить эффективность заглушения шума. Определение площади проходного сечения перфорации впускного патрубка, а следовательно, и всех остальных перфорированных элементов, по формуле (1) позволяет увязать ее размер в зависимости от площади поперечного сечения впускного патрубка, а, значит, и объема цилиндров двигателя, что обуславливает также стабильное течение газового потока через все внутренние перфорированные элементы глушителя и повышение эффективности работы. Определение размера диаметра отверстий перфорации впускного патрубка по формуле (2) позволяет получить одинаковую площадь проходных сечений внутренних элементов в зависимости от диаметра впускного патрубка, что также обуславливает стабильное движение газового потока на входе и выходе и повышение эффективности шумоглушения. Если площадь проходных сечений перфорации всех внутренних элементов не будет одинаковой, а разной, например площадь проходного сечения впускного патрубка будет больше или меньше остальных элементов, то в этом случае будет иметь место нарушение стабилизации движения газового потока за счет изменения величины местного аэродинамического сопротивления. Следовательно, эффективность работы глушителя снизится. Принимать F<d<SUB>в.п.2 не конструктивно, так как проходное сечение перфорации должно быть больше площади поперечного сечения впускного патрубка с учетом потерь на местные сопротивления, неравномерное течение газового потока, его пульсирующий характер, отложение сажи. При этом усложняется формула (1) и методика расчета глушителей. Принимать F1>dв.п.2 нецелесообразно по той причине, что в этом случае будут завышены размеры внутренних элементов конструкции и корпуса в целом и опять же усложняется формула (1) и методика расчета глушителей. Только строгое соблюдение всех отличительных признаков (во всей полноте указанной взаимосвязи) позволяет получить высокую эффективность заглушения шума выпуска. Сущность изобретение поясняется чертежом. Глушитель шума содержит корпус 1, установленный вертикально с соосными впускным 2 и выпускным 3 патрубками, поперечные перфорированные перегородки 4 и 5, причем патрубки 2 и 3 частично размещены в корпусе и их внутренние части выполнен перфорированными, при этом торцы патрубков заглушены и сопряжены соответственно с поперечными перегородками 4 и 5 с образованием впускной камеры 6, промежуточной камеры 7 и выпускной камеры 8. Перфорация на внутренних частях патрубков 2 и 3 и на поперечных перегородках 4 и 5 выполнена в виде круглых отверстий, при этом по ходу движения газового потока диаметры отверстий уменьшаются, а их количество увеличивается. Площадь проходных сечений перфорации патрубков 2 и 3 и перегородок 4 и 5 выполнена одинаковой и определяется по формуле
F1=dв.п.2, где F1 площадь проходного сечения перфорации впускного патрубка 2;
dв.п. диаметра впускного патрубка. Диаметры отверстий перфорации перегородок определяется по формуле
dn= 1,618

dn диаметр отверстий перфорации n-ой перегородки;
1,618 коэффициент пропорциональности. Количество отверстий перфорации перегородок определяется по формуле
Zn=

Zn количество отверстий перфорации n-ой перегородки;
2,618 коэффициент пропорциональности. Диаметр отверстий перфорации впускного патрубка определяется по формуле
d1= dв.п


Z1 количество отверстий перфорации впускного патрубка;
1,272 коэффициент пропорциональности. Количество отверстий перфорации впускного патрубка принимается равным одному из чисел ряда Фибоначчи, начиная, например, с 13 или 21, или 34 и т. д. Глушитель работает следующим образом. Отработавшие газы через отверстия перфорации впускного патрубка 2 попадают во впускную камеру 6, а затем через перфорированную перегородку 4 в промежуточную камеру 7. В камере 7 происходит выравнивание статического давления газового потока (за счет уменьшения динамического напора) и его повышение, которое затем затрачивается на преодоление последующего аэродинамического сопротивления при прохождении газов через перфорацию перегородки 5. Из камеры 7 отработавшие газы через перфорированную перегородку 5 проходят в выпускную камеру 8 и далее через перфорированный участок выпускного патрубка 3 выбрасываются в окружающую среду. Так как площади проходных сечений перфорации впускного патрубка 2, перегородки 4, перегородки 5 и выпускного патрубка 3 равны между собой, то это обстоятельство обеспечивает стабильное течение газового потока, постепенное снижение его скорости и уменьшение уровня шума. Одновременно происходит изменение направления движения газов и постепенное дробление газового потока на все более мелкие струи, так диаметры отверстий по ходу движения отработавших газов уменьшаются, а их количество увеличивается. Это также способствует постепенному, плавному торможению газового потока и снижению уровня шума, что особенно важно для дизельных двигателей. Площадь проходных сечений перфорации внутренних элементов, определяемая по формуле (1), больше площади поперечного сечения впускного патрубка. Это сделано для того, чтобы увеличением площади проходных сечений частично компенсировать дополнительные местные сопротивления при движении газового потока через перфорации впускного патрубка 2, перегородок 4 и 5 и выпускного патрубка 3, тем более, что не все отверстия перфораций работают с одинаковой эффективностью. Это способствует стабилизации движения газового потока и повышает эффективность работы устройства. Этот положительный эффект усиливается дополнительно еще и тем, что перфорации на всех внутренних элементах глушителя выполнены в виде круглых отверстий, что также стабилизирует движение отработавших газов,
Использование формул (1) и (2) для расчета параметров перфорации впускного патрубка 2 позволяет определить ее величину в зависимости от диаметра впускного патрубка, а следовательно, от объема цилиндров двигателя внутреннего сгорания. А теперь необходимо дать пояснения к формуле (1). Эта формула получена, исходя из следующих рассуждений. Площадь проходного сечения перфорации впускного патрубка, а следовательно, и всех других внутренних элементов, должна быть несколько больше площади поперечного сечения впускного патрубка. С учетом отложения сажи, неодинаковой эффективности работы отверстий перфорации, неравномерного течения газового потока в поперечном его сечении, наличия поворотов, пульсаций и др. целесообразно принять площадь перфорации впускного патрубка больше площади его поперечного сечения, а именно:
F1= 1,272

fв.п. площадь поперечного сечения впускного патрубка;
1,272 коэффициент пропорциональности. F1= 1,272








Тогда получается
F1= 1,272






С другой стороны
F1=


z1 количество отверстий перфорации впускного патрубка. Или




Окончательно имеем
d1= dв.п



т. е. 1,272

1,618=

2,618= (




















Количество отверстий перфорации ми принимаем равным одному из чисел ряда Фибоначчи. Таким образом, параметры перфорации всех внутренних элементов глушителя (впускной патрубок, две перегородки и выпускной патрубок) определяют по единой методике с использованием чисел Фибоначчи и золотой пропорции, причем одновременно увязывают их с размерами диаметра впускного патрубка, а следовательно, с объемом цилиндров двигателя внутреннего сгорания. П р и м е р А. Диаметр впускного патрубка dв.п.=90 мм, проходное сечение впускного патрубка F1=dв.п.2=8 100 мм2. 1. Расчет впускного патрубка. Принимаем z1=34. Тогда
d1= dв.п




F1=





2. Расчет первой перфорированной поперечной перегородки:
Принимаем
d2=


Z2=2,618

F2=





3. Расчет второй перфорированной поперечной перегородки
d3=


Z3=2-618 X2233
Проверка
F3=





4. Расчет выпускного патрубка
Z4=2,618

d4= dв.п



F4=











для R 5 q=1,618=

для R10 q 1,272

для R20 q 1,127

для R40 q 1,065

Таким образом, расчет внутренних элементов глушителя предлагается выполнять на основе действующих международных стандартов. Здесь возможна унификация глушителей для разных типоразмеров двигателей внутреннего сгорания. Принимать d1


Формула изобретения
dп = 1,618

где n - порядковый номер перегородки, начиная со стороны впускного патрубка;
1,618 - коэффициент пропорциональности,
а количество Zп отверстий перфорации перегородок определено зависимостью

где прямые скобки обозначают целую часть числа;
2,618 - коэффициент пропорциональности,
отличающийся тем, что впускной и выпускной патрубки частично размещены в корпусе и выполнены перфорированными, а их торцы соответственно расположены на поперечных перегородках, причем площадь проходных сечений перфорации патрубков равна площади проходных сечений перфорации перегородок и ее величина определена зависимостью
F1= d2в.п.,
где F1 - площадь проходного сечения перфорации впускного патрубка;
dв.п. - диаметр впускного патрубка,
диаметр d1 отверстий перфорации впускного патрубка выполнен в соответствии с соотношением

где Z1 - количество отверстий перфорации впускного патрубка;
1,272 - коэффициен пропорциональности.
РИСУНКИ
Рисунок 1